Теория и методика дошкольного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Музыкальная игра как средство эстетического воспитания детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения музыкальной игры, как средства эстетического воспитания детей……………………………………………………7
1.1. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания детей………….7
1.2. Роль музыкальной игры воспитание эстетического воспитания детей……13
Глава 2. Практика организации музыкальных игр, как средства эстетического воспитания детей………………………………………………….22
2.1. Анализ опыта работы по использованию музыкальных игр, как средства эстетического воспитания детей………………………………………………….22
2.2. Результаты исследования по уровню эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста средствами музыки (контрольный этап исследования)…………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиография………………………………………………………………………32
Приложения…………………………………………………………………………34

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В наше время, когда задача духовного возрождения общества стоит особенно остро, музыкальное искусство решает проблемы гуманизации образования дошкольников. Поэтому эстетическое воспитание должно быть приоритетом для развития личности человека.
Музыка всегда была признана важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования показывают, что музыкальное образование оказывает незаменимое влияние на общее развитие ребенка: улучшается эмоциональная сфера, оттачиваются умственные способности: психические (мышление, воображение, память, внимание, восприятие) и аналитические процессы (анализ, синтез, моделирование, структурирование, логика, сравнение), физическое развитие ребенка осуществляется (двигательные навыки пальцев, рук, мимика, пластика и координация движений). Музыкальное искусство предоставляет большие возможности для развития внутреннего мира ребенка, его духовных, эстетических качеств. Музыкальное образование является средством формирования личности. Развитие эмоциональной культуры дошкольников посредством музыки является фундаментальной целью эстетического воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, формирование эстетического отношения к миру.[21] В связи с этим развитие музыкальных способностей детей всегда было и остается актуальным на современном этапе дошкольного образования. Организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей дошкольников, требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к подбору средств, форм и методов музыкальной деятельности и организации развивающей среды. Проблема содержания музыкального воспитания дошкольников всегда стоит на первом месте среди других педагогических проблем. Всем очевидно, что современное состояние музыкального образования характеризуется устойчивыми тенденциями обновления его содержания. Правда, этот процесс характеризуется некоторой несогласованностью – знакомство детей с музыкальным искусством в форме ознакомления их с различными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник; представление музыки как средства воспитания (как это делают большинство), средства ознакомления детей с окружающей реальностью, то есть понижения музыки до возрастных способностей детей, а не доведения ее до понимания эстетического содержания музыкального искусства. [2,c.49-54]
Огромные резервы музыкального образования скрыты в детской музыкально — игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, двигательной активностью, коллективным участием, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и образовательными возможностями. Такой подход к решению данной проблемы способствует реализации следующих педагогических функций музыкально — игровой деятельности: — коммуникативная; — рекреационные; — компенсационная; — творческая; — эстетическая. Другими словами, музыкальные игры дают детям возможность одновременно развлекаться, развиваться и отдыхать. Среди всех видов музыкальной деятельности, а это восприятие, исполнение, творчество, музыкальная игра является самым уникальным видом деятельности дошкольников.
Особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение. Музыкальные игры по правилам звука развивают любопытство, воображение, наблюдения, сообразительности. Слушая музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, узнает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на характер музыки. Музыкально-игровые композиции представляют собой взаимодействия всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а значит, и неограниченного личного развития. Такой подход естественен для современной музыкальной педагогики. Он основан на специфике музыки, как формы искусства, на особенностях содержания музыкального искусства.
Музыка отражает реальность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусства, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности. Актуальность научных трудов А. В. Кенемана подтверждается работами ученых последующих поколений: Л. Н. Комиссаровой, Е. П. Костиной, М. Л. Палавандишвили и других. О. П. Радынова играет большую роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей (автор программы «Музыкальные шедевры»). К. В. Тарасова (руководитель авторов программы «Гармония») уделяет большое внимание театрализованным играм. Л. Е. Щелокова (преподаватель кафедры дошкольной педагогики и методологии Московского института) активно продвигает систему музыкальных игр среди молодых специалистов.
Этот вопрос освещался в исследованиях российских психологов в области психического развития детей, свидетельствующих об особой роли эстетического восприятия в осмыслении реальности и развитии художественных образов на основе восприятия искусства (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик- Пашаев, Б.М. Теплов и др.); в суждениях о специфике и сущности методов приобщения детей младшего возраста дошкольного возраста к миру культуры и искусства (Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева).
Музыкально-ритмическое воспитание, разработанное В.А. Гринер, Е.В. Конорова, М.А. Румер и др. В отношении дошкольного возраста специальные исследования проводились А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина и их ученики А.Н. Зимина и М.Л. Паландишвилии.
Некоторые предложения по улучшению этой системы были сделаны Л.С. Генераловой и Е.Д. Рудневым. В теориях эстетического воспитания детей (Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина) анализируются эстетическое воспитание и эстетическое развитие, как основные составляющие совместного гармоничного развития личности.
В последнее время внимание уделяется проблемам теории и практики эстетического воспитания, что приводит к развитию отношения к реальности, например, как средства нравственного и умственного воспитания, всесторонне сформированного и духовно богатого человека. Основные содержательные обстоятельства эстетического воспитания детей в педагогике были проанализированы многими исследователями [10, С.16].
Объект: процесс развития эстетического воспитания детей.
Предмет: музыкальная игра, как средство эстетического воспитания детей.
Цель: изучение влияния музыкальной игры на развитие эстетического воспитания детей.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы эстетического воспитания детей;
2) определить роль музыкальной игры как средства эстетического воспитания детей;
3) проанализировать практику организации музыкальных игр как средства эстетического воспитания детей;
4) разработать методические указания для дошкольных педагогов по эстетическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические – анализ, синтез и обобщение научно-методической литературы по теме исследования.
Практические – педагогический эксперимент, наблюдение.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 15».
Практическая значимость работы заключается в том, что по итогам исследования были предложены музыкальные игры в развитии эстетического воспитания детей для применения педагогам дошкольного образования
Курсовая работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из: введения; двух глав; заключения, библиографии и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе эстетического воспитания важную роль играет творческая деятельность детей. Проявление творческой активности во многом зависит от среды, в которой ребенок находится в детском саду. В своей исследовательской работе пытались доказать, что одним из инструментов, способствующих развитию дошкольников, являются музыкальные игры. В ходе исследований в процессе организации музыкальных игр была выявлена положительная динамика уровня развития детей старшего дошкольного возраста. Проведенная исследовательская работа доказала эффективность музыкальных игр в развитии детей дошкольного возраста. Целью данного исследования было определить, теоретически обосновать и реализовать на практике содержание музыкальных игр, способствующих эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи, а именно:
1. В процессе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены и определены психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста;
2. Раскрыты сущность и особенности организации музыкальных игр с дошкольниками;
3. В ходе экспериментально-поисковых работ мы применяем на практике разработанные музыкальные игры, способствующие развитию эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, цель достигнута. В ходе нашего исследования доказали, что музыкальные игры имеют большой потенциал с точки зрения эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения музыкальной игры, как средства эстетического воспитания детей
1.1. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания детей
Эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на человека с целью его эстетического развития, то есть формирования творческой активности личности, способной воспринимать и ценить красоту мира, искусства и создавать его. Начинается с первых лет жизни детей. [12,c.35]
Эстетическое воспитание — это очень широкое понятие. Оно включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, работе, общественной жизни, жизни и искусству. Однако знание искусства настолько многогранно и своеобразно, что выделяется из общей системы эстетического воспитания как особой его части. Воспитание детей с помощью музыки является предметом музыкального воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает разум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.[6,c.25]
В процессе развития эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественные и творческие способности, а также формировать основы эстетического вкуса.
С первых лет жизни ребенок неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, ярким цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, интереса. Слово «прекрасный» входит в раннем возрасте детей. С первого года своей жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картины; одновременно с реальностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания они переходят от необъяснимого отклика на все яркое, прекрасное к сознательному восприятию прекрасного. Понятие эстетического воспитания органически связано с термином эстетика, который обозначает науку о красоте. Само слово эстетика происходит от греческого «aisthesis», что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и ознакомление учащихся с различными видами и жанрами искусства — музыкой, литературой и изобразительным искусством. Существенным аспектом эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном характере и поведении человека.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Детское познание красоты формируется в процессе эстетического развития окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также в искусстве как наиболее концентрированном отражении красоты. Разнообразие жизни порождает разнообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждый из которых имеет свои жанры.[6,c.37]
Не менее важным аспектом содержания эстетического воспитания является его направленность на развитие личности дошкольника. Прежде всего, необходимо сформировать эстетические потребности в области искусства у детей среднего дошкольного возраста, в осмыслении художественных ценностей общества.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннее формирование трудно переоценить. Эстетическое восприятие реальности имеет свои особенности. Для него главное — чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражена в совокупности звуков, цветов, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, связано с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является самоотверженная радость, легкое эмоциональное возбуждение, возникающее при встрече с прекрасным.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы