Курсовая с практикой на тему Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения.(тема может видоизмениться)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы понятия мотивации учения младших школьников в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Сущность понятий мотивация и мотивация учения в психолого- педагогической литературе 5
1.2. Мотивация в структуре учебной деятельности младших школьников 8
1.3. Педагогические условия формирования мотивации учения младших школьников 12
ГЛАВА 2. Анализ результатов исследования 20
2.1. Методы и организация исследования 20
2.2. Определение уровня мотивации учения младших школьников 22
2.3. Рекомендации по формированию мотивации учения у детей младшего школьного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность. Изменение образовательных приоритетов, наблюдается в последние годы, выводит на первый план субъект-субъектной модель взаимодействия учителя с учеником, а, следовательно, и готовность школьника активно участвовать в освоении учебной деятельности, его желание и умение учиться, развитие внутренних мотивов учения.
Именно в младшем школьном возрасте постепенно формируется личностное отношение к учебе, на что особое внимание обращают М. И. Алексеева, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Г. С. Костюк, А В. Скрипченко и др. Важно с первых дней школьного обучения поддерживать и развивать мотивы учения, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
Мотивационному аспекту обучения традиционно уделяется значительное внимание в психологической литературе (М. И. Алексеева, Л. И. Божович, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Вопросы структуры и развития мотивации личности, природы ее мотивов рассматриваются в исследованиях В. Г. Асеева, В. И. Ковалева, М. В. Матюхина, А. А. Музыки, А. Б. Орлова, П. М. Якобсона и других. Проблемы формирования мотивов учения в школьном возрасте анализируются в трудах А. К. Марковой. Об особенностях мотивации в контексте учебной деятельности автор пишет: «Мы подходим к мотивации как к одному из новообразований психического развития школьников, возникает в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности» [3].
Мотивация — это один из важнейших факторов наряду со способностями, знаниями, навыками, который обеспечивает успех в деятельности. В педагогическом словаре отмечается: «Учебная мотивация – это «общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [6]. Успешность учебной деятельности в значительной степени зависит от основных мотивов субъекта учения [5]. Наиболее значимой для освоения учебной деятельности и развития учащихся в ней есть мотивация, в основе которой лежат познавательные интересы и интеллектуальные чувства [1, 2; 4].
Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения».
Объект исследования: мотивационная сфера младших школьников.
Предмет исследования: мотивы учения в структуре учебной деятельности младших школьников.
Цель исследования: Выявить ведущие мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения.
Гипотеза: мотив родительского одобрения, мотив учительского одобрения и познавательный мотив повышают эффективность учебной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы мотива и мотивации в концептуальных подходах зарубежных и отечественных ученых.
2. Раскрыть место мотивации в структуре учебной деятельности младших школьников.
3. Выявить ведущие мотивы учения и их влияние на успешность учебной деятельности младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, обработка данных.
Структура и объем работы: введение, две главы, выводы к главам, общие выводы, список литературы (23 позиции). Общий объем — 31 страница.
Заключение:
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Мотивация — одна из базовых понятий, используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности человека. Мотивационная сфера — ядро личности, включая систему мотивов (мотивации) в их соподчиненное взаимосвязи (иерархии).
Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, побуждающих ученика к активности и определяют ее направленность. Будучи неотъемлемым компонентом учения, мотивация оказывает влияние как на ход, так и на эффективность деятельности школьников. Учебная деятельность ребенка стимулируется не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В учебной деятельности школьника мотивация выполняет побудительную, организующую и смыслообразующих функции. Мотивы является следствием психологической переработки ребенком тех воздействий, которые поступают от семьи, школы, общественных учреждений и обусловлены осознаваемым или недостаточно осознаваемым отношением к ним в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Мотивация учения играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способности и потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и часто от желания учиться в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у 57 % учащихся экспериментальной группы мотив родительского одобрения, мотив учительского одобрения и познавательный мотив повышают эффективность учебной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие и сущность мотивационной сферы
Рассматривая проблему мотивации вообще и мотивацию учебной деятельности в частности, мы выяснили, что в науке отсутствует единый взгляд на проблему мотивации.
По данным Е. П. Ильина, мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Мотив — это также причина, что является основой для избрания определенных действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, которые активизируют субъекта [17].
Термин «мотивация» является более широким понятием, чем «мотив». В современной психологии слово «мотивация» используется как следующее:
1) определение системы факторов, детерминирующих поведение (в частности: цель, потребности, мотивы, намерения, стремления и др.)
2) характеристику процесса, стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [16].
В научной литературе, по данным авторов, мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, направленность и активность этого поведения [4, 12].
По данным Божович Л. И. мотив (в отличие от мотивации) — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий [4].
Вилюнас В. К. рассматривает понятие «мотивация» в соответствии с методикой бритвы Оккама. По данным бритва Оккама (принцип простоты, принцип бережливости) — принцип логики, по которым нецелесообразно делать больше предположений, чем минимально нужно [8].
В науке методику бритвы Оккама применяют следующим образом: если определенное явление можно объяснить двумя способами (например, первый — при посредничестве сроков А, В и С, а второй — при посредничестве А, В, С и D), одинаково результативны, то срок D является лишним, следовательно, правильным является первый способ (при применении которого неуместно привлекать лишний срок). Итак, воспользовавшись принципом простоты и бережливости, мы определили мотивацию как заинтересованность или ее отсутствие к предложенному виду деятельности. При наличии интереса мотивация является положительной, при его отсутствии – отрицательной [19].
Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Осознанным мотивам принадлежит ведущая роль в формировании направленности личности. Соответственно, мотивация также может быть сознательной и бессознательной [17].
Иногда достаточно сложно определить потребности и выяснить побудительные мотивы. На просьбу объяснить свое поведение некоторые люди часто испытывают серьезные трудности. Особенно сложным является задача оправдать свои плохие поступки. Остроумным способом скрыть истинные мотивы своего поведения является отказ, или фраза «бес попутал». В то же время предполагается, что сам по себе человек совершенно не способен осознанно и преднамеренно совершить что-то плохое. Многие психологи соглашаются с этим, отмечая, что человеком в таких случаях руководит ее бессознательное [8].
Если человек оказывается в тупике, он пытается объяснить собственное поведение. Переев вечером, быстро оправдывается, что просто был голодным; усердную работу можно объяснить желанием получить повышение по службе или вознаграждение. Все это примерами сознательной мотивации.
Бессознательная мотивация — это чувства и потребности, которые человек не осознает, но они влияют на его поведение. Люди довольно часто совершают то, чего впоследствии не могут объяснить. Некоторые, например, постоянно опаздывают: даже пытаясь все распланировать посекундно, все равно не успевают к назначенному сроку. Фрейдисты объяснили бы такую склонность к опозданиям наличием бессознательной мотивации (например, бессознательное желание привлечь к себе внимание, появившись позже других) [18].
По данным многих авторов мотивационную сферу человека, учитывая ее развитость, можно оценить по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархичность. Широта мотивационной сферы — это качественное разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы выражена в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более высокого уровня, является возможным использование мотивационных возбудителей низкого уровня. Например, один индивид нуждается в информации и удовлетворяет ее только посредством телевидения, радио и кино, а другой — с помощью различных книг, журналов, общения с другими людьми [4, 8, 19]. Мотивационная сфера второго индивида гибкая.
Таким образом, широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных удовлетворить актуальные потребности человека, а гибкость — это подвижность связей, существующих между различными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. При этом, иерархичность мотивов также характеризует мотивационную сферу. Одни мотивы являются сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем выше сила и частота актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархичность мотивационной сферы [18].