Курсовая с практикой на тему Музыкально-дидактические упражнения как средство формирования представлений о творческих профессиях у детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования представлений о профессиях у детей среднего дошкольного возраста 5
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях 5
1.2. Музыка в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 11
1.3. Профориентация детей среднего дошкольного возраста, как образовательная задача в программе дошкольных образовательных организаций 14
Глава 2. Музыкально — дидактические упражнения как средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников 21
2.1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста 21
2.2. Музыкальное воспитание как способ развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста 23
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Под ранней профессиональной подготовкой ребенка среднего дошкольного возраста подразумевается не только создание условий, способствующих становлению субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде. Многими исследователями отмечено, что появление у ребенка к трем годам такого психологического новообразования, как «потребность действовать как взрослый» (Фрейд, Леонтьев, Эльконин), «потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых», «сравняться со взрослыми» (Субботский), «потребность в компетенции» (Поппер).
Ребенок подражает взрослым и воспроизводит их действия в деятельности, присваивает себе роль учителей, актеров, художников, врачей и др. Такая ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другим видам деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Известное противоречие между потребностью дошкольником действовать «как взрослый» и невозможностью ее адекватного удовлетворения в самостоятельной деятельности обусловлено рядом причин – это и недостаток физических сил для пользования предметами и средствами труда; отсутствие знаний и умений; отсутствие условий, обеспечивающих выбор ребенком интересующей его сферы деятельности.
Очевидно, что эти причины устранимы при соответствующей позиции взрослых и выборе средств воспитания, образования и организации деятельности ребенка, которые способствуют формированию адекватной «Я концепции» ребенка, включающей когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты. Формирование социальной компетенции детей среднего дошкольного возраста, знакомство дошколят с многообразием мира профессий в обществе не только расширит общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и сформирует у ребят определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствующий их ранней предпрофессиональной ориентации.
Целью настоящей работы является формирование представлений о творческих профессиях у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд поставленных задач: проанализировать многообразие профессий, связанных с искусством; рассмотреть общую осведомленность детей об окружающем мире, кругозор детей; проанализировать формирование у детей элементарного опыта профессиональных действий.
Объектом исследования в настоящей работе являются музыкально-дидактические упражнения как средство формирования представлений о творческих профессиях у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются представления о творческих профессиях при помощи музыкально-дидактических упражнений у дошкольников.
Заключение:
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда ребенок может проявить себя в самых различных направлениях: двигательные, речевые, музыкальные. В современном мире ребенок должен быть интеллектуально развитым, творческим, раскрепощенным, уверенным.
На современном этапе образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с
дошкольниками.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, активизация словарного запаса. Ранняя профориентация призвана:
— дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления
о профессиях;
— сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В педагогике и психологии давно утвердилась мысль, что музыка способствует развитию процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, становлению коммуникативных качеств ребенка. Открытие и развитие в ребенке собственно музыкальности при соответствующем подходе может стать важной частью формирования гармоничной, творчески ориентированной личности. Например, воспитываемая музыкой слуховая активность является одной из эффективнейших форм приобщения ребенка звучащему миру. Слуховая активность повышает, обостряет восприятие к звучащей речи во всем ее многообразии – от оттенков интонации до логического смысла.
Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Мир профессий в обществе сложная динамичная постоянно развивающая система. Особое внимание уделяет дидактическим, сюжетно-ролевым играм, направленным на раннюю профориентацию детей, так как именно через них ребенок лучше познает мир профессий.
На музыкальных занятиях совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии в игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношение людей в работе. Также на музыкальных занятиях музыкальным руководителем проводятся физкультминутки и музыкально-ритмические движения, в процессе которых дети подпевают и исполняют подражательные движения. Очень важное место в профориентационной работе с дошкольниками занимают музыкально-познавательные досуги. В целях ранней профориентации организовывается предметно развивающая среда.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования представлений о профессиях у детей среднего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях
Одной из основных задач социализации ребёнка в детских дошкольных учреждениях является ознакомление с разнообразным миром профессий. Знакомство с профессиями формирует у ребенка интерес к труду взрослых, позволяет гордиться работой своих родственников. Крайне важно и актуально сформировать в раннем дошкольном возрасте представления о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека — обосновано ФГОС дошкольного образования [23].
В настоящее время мир профессий очень разнообразен. Еще десятилетие назад было достаточно познакомить дошкольника с трудом врача, повара, продавца, то в современном мире ребенка нужно познакомить с большим разнообразием современных профессий, тем самым расширить представления детей о профессиях, в том числе и связанных с творчеством. За основу знакомства с профессиями можно взять алгоритм: название, место работы, трудовые действия, качества, которыми должна обладать профессия, результат труда.
Система ранней профессиональной ориентации детей среднего дошкольного возраста включает в себя «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути» [20].
К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений детей среднего дошкольного возраста отнесем:
• развивающую социальную среду, взрослых и их деятельность как сенсорные эталоны;
• социальную роль, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы;
• эмоциональную профессиональную идентификацию;
• жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст принято рассматривать как подготовительный, в котором происходить формирование основ для профессионального самоопределения в будущем.
Чтобы воспитать у ребенка уважительное отношение к трудовой деятельности, следует обогащать его представления о разных видах профессий взрослых, знать, что значит труд в жизни людей, знать результаты труда, знать мотивы, которые движут людьми в процессе труда.
Психолого-педагогическое моделирование пути раннего профессионального ориентирования дошкольников представляет собой поуровневую организацию ранней ориентации детей в профессиональной деятельности взрослых, предполагает развитие у детей профессиональной направленности, формирование профессиональной составляющей «образа Я», создающих основу для самоопределения и развития профессионально важных качеств в игровой деятельности.
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт [24].
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают «знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) [19].