Курсовая с практикой на тему Муниципальная должность : виды и особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ 6
1.1 Основы муниципальной службы в Российской Федерации 6
1.2 Соотношение правового статуса муниципального и гражданского служащего 12
ГЛАВА II ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ СЛУЖАЩИМИ ПРАВОВОГО СТАТУСА 20
2.1 Социальный портрет: понятие, значение, особенности 20
2.2 Социально-психологические особенности деятельности муниципальных служащих 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Конституция Российской Федерации (1993 года) установила основные положения о местном самоуправлении в Российской Федерации (глава 8). Среди вопросов, существующих сегодня в системе местного самоуправления, особую значимость в современных условиях состояния и развития государственного и муниципального управления имеют вопросы, связанные с муниципальной службой. Это не случайно, поскольку в системе местного самоуправления муниципальная служба является особым типом управленческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, действенным механизмом осуществления социально-экономических преобразований на местном уровне. В этой связи, муниципальная служба напрямую связана с основными процессами жизнедеятельности человека, удовлетворяющими его основные потребности и интересы.
Соответственно, эффективное функционирование муниципальной службы, её укомплектованность кадрами высокой квалификации, обладающих профессиональными, гражданскими и моральными качествами, необходимыми для выполнения всего комплекса функций муниципального управления, является одним из решающих факторов развития местного самоуправления.
Лица, замещающие должности муниципальной службы, в соответствии с действующим законодательством, являются муниципальными служащими.
Должность муниципального служащего – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что муниципальный служащий является связующим звеном между первоисточником власти – народом и органом, непосредственно осуществляющим эту власть. Как посреднику, муниципальному служащему необходимо являться тем, кому народ мог бы довериться и положиться на него. Поэтому, изучение социально-психологических особенностей муниципальных служащих, его социального портрета, и использование этих знаний в системе развития кадрового потенциала являются актуальными для муниципального управления в целом.
Автор работы полагает, что правовое регулирование муниципальной службы в достаточной степени осуществлено на законодательном уровне. Государством, в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» №25 – ФЗ, других федеральных законах, а также в законах субъектов Российской Федерации установлены определенные нормы, которым должен соответствовать муниципальный служащий.
Но, деятельность муниципальных служащих обуславливается не только нормативно-правовыми актами, но так же установками, которые диктует общество. Соответственно, особую значимость приобретают исследования системы ценностей муниципального служащего, тесно связанных с публичностью его статуса, его посреднической ролью между властью и гражданами.
Цель исследования – выявить особенности социального портрета муниципального служащего, определить проблемы формирования и развития кадрового потенциала и направления совершенствования социального портрета муниципальных служащих с учетом социально-психологических факторов в органах местного самоуправления в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• изучить организацию системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации и основ муниципальной службы в Российской Федерации;
• выявить свойства, характеризующие социальный портрет и определить социально-психологические особенности деятельности муниципальных служащих.
Объектом исследования курсовой работы выступает социальный портрет муниципальных служащих.
Предметом исследования являются социально-психологические характеристики муниципальных служащих и возможности их совершенствования.
Теоретическая основа исследования представлена научными трудами Чиркина В.Е., Воронина А.Г., Лапина В.А., Широкова А.Н., Демьяненко А.Н., Обушенкова А.Л., Бороноевым А.О., Рочевой Я. С., Лазуковой Е.А. и др.
Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: логический, социологический, сравнительно-правовой и др.
Курсовая работа по своей структуре состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Среди вопросов, существующих сегодня в системе местного самоуправления, особую значимость в современных условиях состояния и развития государственного и муниципального управления имеют вопросы, связанные с муниципальной службой. Муниципальная служба является особым типом управленческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, действенным механизмом осуществления социально-экономических преобразований на местном уровне.
Соответственно, эффективное функционирование муниципальной службы, её укомплектованность кадрами высокой квалификации, обладающих профессиональными, гражданскими и моральными качествами, необходимыми для выполнения всего комплекса функций муниципального управления, является одним из решающих факторов развития местного самоуправления.
Особое значение в этой связи приобретает понимание того факта, что муниципальный служащий является связующим звеном между первоисточником власти – народом и органом, непосредственно осуществляющим эту власть.
Поэтому, изучение социально-психологических особенностей муниципальных служащих, его социального портрета, и использование этих знаний в системе развития кадрового потенциала являются актуальными для муниципального управления в целом.
Автор работы полагает, что в современных условиях существования муниципальной службы, особую значимость приобретают исследования системы ценностей муниципального служащего, тесно связанных с публичностью его статуса, его посреднической ролью между властью и гражданами.
Данная курсовая работа предполагала изучение процессов формирования некого социального портрета муниципального служащего, наделённого определёнными социально-психологическими характеристиками, позволяющими ему на высоком профессиональном уровне исполнять обязанности по обеспечению полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данный социальный портрет может служить в качестве инструмента сравнительной оценки характеристик реальных муниципальных служащих в конкретном органе муниципального управления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
1.1 Основы муниципальной службы в Российской Федерации
Основной базовый законодательный акт, регулирующий правоотношения в муниципальной службе в Российской Федерации — это Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ). Это относится к отношениям, связанным с поступлением граждан на муниципальную службу, её осуществлением, а также с процедурой прекращения деятельности на муниципальной службе. Особенное значение придаётся определению правового положения муниципальных служащих. В этой связи, закон устанавливает основные права и обязанности муниципальных служащих, содержит нормы, обеспечивающие одинаковые положения их статуса, а также перечень ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. Примечательно, что в этом смысле, в законе чётко прослеживается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
То есть, закон достаточно полно регулирует процессы и отношения, имеющие место в организации муниципальной службы. Тем не менее, в нём содержатся определённые положения, относящие некоторые моменты осуществления муниципальной службы к регулированию правовыми актами органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Определение понятия «муниципальная служба» представлено в статье 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ, где она обозначена как «профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)».
Из этого определения очевидным становится тот факт, что муниципальная служба — это некий определённый вид деятельности людей, связанный с органами местного самоуправления. Действительно, анализ законодательства о муниципальной службе позволяет сделать вывод, что деятельность людей, занятых на муниципальной службе, непосредственно связана с задачами и функциями, присущими органам местного самоуправления. Кроме того, в данном определении содержится важное положение, заключающее отличие статуса муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих. Так, замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), тогда, как для государственных гражданских служащих предусмотрено заключение служебного контракта.
Указанный закон тесно связывает понятие «муниципальная служба» с понятием «должность муниципальной службы», устанавливая единство принципов организации муниципальной службы с основами правового положения муниципальных служащих. Подтверждение этому мы находим, в статье 6, в которой даётся определение должности муниципальной службы:
«П. 1. Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность».
Кроме того, в п.2 и п.3. данной статьи представлены ещё две важные отличительные особенности должности муниципальной службы:
«а) они могут быть введены муниципальными правовыми актами только в полном соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утверждённым законом;
б) в штатном расписании органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования должны быть применены только наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные региональным реестром должностей муниципальной службы. Наличие данных условий присуще статусу муниципального служащего и позволяет отличать его от лиц, занимающих муниципальную должность. Так, например, член избирательной комиссии с правом решающего голоса находится на муниципальной должности, но не является муниципальным служащим. Он занимает муниципальную должность на основании решения представительного органа об утверждении состава комиссии и с ним не заключается контракт (трудовой договор). Аналогично с депутатом, работающим в представительном органе на постоянной основе. Иная ситуация с работниками аппарата избирательной комиссии или аппарата представительного органа. Они занимают свою должность по трудовому договору и являются муниципальными служащими».
Муниципальная служба обладает особенностями, которые отличают её от других видов деятельности, в том числе:
1) муниципальная служба происходит в органах местного самоуправления: представительном органе; исполнительно-распорядительном органе муниципального образования; контрольном органе муниципального образования; иных органах местного самоуправления.
То есть, надо иметь в виду, что деятельность в муниципальных предприятиях, учреждениях или организациях, не входящих в структуру органов местного самоуправления, не относится к муниципальной службе. Соответственно лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в указанных учреждениях, не состоят на муниципальной службе и не являются по статусу муниципальными служащими;
2) муниципальная служба осуществляется на должностях муниципальной службы — выборных, замещаемых в результате муниципальных выборов или на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления, и муниципальных должностях, замещаемых путем заключения трудового договора.
К выборным муниципальным должностям относятся:
а) депутаты — члены представительного органа;
б) должностные лица местного самоуправления — выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) организации деятельности органа местного самоуправления;
в) выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
Лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.
3) муниципальная служба осуществляется в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая не входит в структуру органов местного самоуправления.
4) муниципальная служба — это профессиональная деятельность. Поэтому муниципальным служащим и лицам находящимся на муниципальных должностях, необходимо иметь специальное профессиональное образование, соответствующее квалификационным требованиям к занимаемой должности и достаточным для выполнения им задач, составляющих должностные обязанности.
5) муниципальная служба, осуществляемая на муниципальных должностях, замещаемых путем заключения трудового договора — деятельность на постоянной, штатной основе.
6) муниципальная служба является социальным институтом и отличается социальным характером функционирования. Социальные цели муниципальной службы обусловлены характером задач муниципального образования, связанных с необходимостью удовлетворения общих материальных и духовных потребностей в сфере образования, здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности;
7) муниципальная служба является правовым институтом. Правовой характер функционирования муниципальной службы проявляется в двух аспектах. С одной стороны, муниципальные служащие призваны осуществлять свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. С другой стороны, к муниципальным служащим предъявляются особые требования, определённые нормативными правовыми актами. В частности, ограничения на занятие муниципальных должностей.
Кроме того, собственное правовое регулирование муниципальной службы связано с тем, что она не является частью системы государственной службы, на неё не распространяются нормы права, присущие государственной службе.
Основные задачи муниципальной службы:
1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;
2. Обеспечение выполнения положений федерального и регионального законодательства, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования;
3. Организация обеспечения социально-экономических и иных условий жизни населения муниципального образования;
4. Создание и обеспечение условий для осуществления функций органов местного самоуправления и полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
5. Защита прав и интересов населения и органов местного самоуправления муниципального образования.
Безусловно, главной задачей муниципальной службы является обеспечение возможности населению самостоятельного решения вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления и непосредственно.
Основополагающие идеи, определяющие объективные, научно обоснованные направления деятельности муниципальных служащих, в целом муниципальной службы, в целях реализации полномочий, задач и функций органов местного самоуправления, базируются на принципах, обозначенных в ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ.