Курсовая с практикой на тему Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятия «мотив» и «мотив учения» в психолого-педагогической науке 5
1.2. Возрастные особенности и мотивы учения младших школьников 9
1.3. Направления психолого-педагогической работы по развитию мотивов учения младших школьников 14
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1. Психолого-педагогическая диагностика мотивов учения младших школьников 19
2.2. Разработка занятия и рекомендации по развитию мотивов учения младших школьников 22
Выводы по главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….31
Введение:
Актуальность темы обусловлена, в первую очередь, потребностями современной психолого-педагогической практики. В соответствии с ключевыми положениями психологической науки, мотивационная сфера представляет собой «ядро личности». Поскольку мотивация несёт важнейшие функции (побуждения, направления деятельности, смыслообразования), она является первым звеном в структуре человеческого поведения человека (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).
Значительная часть детей мотивационно не готова к школьному обучению. Демотивированность становится важной проблемой уже в начальных классах школы и нарастает в ходе обучения в средней школе. Начало педагогически организованной работы по формированию и развитию мотивов учения должно начинаться с первых дней нахождения детей в школе. Выявление характера и тенденций развитий мотивов учения школьников, систематическая работа над совершенствованием мотивации должны занимать важное место в работе учителя начальных классов. Таким образом, изучение мотивации младших школьников весьма актуально.
Разработанность темы в психолого-педагогической науке достаточно велика. Мотивация изучалась в рамках практически всех ведущих психологических направлений и школ (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Левин и многие другие). Особые черты мотивационной сферы младших школьников исследовали Л.А. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др. Формирование мотивов учения в младшем школьном возрасте рассматривали А.К. Маркова и М.В. Матюхина. Д.Б. Эльконин считал учебно-познавательные мотивы одним из основных компонентов учебной деятельности – ведущей деятельности для младшего школьного возраста. Изучены также социальные мотивы учения, влияние отметки на учебную мотивацию (Л.И. Божович, Л.С. Славина). Одно из последних широких исследований мотивации младших школьников было проведено в 2005 – 2009 гг. Н.И. Гуткиной, С.В. Гани. Ими была отмечена специфика мотивов учения современных учащихся начальной школы.
Объект исследования – мотивы учения младших школьников.
Предмет исследования – уровень развития мотивов учения и деятельность педагога-психолога по их диагностике и развитию у младших школьников.
Цель исследования – теоретический анализ мотивов учения младших школьников и использование этих знаний в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса (диагностика, разработка занятия).
Исходя из предмета и цели исследования, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать использование понятий «мотив» и «мотив учения в психолого-педагогической науке.
2. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников и их мотивы учения.
3. Осветить направления психолого-педагогической работы по развитию мотивов учения младших школьников.
4. Провести психолого-педагогическую диагностику мотивов учения.
5. Разработать занятие, предложить рекомендации по развитию мотивов учения младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, психолого-педагогическая диагностика, качественный и количественный анализ полученных данных, синтез рекомендаций. Использованы диагностические методики: «Сказка» (Н.И. Гуткина), «Лесенка побуждений» (Л.И. Божович, А.К. Маркова);
Структура работы соответствует требованиям. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Работа сопровождается необходимыми таблицами и рисунками; объём работы – 30 страниц.
Заключение:
В результате исследования актуальной темы мотивов учения младших школьников нами сделаны следующие выводы.
1. В психолого-педагогической науке не выработано единого подхода к пониманию мотива. Мотив – основание поступка, сложное психологическое образование, включающее потребность, целеполагание, намерение, состояние, личностное качество и др. Поведение человека чаще всего определяется не одним, а несколькими мотивами.
Мотивы учения – частный вид мотивов. Их специфика – включённость в учебную деятельность, сложная структура, иерархичность, динамичность. Мотивы учения побуждают, направляют и регулируют учебную деятельность человека. Две большие группы мотивов учения – познавательные (связанные с содержанием и процессом учебной деятельности) и социальные (основаны на взаимодействии с другими людьми, подчинении социальным нормам). Каждый из мотивов может быть ведущим, и в зависимости от этого можно составить «мотивационный профиль» ученика. Мотивы развиваются, и мотивы более высокого ранга (широкие познавательные, широкие социальные, самообразования) соответствуют успешной учебной деятельности. Усиливаются мотивы учения благодаря осознанности и наличию личностного смысла.
2. Ведущая деятельность младших школьников – учебная. В этом возрасте активно развиваются интеллект, речь, произвольность психических процессов. Расширяется сфера общения и приложения усилий ребёнка. Всё это служит благоприятной почвой для развития положительных мотивов учения. Вместе с тем, у современных детей отмечается преобладание социальных мотивов учения, игровых мотивов. Познавательные мотивы, усиливаясь после 1-го класса начальной школы, ослабевают к 4-му классу.
3. Несомненно, что мотивы учения и их развития должны быть постоянно в поле внимания учителя начальных классов, педагога-психолога, классного руководителя. Мотивы учения требуют определённой целенаправленной работы, педагогу необходимо знать условия, владеть кругом методов и приёмов для их развития.
Нами выявлены следующие психолого-педагогические условия развития мотивов учения в начальной школе: демократический стиль общения с детьми; поддержание в классе благоприятной психологической атмосферы, «эффекта любопытства»; использование ситуаций свободного выбора; укрепление у детей уверенности в собственных силах, выражение детям доверия и принятия; частая проверка знаний и навыков; справедливость и обоснованность педагогической оценки.
4. Диагностика 30 младших школьников – учеников 1-го класса ГБОУ СОШ «Центр подготовки кадет» Следственного комитета РФ в Санкт-Петербурге показала, что познавательные мотивы преобладают у трети выборки, среди этих же учеников встречается гармоничное сочетание ведущих мотивов. У учеников с неустойчивой мотивацией и преобладающим игровым мотивом в качестве доминирующего выявлены узкие социальные мотивы (стремление получить понравиться учителю, оправдать ожидания родителей). Такие ученики составляют примерно две трети выборки. Диагностика показала необходимость целенаправленной работы по развитию мотивов учения младших школьников.
5. Нами было разработано игровое тренинговое занятие, направленное на развитие мотивов учения младших школьников. Задания и игры тренинга направлены на развитие памяти, внимания, воображения, товарищеских отношений в классе. Увлекательные задания с использованием наглядности, игр, проблемных заданий, соревновательных моментов, взаимооценивания, рефлексии соответствуют современным направлениям развития учебных мотивов детей младшего школьного возраста.
По итогам работы нами разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию учебных мотивов младших школьников в условиях начальной школы.
Фрагмент текста работы:
Проведённое теоретическое исследование показало существование ряда научных подходов к трактовке понятия «мотив». Ещё А.Н. Леонтьев указывал, что часто мотивом называют различные психологические явления [13, стр.189].
В качестве мотивов исследователи рассматривают:
предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);
намерения, представления, чувства, идеи, переживания (Л.И. Божович);
побуждения, направляющие на конкретные действия (В.С. Мерлин);
склонности, побуждения (Х. Хекхаузен);
морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев);
установки (А. Маслоу);
условия существования (В.К. Вилюнас) и т. д. [1, стр.134–135].
В современной науке мотив трактуется как сложное, интегральное психологическое образование. Действительно, как отмечает В.И. Чирков, «…мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека» [24, стр.2]. Для Дж. Аткинсона мотив – это и (1) достаточно устойчивая личностная характеристика («нормативное состояние»), и (2) актуально действующий мотив (актуальная мотивация) [1, стр.86].
Помимо сложности определения мотива, развивается также теория о «полимотивации» деятельности человека (А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас и др.). На полимотивацию учебной деятельности указывает А.Н. Леонтьев. Во-первых, учебная деятельность обуславливается сочетанием познавательных и социальных мотивов. Во-вторых, деятельность определяется смыслообразующим мотивом (побуждает и направляет на объект) и мотивами-стимулами (дополнительно стимулируют к деятельности) [12, стр.26].
Проблема осознанности либо неосознанности мотивов также является дискуссионной. Неосознанность мотивов подчёркивается в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер) [1, стр.27]. По мнению А.Н. Леонтьева, чтобы осознать мотивы, нужна специальная внутренняя работа [13, стр.201].
Е.А. Савина описывает три стадии формирования мотивов:
1) формирование потребности, появление дискомфорта и желание от него избавиться;
2) внешняя и внутренняя поисковая активность – перебор возможных средств удовлетворения образовавшейся потребности;
3) выбор цели и формирование намерения к её достижению; преднамеренное побуждение к действию, поступку [18, стр.54].
Мотивы классифицируются по различным основаниям, например, на:
ведущие и второстепенные;
актуальные (работающие в настоящий момент) и потенциальные;
непосредственно-побуждающие (мотивы-стимулы) и смыслообразующие (с личностным смыслом);
осознаваемые и неосознаваемые (О.П. Елисеев) [10, стр.31–32].
Мотивы учения связаны с учебной деятельностью, включены в неё, а также определяют её успешность. А.К. Маркова определяет мотив учения как «…направленность ученика на различные стороны учебной деятельности» [14, стр.11].