Курсовая с практикой на тему Мотивы выбора профессии студентами первого курса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения личности студента 5
1.1. Социально-психологические и возрастные особенности личности студента 5
1.2. Профессиональное самоопределение как научное понятие 15
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивов выбора профессии студентами первого курса 20
2.1 Организация эмирического исследования 20
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 23
2.3 Рекомендации педагогу по развитию профессиональной мотивации 25
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение 35
Введение:
В настоящее время при выборе профессии молодые люди исходят не столько из собственных профессиональных потребностей, которые зачастую ими ещё не осознаны и чётко не сформулированы, сколько из уже имеющихся возможностей и желания получить любое высшее образование.
Актуальность исследования темы выбора профессии студентами первого курса важна тем, что от того насколько правильно молодежью будет сделан выбор той или иной профессии, будет зависеть его успешность как в профессиональной самоопределённости, так и в личностном развитии. В законе «Об образовании» в Российской Федерации обозначено, что система образования должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самореализации и самоопределения.
Сегодня человечество «переживает» переход от индустриального общества к информационному, в котором, физический труд человека заменяет робототехника, информационно-коммуникационные технологии стали занимать главную роль в нашей жизни, в частности в общении и обучении. Постоянное развитие информационной среды и накопление информационного ресурса самого общества, информатизация со всех областей жизни и деятельности человека предъявляет новые требования к качеству подготовки будущих специалистов. В стране сложилась ситуация характеризующаяся недостатком специалистов нового уровня: коммуникабельных, инициативных, конкурентоспособных легко адаптирующихся к любым изменениям, студент должен быть готов делать выбор своего будущего (образовательного, профессионального, жизненного) учитывая специфику изменяющегося профессионального мира, уметь принимать решения, планировать, приобретать новый опыт и анализировать его превращая в собственный ресурс, быть готовым к изменениям которые происходят в мире.
Не решив проблему выбора профессии, или сделав этот выбор только лишь под влиянием внешних факторов, многие юноши и девушки в будущем разочаровываются в выбранной профессии. Обычно это происходит уже после получения среднего профессионального или высшего образования. Таким образом, неудачный выбор профессии может обернуться глобальной проблемой для отдельного человека и для общества в целом. Для решения данной проблемы необходима и крайне важна социально-педагогическая помощь, а также необходимо реформирование системы образования в целом.
Объект исследования – процесс выбора профессии студентами.
Предмет исследования – студенческая молодежь.
Цель исследования – изучить основные мотивы выбора профессии студентами первого курса
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить социально-психологические и возрастные особенности личности студента;
2. рассмотреть профессиональное самоопределение как научное понятие;
3. провести эмпирическое исследование мотивов выбора профессии студентами первого курса
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.
Под профессиональным самоопределением мы понимаем сложный динамический процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация физических и духовных возможностей, формирование адекватной профессиональной самооценки, планов и намерений, а также формирование реалистичного образа себя в качестве будущего профессионала. Организация профессионального самоопределения представляет собой систему мер, которая направлена на оказание помощи старшим школьникам в выборе будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
Профессиональное самоопределение охватывает не только возраст молодежи, когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды. Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные трудовые пробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность, получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов, способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. На этапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии, формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той или иной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда.
На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения личности студента
1.1. Социально-психологические и возрастные особенности личности студента
Понятие «студент» произошло от латинского языка, в переводе на русский язык обозначает усердно работающий, овладевающий знаниями, занимающийся. Студент как человек определенного возраста и как личность характеризуется с нескольких сторон:
1. С психологической, представляющая единство психологических процессов, свойств и состояний личности (темперамент, направленность, способности, характер), от которых зависит протекание психических процессов, проявление психических образований, возникновение психических состояний.
2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, которые порождаются принадлежностью студента к национальности, конкретной социальной группе.
3. С биологической, в которую входят строение анализаторов, тип высшей нервной деятельности, инстинкты, безусловные рефлексы, телосложение, физическая сила, цвет глаз, кожи, черты лица, рост. Данная сторона, по сути, предопределена наследственностью и врожденными задатками .
Изучение данных сторон раскрывает возможности и качества студентов, их социально-психологические и возрастные особенности. К примеру, если подойти к студенту как к человеку конкретного возраста, то для него будут характерны меньшие величины латентного периода реакций на простые, словесные и комбинированные сигналы, оптимум разностной и абсолютной чувствительности анализаторов, большая пластичность в образовании сложнейших психомоторных и иных навыков.
В сравнении с иными возрастами в юношеском возрасте отмечают наивысшую скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Итак, студенческий возраст характеризуется достижением «пиковых», наивысших результатов, которые базируются на всех предшествующих процессах социального, психологического, биологического развития.
Если рассматривать студента как личность, то возраст 18-20 лет является периодом более активного развития эстетических и нравственных чувств, стабилизации и становления и характера, что в особенности важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: профессионально-трудовых, гражданских.
С данным периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации выбора профессии студентами первого курса 5
1.1 Понятие термина «мотив», виды 5
1.2 Психологические особенности девушек и юношей 17-18 лет 9
Глава 2. Практические аспекты мотивации выбора профессии студентами первого курса 14
2.1 Методы исследования 14
2.2 Организация исследования 14
Глава 3. Результаты исследования 15
3.1 Результаты эмпирического исследования мотивов выбора профессии у студентов 1 курса 15
Заключение 22
Список литературы 23
Введение:
В 21 веке количество профессий очень велико. Они включают в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Выбор профессии – довольно сложный и долгий мотивационный процесс, так как профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний.
Достойная профессия дает человеку большие возможности: позволяет ему самореализоваться, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности.
Выбор будущей профессии и овладение ей начинается с профессионального самоопределения, а происходит это именно в студенческом возрасте. Но для того, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения студенты должны уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессии.
Решение данной проблемы предполагает применение мотивации и мотивационных факторов, помогающих сделать студентам правильный выбор будущей профессии. Проблема формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности, что характерно для студенческого возраста. Но даже учебное заведение и никто — либо другой не могут предопределить жизненный путь человека, заставить его или научить стремиться к самосовершенствованию. [4]
Таким образом, можно сделать соответствующий вывод, что правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей личности, является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
Актуальность исследования заключатся в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты мотивов выбора профессии студентами первого курса ВУЗА.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследовательской работы:
• Описать понятие термина «мотив» и их виды.
• Проанализировать психологические особенности девушек и юношей 17-18 лет.
• Выявить и проанализировать динамику и особенности выбора будущей профессии у студентов первых курсов.
Объект исследования: студенты первого курса.
Предмет исследования: мотивы выбора профессиональной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого – педагогической литературы), диагностический (анкетирование, тестирование, проведение опросов); аналитические (обработка результатов исследования, их сравнение); количественный и качественный анализ обработки результатов.
Заключение:
В настоящее время для отечественной и зарубежной психологии, в целом, проблематика профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее психологами, социологами, философами. В результате проведенного исследования было установлено, что под профессиональным самоопределением понимается избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, а осуществляется на всех стадиях профессионального становления и реализации личности, в том числе в процессе обучения. [11]
Фрагмент текста работы:
Теоретические аспекты мотивации выбора профессии студентами первого курса
1.1 Понятие термина «мотив», виды
Мотивы — это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т. п.).
Понятие «мотив» (от лат. movere — двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.). [6]
Понятие мотива и мотивации
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.
Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива