Курсовая с практикой на тему Мозаика в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Хронология развития мозаичного искусства в России 5
1.1. Классификация мозаичных стилей и техник 5
1.2. Зарождение мозаики в России 7
2. Анализ тенденций развития российского мозаичного искусства XX-XXI вв. 18
2.1. Советский период развития мозаичного искусства. Характерные и стилевые черты мозаики в СССР 18
2.2. Анализ современных тенденций российской мозаики на примере 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Введение:
Точное происхождение слова мозаика неизвестно. Существует несколько версий, по одной из них, оно происходит от латинского musivum, буквально — «посвященная музам». По другой – это разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Мозаика представляет собой вид монументального искусства. Это узор или изображение, выложенное из однородных или различных мелких частиц (камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла, ракушки и т.д.). Важное достоинство мозаики — ее долговечность. Краски не выцветают от времени и не боятся солнечного света. При надежном основании мозаика может просуществовать тысячелетия.
Искусство мозаики очень древнее. Древнейшие мозаики относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Археологами были найдены орнаменты из разноцветных глиняных кружочков в храмах Двуречья, или, так называемый, «штандарт» из Ура – сюжетное изображение войны и мира, выложенное из раковин, красного известняка, перламутра и ляпис-лазури. Знаменитые Византийские мозаики выполнялись из смальты, наиболее древние относятся к III-IV векам. Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе. На смену игривым жанровым изображениям Древнего Рима пришли величественные и монументальные мозаики на библейские темы. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование золотой смальты. Благодаря тому, что мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением, создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее в свете огней. Создавался неповторимый эффект движения, казалось мозаика дышит.
В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть значительно позднее, чем в других европейских странах, только в XX в., и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва». В XX веке техника мозаики уже используется довольно часто. Станции Московского метрополитена: «Новокузнецкая», «Чеховская», «Нагатинская», «Белорусская» украшены мозаиками, выполненными в римской и флорентийской технике.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что сзнание современного человека содержит множество стереотипов по поводу того, что есть мозаика. Например, одни говорят: «это что-то архаическое, устаревшее», – таковой она кажется из-за своих античных корней; другие: «мозаика – искусство храма», – да, ей было украшено большинство церквей в бывших византийских землях и храмы Петербурга; наконец: «мозаика – средство советской пропаганды», – конечно, ведь ее можно встретить и в мавзолее Ленина и в метро, и на стене «хрущёвки», даже бетонной автобусной остановки в какой-нибудь местности без названия. История мозаики разнообразна, поскольку мозаика – явление сложных высокоразвитых цивилизаций. Искусство мозаики многогранно, но для всех времен и народов верно одно: в мозаике всегда утверждали то, что считали своей высшей ценностью.
Целью данной работы является изучение истории развития мозаики в России.
Задачи работы:
• Изучить существующую классификация мозаичных стилей и техник
• Раскрыть особенности зарождения мозаики в России,
• На примере советского и современного стиля проанализировать тенденции развития российского мозаичного искусства.
В структуру данной работы входит: введение, основная часть, состоящая из двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что мозаика является изображением или узором, выполненным из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамика и пр.), а также одним из наиболее аутентичных видов монументально-декоративного искусства.
Мозаика появилась в результате смешивания нескольких жанров, которые существовали за столетия до того, как было создана мозаика. Изготавливалась и изготавливается до сих пор она при использовании, смальты, разноцветный камней, керамики и прочего.
Мозаики набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую (римская, византийская, венецианская мозаика) или сложную, вырезанную по шаблону форму (флорентийская мозаика) и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска.
Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской.
Эпоха преобразований Петра Первого способствовала знакомству и русских аристократов, и художников, и ремесленников самых различных профилей деятельности с мозаичным искусством Европы, воплощенным в самых разных материалах. Венецианцы держали в секрете технологии получения цветного стекла, унаследованные от времён расцвета Византии, но Михаилу Ломоносову удалось разгадать секрет и экспериментальным путем разработать свою технологию смальтоварения. Созданная Ломоносовым смальтовая мастерская Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге стала своего рода точкой отсчёта большинства русских мозаик периода Российской империи.
Несмотря на специфичность как европейского, так и русского мозаичного искусства XIX века, состоявшую в частности, в его станковом характере, по традиции оно в значительной мере сохраняло свое декоративное назначение. В связи с этим в технологии особое значение придавалось производству «золотых смальт» — канторелли, из которой набирались фоны мозаичных картин. Для создания канторелли на стеклянную пластину накладывали листки золота и заливали сверху расплавленным стеклом. Такие смальты успешно применялись для при создании мозаик Исаакиевского собора, набиравшихся прямым способом.
Мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку за рубежом. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне иностранные специалисты отмечали, что изготовление смальт на русском мозаичном заводе «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе». Впоследствии коллекции образцов русских смальт выписывались в Англию и другие европейские страны. Успехи, достигнутые русскими художниками-мозаичистами за короткое время, поставили русское мозаичное искусство на первое место в Европе.
Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью подчинялось законам правящей партии и соответствовало задачам социалистического строя.
Фактически 1960–1970-е гг. – на сегодня последний период на постсоветском пространстве, который предложил цельный “большой стиль” в архитектуре. Мозаики – это уже музейные экспонаты в теле города, на которые интересно смотреть, потому что они уникальны. Несмотря на то что технически такие панно можно создавать и сегодня (технология известна, мастера есть, материалы тоже), повторить размах советских монументалистов сегодня невозможно.
Современная мозаика отличается от классических видов разнообразными экспериментами по взаимодействию различных материалов, форм и фактур. Мозаичное искусство на современном этапе стирает все грани и каноны классического искусства, тем не менее, основываясь на них, предоставляя художнику максимум свобод в творчестве, для достижения самых смелых идей.
Сформировавшись в эпоху одной из наиболее ранних цивилизаций на Земле – шумерской и пройдя длинный путь развития во времена античности и византийской империи, полузабытая в средневековье и индустриальную эпоху с ее культом массового машинного производства, сейчас, в постиндустриальную эпоху индивидуализации и гуманизации архитектурного и интерьерного пространства, – стеклянная мозаика, являясь одним из самых надежных, благородных и визуально богатых материалов, стала беспрецедентно удачным средством утверждения индивидуальной уникальности авторского интерьера, личностных предпочтений, успешности и самодостаточности его владельца, свидетельством его престижа, в том числе в современной России.
Фрагмент текста работы:
1. Хронология развития мозаичного искусства в России
1.1. Классификация мозаичных стилей и техник
Прежде чем рассматривать историю развития мозаичного искусства в России, необходимо изучить общие признаки классификации мозаики. Общепризнанной является классификация, основанная на технику выполнения мозаичного произведения:
1) Византийская. Данная техника сформировалась в III–IV вв., в период, когда византийцы стали делать смальтовые кубики по римским технологиям изготовления стекла. В стеклянную массу добавлялись золото, медь и ртуть, отчего складывалось впечатление о том, что мозаика «светится». Кубики византийцы делали вручную, в связи с чем форма их была неровной, а цвета – «варварскими».
Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.
2) Флорентийская. Мозаичный стиль, выполняемый из ценных пород камня, был придуман в эпоху Возрождения. Новая художественная доктрина требовала реалистичного изображения мира, и смальтовые кубики тут не годились. В связи с этим, узоры стали выкладывать из тонких пластин мрамора, родонита, лазурита, которые мастер точно подгонял друг к другу. Идея оказалась успешной – за семь веков техника совсем не изменилась.
Принцип флорентийской мозаики основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых складывается мозаика, разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.
Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.
3) Венецианская. К XVIII в. венецианцы преуспели в изготовлении декоративного стекла и свои ноу-хау решили использовать при производстве смальты. Технику вдавливания кубиков в раствор они заимствовали у византийцев, но по форме венецианская смальта была не в пример ровнее византийской, а цвета – изысканными, за что ее с тех пор и ценят ювелиры и мебельщики.
4) Римская (классическая). Римляне начали выкладывать полы кусочками цветных камней в IV–II веках до н. э. В течение полутора тысяч лет римские полы регулярно откапывают по всей Европе. Эту технику любили всегда, и в XIX веке даже делали с ее помощью вставки в ювелирные украшения. Сегодня римской мозаикой снова выкладывают полы – по старинке.
5) Керамическая. Мозаика из керамических плиток с раппортным узором – самая древняя из мозаичных техник, ею был украшен дворец царя Артаксеркса в Сузах в V веке до н. э. В России эта техника прижилась с XVII века: тогда раппортной плиткой облицовывали храмы нарышкинского барокко, а сейчас – кухни и ванные комнаты.
Стоит также отметить, что существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. При прямом наборе частицы мозаики вдавливаются в заранее нанесенный на поверхность основания грунт по подготовленному рисунку. Грунтом может служить мастика, цемент, известка, воск и другие материалы. При обратном наборе – частицы мозаики наклеиваются лицевой стороной на ткань, картон или специальную монтажную сетку, с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона мозаики заливается закрепляющим составом и после затвердевания временная основа отделяется. Для аккуратности швы между частицами мозаики замазываются специальным раствором – затиркой. Иногда лицевая поверхность мозаики полируется до блеска, благодаря чему можно добиться большей реалистичности изображения.
Для производства мозаики используют самые разные материалы. Наиболее ценными являются традиционные: металл, керамика, стекло и природный камень. С некоторых пор данный список дополняет еще и керамогранит.
В настоящее время, также, как и когда-то давно, наиболее популярным материалом для изготовления мозаики является стекло. Широкое распространение в данном деле оно смогло получить благодаря легкости обработки, а также возможности создания разноцветных композиций. Кроме того, стекло отлично переносит агрессивные атмосферные явления, не теряя при этом своих эстетических качеств. Это положительное качество материала также сказалось на распространении стеклянной мозаики.