Курсовая с практикой на тему Мусульманская модель судебной власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие
мусульманского права и сфера его распространение. 5
1.2
Характеристика признаков мусульманского права. 6
ГЛАВА 2
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ.. 13
2.1 Отрасли
мусульманского права. 13
2.2 Общие
сведения о системе правосудия в мусульманских странах. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Экономическое развитие
современной России нуждается в расширении ее экономических связей со странами
мира и непосредственно со странами Востока, в частности Ближнего, а это
преимущественно государства, в которых доминирует такая мировая религия, как
ислам. Это обусловливает необходимость тщательного изучения правовых систем
этих стран, поскольку они имеют специфический характер, который проявляется в
том, что эти современные системы строятся на основе мусульманского права.
Главной особенностью мусульманского права является то, что оно возникает из религиозных
законов ислама. Отсюда и другая его особенность – необходимость для мусульман,
в какой бы стране они ни жили, руководствоваться, пользоваться мусульманским
правом.
Мусульманское право –
одна из уникальных правовых систем, которая в отличие от своих «братьев» –
еврейского, христианского, буддистского и индуистского – является правовой
системой, которая была возведена до уровня закона в более чем 20-ти странах
мира. Оно преобладает преимущественно в странах Ближнего Востока, но
распространяет свое влияние далеко за пределы этого региона.
Для одних эта правовая
система ассоциируется с отсечение головы, рук и публичными казнями, а для
других – с жестокой дискриминацией религиозных меньшинств и женщин. Некоторые
соотносят исламское право с альтернативными финансовыми инструментами, которые
этически ограничивают ростовщичество.
Критическое изучение
истоков возникновения мусульманского права и его основных характеристик позволит
нам понять сущность и природу традиционной мусульманской судебной системы.
В данной работе, мы
поставили перед собой цель
рассмотреть некоторых теории происхождения и развития исламского права и на их
основе реконструировать картину возникновения модели мусульманской судебной
системы.
Актуальность темы
исследования опирается на то, что современные тенденции развития мусульманского
права представляют не только научный, но и практический интерес. Последнее
обстоятельство обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Правовые системы
мусульманских стран заметно изменились с 60-х годов ХХ века. В некоторых из них
правительства пытались создать новые законы, основанные только на нормах
мусульманского права. Вновь созданное законодательство и судебные органы имели
целью заменить законодательство, основанное по европейскому образцу времен
колонизации мусульманских стран. Однако это порождает ряд вопросов, которые,
как показало время, угрожают определенными угрозами и трудностями.
Целью исследования было
определено постановку следующих задач:
– раскрыть социальные и
идеологические особенности и характеристики мусульманского права;
– определить основные
фазы становления и развития мусульманского права, охарактеризовать основные
источники шариатского права, их соотношение и взаимодействие, раскрыть и
проанализировать нормативно-правовую сферу мусульманского права;
– рассмотреть процесс функционирования
мусульманских судебной системы в историческом плане и ее изменение на
современном этапе развития;
– выявить сущностную
специфику мусульманского права и судебной системы мусульманских государств.
Заключение:
В мире сегодня проживает около
миллиарда мусульман. Сообщества этой религии существуют более чем в ста
странах, а в двадцать восьми –
ислам – государственная
религия. Среди традиционных мусульманских стран или стран с преобладающим
влиянием ислама –
Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман,
Бруней, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Египет,
Тунис, Ливия, Мавритания, Сомали, Судан, Иордания, Сирия, Турция, Индонезия.
Несмотря на, казалось бы,
незыблемость устоев мусульманского права, которое основывается на одной из самых
молодых мировых религий, в современном мире все же происходит его постепенное развитие.
Религиозная ориентация мусульманского
права предопределяет дискуссии ученых относительно его природы. Считается, что мусульманское
право является отдельной ветвью права, распространенное в странах, население
которых исповедует ислам и является неотъемлемым от догм религии. Учитывая
структуру и особенности мусульманского права, а также изменчивость права к развитию
общественных отношений, необходимо различать такие понятия, как «мусульманский
закон» («Мусульманское законодательство») и «Законодательство мусульманских
стран».
Исследуя мусульманское
право, стоит разграничивать такие категории, как Шариат и Фикх, составляющих
его основу. Шариат может быть назван мусульманским правом лишь в той части,
которая закреплена государством, ведь он регулирует не только правовые отношения,
но и вопросы морали и религии, не относящиеся к компетенции права.
Примечательно, что изменения
в системе права стран исламского мира, обусловленные развитием
социально-экономических отношений не должны отрицать основы шариата.
Еще во время правления
Аббасидов (VIII
в.) в арабских государствах, исповедующих ислам, сформировалась судебная
система, состоящая из двух звеньев. Суды кадисов, которые придерживались норм
исламского права, бросали вызов религиозному сознанию верующих и рассчитывали
на добровольное исполнение последних судебных решений и силу государственного
аппарата принуждения. Эта судебная система оставалась неизменной до середины XIX века. На протяжении всего этого
периода деятельность судов кади, их роль в государственном механизме и во всей
политической системе определялась рядом факторов. Первый из них, как уже
отмечалось, был связан с постепенным ограничением свободы усмотрения в
соответствии с определенным смыслом мусульманского права.
Наряду с введением
официального смысла, наблюдалась все более широкая практика правителей
устанавливать свои правила и систематизировать законодательство оказала
заметное влияние на деятельность мусульманских судов. Публикация нормативных
правовых актов по административным, финансовым, земельным и уголовным делам, а
также по судебным разбирательствам происходила почти при всех османских
султанах.
Судебную систему арабских
стран, где существуют мусульманские суды, можно разделить на две основные
группы. Первая сложилась у тех из них, которые достигли относительно высокой
степени общественного развития и в которых государство по своей природе
является буржуазным или выражает интересы буржуазно-феодального блока социальных
и классовых сил (Ливан, Судан, Иордания, Марокко). В эту группу также входят
системы правосудия Ирака, Ливии и Сирии. Организация мусульманских судов в
каждой из этих стран имеет свои особенности. Часто все сводится к созданию судов
низшей инстанции (например, в Марокко). Однако в некоторых случаях существует
многоуровневая система мусульманских судов. В Судане, например, есть
мусульманские окружные суды трех уровней и несколько апелляционных судов.
Особенностью судебных
систем стран, население которых придерживается различных направлений и толкований
мусульманского права, является создание нескольких параллельных систем
мусульманских судов, например, суннитских и джафарианских судов в Ираке и
Ливане, специальных судов для друзов в Сирии и Ираке. Именно в этой группе
стран часто формируются верховные мусульманские суды, которые функционируют в
качестве апелляционного органа. Например, в Ливане верховные суды суннитов и
джафари имеют трех судей и специального прокурора, а в Иордании апелляционный
суд мусульман назначается королем с председателем и двумя членами. В Ливии
создано несколько мусульманских апелляционных судов, каждый из которых состоит
из председателя, заместителя и советников, а решения принимаются большинством
из трех советников. В некоторых случаях апелляции на решения мусульманских судов
подаются в вышестоящий гражданский суд (Марокко), а в Сирии, Судане и Ираке – в
специальную палату Верховного суда (в Судане высший кади страны является членом
Верховного суда). Состав мусульманских судов определяется главой государства,
министром юстиции или высшим советом судей. Все кади получают зарплату из
государственной казны, а решения мусульманских судов принимаются компетентными
государственными учреждениями – полицией, органами внутренних дел и т. д.[1].
Общий анализ организации
и деятельности мусульманских судов позволяет предположить, что они продолжают
играть важную роль в механизме правового регулирования в большинстве арабских
стран. [1]
Сюкияйнен
Л.Р. Мусульманские суды в странах Арабского Востока // Государственный аппарат.
Сборник статей. М., 1984.С.169-170
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА
1.1 Понятие мусульманского права и сфера его распространение
Понимание права в
мусульманском (исламском) мире коренным образом отличается от понимания права в
западной, прежде всего европейской, культуре. Мусульманское право
рассматривается как совокупность основанных на божественном откровении правил и
норм, которые должен соблюдать правоверный мусульманин, выполняя свой
религиозный долг. Эти нормы практически не дифференцируются на нормы права,
религии, этики, морали и образуют единый комплекс социальных регуляторов.
Мусульманское право
(фикх) – это совокупность поддерживаемых государством религиозных, морально-этических
и правовых норм, сформированных на основе ислама и его толкования учеными-богословами
и правоведами, и регулируют отношения внутри мусульманской общины.
В отечественной
литературе наряду с понятием «мусульманское право» используются и другое синонимичное
понятие «исламское право». В зарубежной компаративистике также используются
различные термины: например, англ. islamic law, muhhamadian law, musulman law,
muslim law и тому подобное. В целом такое количество терминов, которое используется
для обозначения одного и того же понятия, объясняется разным временем и
способом заимствования синонимических понятий европейскими языками из арабского
и персидского языков.
Иногда в различных
источниках, особенно публицистического характера, мусульманское право
отождествляется с понятием «шариат», что является не совсем точным.
Шариат (от арабского
«шариа» – правильный путь к цели) – это комплекс закрепленных в Коране и сунне
предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозные и
морально-этические ценности мусульман, а также устанавливают их правила
поведения.