Теории и технологии музыкального воспитания детей Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Музыкальная деятельность как средство формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….
1.1.Понятие «эмоциональный интеллект»……………………………….
1.2.Возрастные особенности проявления и развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте…………………………………………
1.3.Музыкальная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста………………….
Выводы по главе 1…………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………..
2.1 Выявление уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………
2.2 Организация работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности…………
2.3 Выявление эффективности проведенной работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности…………………………………………………….
Выводы по главе 2………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

  

Введение:

 

Актуальность исследования:
Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Эмоции ребенка непосредственно влияют на развитие его умственных способностей, особенно это касается детей дошкольного возраста. Ведь именно в этом возрасте закладывается общий интеллект ребенка, его способность к обучению, развитию, самосовершенствованию. Происходит активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства, проявлять конструктивно свои. Другими словами, эмоциональная сфера становится ведущей при формировании духовного мира ребенка.
Термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Непосредственное влияние на эмоции ребенка оказывает музыка. Именно музыкальную деятельность можно рассматривать как средство развития эмоционального интеллекта дошкольника. Всем известно, что от того, как будет произнесена та или иная фраза, с какой интонацией зависит ее смысл. Музыкальная деятельность способна научить детей умению распознавать оттенки интонации и самому употреблять их в речи. Владение собственной интонацией и распознавание оттенков голоса собеседника улучает взаимопонимание в повседневной жизни. Кроме того, посредством музыки обогащается словарь эмоций человека, что является особенно актуальным, когда не хватает словарного запаса для выражения своих чувств, либо их нужно усилить.
Многими учеными была доказана эффективность влияния музыки на развитие ребенка. Но в нынешнее время происходит значительное количество стремительных социально-экономических перемен в обществе, к которым взрослые не всегда могут быстро адаптироваться. Это в итоге приводит к увеличению количества детей с психоэмоциональными нарушениями. В связи с этим появилась необходимость вводить музыкальную деятельность в качестве необходимого средства развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Исследования последних лет доказывают, что снижение эмоционального интеллекта у детей приводит к появлению тревожности и агрессии. Именно по этой причине крайне важно использовать музыкальную деятельность в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.
В соответствии со сказанным можно выделить противоречие между необходимостью развития эмоционального интеллекта и недостаточностью разработок, опирающихся на музыкальную деятельность для развития эмоционального интеллекта и способствующих введению музыкальной деятельности в процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Для разрешения данного противоречия необходимо разработать рекомендации по использованию музыкальной деятельности в образовательном процессе в качестве средства развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии со сказанным проблемой исследования является выявление эффективности музыкальной деятельности в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: музыкальная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: проанализировать эффективность музыкальной деятельности как средства развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «эмоциональный интеллект»;
2) выявить возрастные особенности эмоционального интеллекта в музыкальной деятельности;
3) изучить музыкальную деятельность как средство развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста;
4) организовать систему работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования: идеи о связи эмоций и сознания рассматривалась во многих трудах отечественных психологов, таких как А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Л.И. Божович и др. Исследованием влияния эмоционального интеллекта на умственное развитие ребенка занимались следующие современные ученые: Т.В. Гребещикова, Ю.А. Лаптева, Н.И. Федорова и др. Музыкальную деятельность как средство развития эмоционального интеллекта в своих работах рассматривали: И.Н. Андреева, Б.В. Асафьев, Д.В. Люсин, В.Г. Ражников и др.
Методы исследования:
В ходе выполнения курсовой работы нами были использованы следующие методы исследования:
— теоретические – анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
— практические – эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), качественный и количественный анализ полученных данных, беседа, наблюдение.
Научная новизна: дополнено знание о значении музыкальной деятельности в развитии эмоционального интеллекта дошкольников, проанализированы работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей данной темы, обобщены научные знания, касающиеся развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут использовать в своей практике воспитатели дошкольных учреждений.
Этапы исследования:
1) изучение теоретической научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной деятельности;
2) поиск технологий развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста;
3) разработка рекомендаций по внедрению музыкальной деятельности как средства развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
База исследования: детский сад № 71 «Зоренька», г. Волжский.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию особенностей развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе приводится эмпирическое исследование влияния музыкальной деятельности на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для организации исследования необходимо было решить ряд задач.
В результате решения первой задачи, которая заключалась в раскрытии сущности понятия «эмоциональный интеллект» нами было выявлено, что эмоциональный интеллект – это сложное структурное образование, интегративноличностное свойство, которое обусловлено динамичным единством аффекта и интеллекта через взаимодействие эмоциональных, когнитивных и мотивационных особенностей и направлена на понимание собственных эмоций и эмоциональных переживаний других, обеспечивает управление эмоциональным состоянием, подчинение эмоций ума, способствует самопознанию и самореализации через обогащение эмоционального и социального опыта. Эмоциональный интеллект может быть личностным, то есть направлен на собственные эмоции, и межличностным, то есть направлен на чувства других.
Решая вторую задачу, предполагающую выявление возрастных особенности эмоционального интеллекта в музыкальной деятельности мы выяснили, что первой формой человеческой активности является эмоции, которые становятся своеобразным ориентиром в познании ребенком окружающего мира. Проблема формирования эмоциональной культуры ребенка является общепризнанной, а успешность ее решения зависит от подготовленности родителей и воспитателей и их сотрудничества в этом направлении. Особо следует обратить внимание на необходимость углубленного ознакомления детей дошкольного возраста с различными эмоциональными состояниями, формирование у них представлений о внутренних и внешних факторов, обусловливающих определенное настроение у человека и его внешние проявления – мимику, жесты, поступки; также необходимо выяснить психолого-педагогические условия оптимизации общения со взрослыми и сверстниками как средства воспитания эмоциональной культуры дошкольника, что и составляет дальнейшие научные исследования.
Решение третьей задачи, предполагающей изучение музыкальной деятельности как средства развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста позволило понять, что развитию эмоционального интеллекта дошкольника способствует музыкальная деятельность. Однако она требует систематических занятий и акцентированию внимания ребенка на собственных эмоциях, на способах их выражения посредством музыки и движений.
Для решения четвертой задачи, которая заключалась в организации системы работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности и проверке ее эффективности, мы провели эмпирическое исследование на базе детского сада № 71 «Зоренька», г. Волжский. В нем приняли участие 20 детей возрастом 6-7 лет. Уровень эмоционального интеллекта детей мы выявляли по методике Н. Холла (тест на эмоциональный интеллект). Результаты диагностики показали у 90 % испытуемых уровень эмоционального интеллекта является низким и лишь у 10 % – средним. Это подтверждает необходимость проведения работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Мы организовали и провели работу по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности, которая была разделена на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В ходе основного этапа дети знакомились с музыкальными произведениями, приучались к восприятию музыки. В ходе второго этапа работы дети разучивали песни и танцевальные движения. В конце данного основного этапа испытуемые предлагали свои движения под музыку. Заключительный этап экспериментальной работы превратился для детей в праздник. Для родителей была поставлена музыкальная сказка «Теремок», режиссерами которой выступили сами дети. В целом стоит отметить, что проведенная работа детям очень понравилась и вызвала массу положительных эмоций.
После проведения экспериментальной работы мы провели повторное диагностирование уровня эмоционального интеллекта у старших дошкольников по той же методике. Результаты оказались следующими. До проведения экспериментальной работы у большинства детей уровень эмоционального интеллекта является низкий, после проведения работы стал – средним. Это говорит об эффективности проведенной работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

Эмоциональный интеллект стал предметом психологического исследования сравнительно недавно благодаря трудам зарубежных исследователей Г. Гарднера, Д. Гоулман, Д. Карузо, Дж. Майера, П. Саловея и др. Ученые подчеркивают необходимость и целесообразности развития эмоционального интеллекта, который признан фактором обеспечения успешного личностного и профессионального роста личности. Это требует глубокого научного осмысления нового психологического феномена – эмоционального интеллекта, который рассматривается американскими учеными в русле психологии личности.
Анализ научных источников свидетельствует о том, что проблема эмоционального интеллекта начала привлекать внимание исследователей в 90-х годах ХХ века благодаря трудам американских психологов Дж. Майера и П. Саловея, впервые употребили термин «эмоциональный интеллект» и начали исследовательскую деятельность для его изучения. Эмоциональный интеллект, по мнению этих ученых, является совокупностью когнитивных способностей к идентификации, понимания и управления эмоциями [Goleman,2015].
Предпосылкой возникновения концепции эмоционального интеллекта считают работы американского психолога Г. Гарднера, который выдвинул мысль о множественности форм проявления интеллекта. К ним относятся: вербальный, пространственный, кинестетический, логико-математический, музыкальный, внутриличностный (направлен на собственные эмоции) и межличностный (направлен на эмоции других людей). Г. Гарднер считал, что внутриличностный интеллект является ключом к самопознанию, к пониманию собственных эмоций и чувств в целях управления своим поведением. Межличностный интеллект – это способность понимать других людей, эффективно с ними взаимодействовать. В работах Э. Торндайка, Р. Стернберга он был назван социальным интеллектом и связан со сферой человеческих отношений, межличностных отношений, общения.
Однако, как известно, росту интереса к феномену эмоционального интеллекта и его роли в жизнедеятельности человека способствовала работа американского психолога Д. Гоулман «Emotional Intelligence», которая вышла в США в 1995 году и стала бестселлером. Как известно, Д. Гоулман высказал мнение о том, что общий интеллект, исследуется уже на протяжении длительного времени и измеряется с помощью известных тестов на определение коэффициента IQ, только на 20% предопределяет успех в жизни человека, тогда как 80% приходится на долю других факторов, обеспечивающих успех.
Среди них значительное место принадлежит эмоциональному интеллекту, который, по его мнению, способствует личностному росту, эффективности профессиональной деятельности и карьере человека [Goleman,2015].
Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую науку способствовало интенсивному росту количества научных исследований, направленных на изучение данного феномена.
Теоретико-методологические подходы к проблеме соотношения интеллектуального и эмоционального рассматривали в своих работах Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.К. Тихомиров и др. В частности, выдающийся психолог Л.С. Выготский выделял среди важнейших вопросов психологии проблему единства аффекта и интеллекта [Рубинштейн,2016]. Ученый рассматривал ее как краеугольный камень теории психического развития личности. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л.С. Выготского, оказывается, во-первых, в их взаимосвязи и взаимовлияния на всех этапах психического развития; во-вторых, в том, что эта связь динамична, причем каждой стадии развития мышления соответствует своя стадия развития аффекта. Ученый критиковал попытки изолировать мышление от эмоциональной сферы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы