Курсовая с практикой на тему Музыкальное воспитание как средство развития эмоционального мира школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1.Теоретическое исследование музыкального воспитания эмоционального мира 7
1.1. Особенности развития эмоционального мира школьников 7
1.2. Методические аспекты использования музыки в общеобразовательной школе как средства воспитания эмоционального мира школьников 11
Глава 2.Изучение музыкального воспитания как средства воспитания эмоциональности 15
2.1. Методы и приемы развития эмоционального мира школьников в процессе музыкального воспитания 15
2.2. Методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников 17
Заключение 22
Список литературы 24
Введение:
Актуальность исследования. Современная музыка и музыка в целом являются неотъемлемой частью жизни школьников и молодежи. В наше время основными потребителями музыкальной продукции являются они.
Если посмотреть на реальность, молодежь слушает музыку везде: дома, в транспорте, на занятиях и т.д. Некоторое люди с помощью музыки расслабляются, а кому-то наоборот, музыка помогает найти себя, взять все под контроль или найти лучшее решение в определенной ситуации. Музыка, она разнообразно у нее множество стилей: классика, рэп, металл, поп и т.д. И этот выбор между стилями, так или иначе, формируют личностные качества, а также влияет на эстетическое воспитания. Потому что в подростковом возрасте наиболее благоприятно формировать личность и эстетическую культуру. Эту мысль отмечает многие педагоги, деятели культуры (Макаренко, Сухомлинский, Ушинский). У них появляется чувство красоты, они начинают более плотно жить, появляется интерес к жизни, понимание людей, вещей, развивается память, мышление, и другие психологические процессы. Как показывают исследования в области психологии и социологии, значительное количество направлений массовой культуры не совсем правильно влияют на социализацию подрастающего поколения, что требует вмешательств со стороны науки для тщательного изучения последствий влияния культуры на психику ребенка. Большие деформации в плане формирования идеалов, эстетическая дезориентация молодежи, говорит об необходимости поиска новых путей, как уровне личности, так и на уровне сформировавшихся молодежных групп.
Таким образом, любой современный школьник оказывается в сфере влияния современной музыки. А она на сегодняшний день имеет самые разнообразные виды и жанры, которые оказывают то или иное влияние на современного школьника.
Цель работы – изучить музыкальное воспитание как средство развития эмоционального мира школьников.
Объект исследования – музыкальное воспитание школьников.
Предмет исследования – развитие эмоционального мира школьников.
Задачи работы
1.Изучить особенности развития эмоционального мира школьников;
2.Изучить методические аспекты использования музыки в общеобразовательной школе как средства воспитания эмоционального мира школьников;
3.Изучить методы и приемы развития эмоционального мира школьников методом музыкального воспитания;
4.Описать методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
Методологическая база исследования составили психолого-педагогические труды Сушанский А. С, Бочкарев Л.Л, Шерстнева О.А. , В. М. Бехтерев, Зибельквит, Блейз О.С., Зорилова С., Ортега-и-Гассет Х. , Келдыш Г.В., Багашева А., Султанова Н., Готсдинера А.Л., Панкевич Г.И., Кочубей Б.И., Глазунова О.В.
Исследования, раскрывающие психолого-возрастные особенности детей Осеннева М. С.
Труды по музыкально-эстетическому воспитанию в общеобразовательной школе Острийчук Т.А.
Методы исследования. Теоретические – изучение литературных источников. Эмпирические – анализ, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования: обобщены с позиций категориального аппарата педагогической науки сведения о принципах и закономерностях воспитания эмоционального мира детей.
Практическая значимость исследования: данные исследования, полученные в курсовой будет использована в работе студента в конкретном среднем учебном учреждении.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Уроки музыки оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют формированию характера и норм поведения. Они обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Уроки музыки — это не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает у детей художественный вкус, воспитывает любовь к музыке, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающей среде.
На основе анализа работ известных педагогов-музыкантов (Д. Б. Кабалевского, В. Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, Б. Асафьева и др.), можно сделать вывод, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости. Музыка — это средство развития эмоциональной сферы, совершенствования мышления, и ребенок становится чувствительным к красоте в искусстве и жизни.
Чувства, в том числе и эстетические, являются специфической формой отражения окружающей среды. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где нет сочетаний предметов, форм, цветов, звуков в повседневной среде, которые можно воспринимать как образцы красоты. Однако одного только наличия этих предметов недостаточно для развития у детей эстетических чувств. Музыка-это прекрасный инструмент для эмоционального воспитания ребенка, она всегда близка к личности ребенка. Но ребенок должен научиться воспринимать различные формы, присущие музыке, гармонию цветов и звуков, а также испытывать эмоциональные переживания, и уроки музыки могут помочь ему в этом.
Таким образом, предположение о том, что школьникам больше всего должна нравиться та музыка, которая лучше всего соответствует их природному темпераменту, полностью не подтвердилось. Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента конкретного школьника, отмечается преимущественно у тех из них, кто имеет небольшой музыкальный опыт. Музыкально развитые дети, живо реагирующие на музыку, ставили высокие оценки всем произведениям, которые они слушали, и с трудом выбирали то, которое им больше всего нравилось. Такие дети, по-видимому, отходили от своих естественных предпочтений и могли положительно оценивать музыку иного характера по сравнению с их темпераментом. Можно предположить, что живость отклика на музыкальные произведения, различные по своей природе, свидетельствует о развитии эмоциональной сферы школьников. Однако поиск более тонких корреляций между уровнем развития эмоциональной сферы школьников, уровнем его музыкальной отзывчивости и особенностями его природного темперамента требует дальнейшего изучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА
1.1. Особенности развития эмоционального мира школьников
Тарасова К. отмечала, что эмоциональная сфера — одна из важнейших составляющих человеческой личности [28, c.51]. Страх и восторг, печаль и радость, тоска и вдохновение-вот основа нашей жизни.
Негативные эмоции заставляют человека страдать. Пытаясь избавиться от них, родители прививают своим детям неправильные паттерны реагирования. Но именно негативные эмоции предупреждают нас об опасности, заставляют быть внимательными и способствуют самосовершенствованию. Чтобы преуспеть в жизни, стать адекватным человеком, нужно научиться правильно понимать эмоциональные сигналы и действовать осознанно.
Положительные эмоции, наоборот, вдохновляют. Некоторые взрослые слишком стремятся к удовольствию, делают его смыслом своей жизни. Эти правила превращают воспитание потомства в требовательных и капризных тиранов. Большинство людей воспринимают веселье как нечто редкое, возможное только «по праздникам» и для особого случая. У них есть дети, которые растут, не умеют быть счастливыми просто так.
По мнению Багашева А. «Эмоциональное воспитание — это подготовка ребенка к определенному типу реагирования» [3, c.10].
Люди не рождаются оптимистами или пессимистами. Если родители склонны видеть в любом событии, прежде всего, хорошее, то дети унаследуют оптимистичный взгляд на будущее. Родители, которые часто наказывают детей и строго следят за их ошибками, провоцируют формирование пессимизма и неуверенности.
Помимо оптимистического или пессимистического образа мышления, взрослые показывают детям пример выражения эмоций. В некоторых семьях принято бурно проявлять свой гнев, бросать табуретки и разбивать посуду. Приняв эти правила воспитания, дети привыкают к постоянным эмоциональным всплескам, становятся неуравновешенными и возбудимыми. Впоследствии они начинают целенаправленно искать приключений, чтобы обеспечить себе богатую эмоциональную жизнь.
Другие родители подавляют детскую непосредственность, учат детей скрывать эмоции от посторонних. Эти дети вырастают замкнутыми и скрытными. Часто они не могут построить близкие отношения. Со стороны они выглядят холодными и безразличными. Другим бывает трудно понять их истинное настроение. Такое эмоциональное воспитание препятствует развитию самопринятия и самопонимания ребенка.
У большинства детей и взрослых слово «воспитание» ассоциируется с наказанием и различными запретами. Согласитесь, старших ругают чаще, чем хвалят. Многие родители вводят бесконечные правила воспитания, потому что считают своим долгом защищать детей от опасности. Непослушные дети боятся бабайки и полицейских. Взрослые отпрыски подвергаются шантажу и влиянию бойкотов.
Кабалевский Д.Б. говорил, что эмоциональное воспитание, при котором дети испытывают чувство вины, угрызения совести и другие негативные эмоции, — это психологическое насилие [15, c.61].
Взрослые всегда использовали этот метод самоуправления и практиковали его на детях. Мы запрещаем себе сладости, заставляем себя вставать по утрам, тащимся на работу, которая нам не нравится, и ругаем себя за невыполненные обещания.
Страх, стыд и вина-это надежные и привычные помощники воспитателя. Отрицательные эмоции действуют всегда, везде и на всех. Вам нужно только правильно выбрать степень и конкретные средства воздействия. Каждый взрослый человек имеет большой опыт детских обид и эмоциональных болячек. Поэтому, взрослея, мы продолжаем бояться начальника, скрывать правду от родителей, лгать своим близким и притворяться хорошими.
Эмоциональное воспитание, основанное на психологическом насилии, помогает родителям и учителям получить желаемый результат здесь и сейчас. Но что же будет с ребенком в ближайшем будущем? Отрицательные эмоции делают человека зависимым. Зная определенные болевые точки, вы легко можете спровоцировать его на любые действия. Сейчас он вам поможет, а потом им начнут пользоваться друзья, товарищи и просто знакомые.
Ребенок, который повинуется, потому что боится, не формирует своих собственных мотивов и морального сознания. Желательное поведение, которое поддерживается отрицательными эмоциями, существует только до тех пор, пока существует опасность наказания. При малейшем ослаблении регулятора срабатывает эффект сжатой пружины. Рано или поздно ребенок обязательно сделает то, что было запрещено.
По мнению Тютюнниковой Т.Э. начальный школьный период — это очень важный этап в жизни ребенка [29, c. 19]. Формирование внутренней позиции, то есть мотивационного центра, обеспечивающего ориентацию ребенка на учебу, его эмоционально позитивное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. Мы уже говорили, что в тех случаях, когда важные потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворяются, он может испытывать устойчивые эмоциональные расстройства: постоянное ожидание неудачи в школе, плохое отношение со стороны учителей и одноклассников, страх перед школой, нежелание ее посещать. Социальная позиция студента, которая накладывает на него чувство ответственности, долга и ответственности, может спровоцировать страх «оказаться не тем человеком». Ребенок боится не успеть вовремя, опоздать, сделать что-то не так, быть осужденным и наказанным. В раннем школьном возрасте страх «оказаться не тем человеком» достигает своего максимального развития, так как дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим школьным обязанностям и очень беспокоятся об оценках.