Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология образования

Курсовая с практикой на тему Мотивы учебной деятельности учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований мотивов учебной деятельности учащихся 6
1.1. Теоретические подходы к исследованию мотивов учебной деятельности 6
1.2. Особенности учебных мотивов учащихся 18
1.3. Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивов учебной деятельности учащихся 31
2.1. Программа исследования мотивов учебной деятельности учащихся 31
2.2. Описание и анализ полученных результатов исследования 32
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей, составленные по результатам исследования 48
2.4. Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 56

 

  

Введение:

 

Данная курсовая работа посвящена изучению проблемы мотивов учебной деятельности учащихся. В частности, проблема изучается на примере изучения учебной мотивации учащихся подросткового возраста с разным уровнем личностного роста. Актуальность темы работы обуславливается, прежде всего, тем, что в последнее время интерес педагогов и психологов к вопросам эффективности образовательного процесса только усиливается. При этом часто, говоря об эффективности образовательного процесса, имеют в виду только его обучающие функции и методические подходы, в соответствии с которыми он организуется. Однако нужно отметить, что это ограниченное представление об эффективности обучения. Еще Д.Б. Эльконин отмечал, что своим содержанием и формой организации обучение формирует определенные черты личности человека, и образовательные задачи обучения могут быть хорошо выполнены, если реализованы на высоком уровне его воспитательные функции. Кроме того, эффективность обучения подразумевает под собой оптимальную мотивацию учащихся, которые также характеризуются разным уровнем личностного роста [3; 6; 8; 14 и др.].
Следует отметить, что современный образовательный институт устроен достаточно технологично и жестко. Во всем здесь можно увидеть взрослую инициативу, экспансию культуры на естественные, спонтанные формы поведения учащихся, что, безусловно, провоцирует их отчуждение от учебно-воспитательного процесса. Под отчуждением учащегося от учебно-воспитательного процесса исследователи понимают невозможность для учащегося найти в пространстве школьного обучения свое место, на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Здесь и возникает потребность в знании особенностей мотивов учебной деятельности у подростков с разным уровнем личностного роста, чтобы выявить оптимальную мотивацию учащихся для организации эффективного образовательного процесса с позиции личностного подхода к обучению и их полноценного психического развития в рамках учебно-воспитательного процесса [2; 9; 18].
Цель исследования – выявление особенностей учебной мотивации учащихся подросткового возраста с разным уровнем личностного роста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы мотивов учебной деятельности учащихся.
2. Подобрать диагностический материал для изучения учебной мотивации и личностного роста подростков.
3. Изучить мотивацию учебной деятельности и уровень личностного роста у подростков.
4. Сравнить мотивацию учебной деятельности у подростков с разным уровнем личностного роста.
5. Проанализировать полученные результаты и определить особенности мотивации учебной деятельности у подростков с разным уровнем личностного роста.
Объект исследования – учебная мотивация подростков.
Предмет исследования – особенности мотивации учебной деятельности подростков с разным уровнем личностного роста.
Гипотеза исследования: существуют особенности мотивации учебной деятельности у учащихся средней школы с разным уровнем личностного роста.
Эмпирическая база исследования: 30 учащихся в возрасте 14-15 лет средней общеобразовательной школы. Из них 15 человек – учащиеся 8-го класса и 15 человек – учащиеся 9-го класса.
Методы и методики исследования:
1.) Методика изучения мотивации обучения у подростков (автор — М.И. Лукьянова).
2.) Методика диагностики типа школьной мотивации у подростков (автор — Е.М. Лепешова).
3.) Опросник личностного роста (авторы — Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, И.В. Степанова).
В качестве методов первичной обработки данных выступали расчет процентных частот, среднего арифметического. Первичная обработка проводилась с помощью программы Microsoft Excel. При вторичной обработке результатов использовался критерий φ* — угловое преобразование Фишера.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы без приложений составил 55 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мы провели исследование проблемы мотивов учебной деятельности учащихся. Проблема изучалась на примере учебной мотивации учащихся подросткового возраста с разным уровнем личностного роста.
В результате теоретического анализа интересующей нас проблемы нам удалось сформировать методологическую основу эмпирического исследования. Мы выяснили, что мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, является ведущим звеном в структуре личности и определяет эффективность любой деятельности субъекта, в том числе, деятельности, направленной на получение образования. В свою очередь, личностный рост есть развитие личности, которое приводит к формированию различных психических новообразований, включающих продуктивную трансформацию системы внутреннего мира, к овладению способностями саморегуляции и к повышению творческого потенциала субъекта. При этом существует связь мотивации учебной деятельности и личностного роста, которую можно проследить через анализ естественной потребности личности в познании окружающего мира и себя, а также через понятие личностного контекста обучения.
На основании проведенного эмпирического исследования мы можем утверждать, что учащиеся с высоким уровнем личностного роста в своей учебной деятельности главным образом ориентируются на получение знаний (учебный мотив); учащиеся со средним уровнем личностного роста в учебной деятельности ориентированы на процесс коммуникации между людьми и построение взаимоотношений в школе (социальный мотив); а учащиеся с низким уровнем личностного роста в своей учебной деятельности руководствуются лишь пониманием того, что ходить в школу все-таки нужно, поскольку так построено современное общество (внешний мотив).
Кроме того, мы выявили и статистически доказали, что в группе учащихся с высоким уровнем личностного роста встречается больше учащихся с высоким уровнем мотивации, нежели в группе учащихся с низким уровнем личностного роста. И, наоборот, в группе учащихся с низким уровнем личностного роста встречается больше учащихся с низким уровнем мотивации, нежели в группе учащихся с высоким уровнем личностного роста.
Анализируя типы учебной мотивации учащихся средней школы мы определили, что учащиеся с высоким уровнем личностного роста получают удовольствие от самого процесса учения, испытывают желание быть лучшими в учебной деятельности и считают учение в качестве сферы своей самореализации. Учащиеся со средним уровнем личностного роста в учебной деятельности заинтересованы в процессе коммуникации и построении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако содержание учебного материала их так же привлекает, как и первую группу школьников. Учащиеся с низким уровнем личностного роста в учебной деятельности стремятся прежде всего быть образованными лишь по причине того, что так принято в обществе для получения в будущем хорошей работы. Также данные учащиеся очень чувствительны к одобрению окружающих и испытывают в процессе учения большой интерес к различного рода внеучебным делам (концерты, выставки, праздники и др.).
Таким образом, проведенное исследование полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу – действительно существуют особенности мотивации учебной деятельности у учащихся средней школы с разным уровнем личностного роста.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Теоретические подходы к исследованию мотивов учебной деятельности

Среди зарубежных теоретических подходов к исследованию мотивации в XX веке выделяются следующие основные теории – психоанализ, бихевиоризм, когнитивные, биологизаторские и потребностные теории.
Нужно подчеркнуть, что психоанализ задал новые горизонты для изучения мотивационной детерминации поведения. Согласно З. Фрейду вся психическая деятельность исходит из внешних и внутренних (влечение внутри соматического источника раздражителя) раздражителей. Раздражение влечения есть потребность. З.Фрейд выделяет два основных типа влечений, исходя из тех целей, на которые они направлены: стремление к жизни, конструктивная энергия (эрос) и стремление к смерти, деструктивное начало в человеке (танатос). Желание выражает качество влечения (его отношение к цели и объекту). Итак, влечение – движущая сила деятельности, желание – направленность на конкретную цель. Это желание и будет ближайшим мотивом деятельности. Значительная часть мотивов – результат борьбы различных тенденций в психическом аппарате. З.Фрейд в своей теории рассматривал причинную обусловленность и движущие силы человеческого поведения. Нужно отметить, что в целом, начиная с З. Фрейда, представители психоанализа придавали ключевое значение в регуляции поведения и деятельности человека бессознательному уровню психики, который включает в себя мощные влечения сексуального, либо агрессивного характера (В. Райх, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Данные влечения, как правило, требуют своего непосредственного удовлетворения и блокируются специальным компонентом психики – «Сверх-Я». И в своей сущности поведение человека есть внешняя реализация его «Я» на основе взаимодействия «Оно» и «Сверх-Я» [23].
Согласно позиции В. Райха, мотивация есть то, что движет человеческим поведением. При этом в мотивации выделяются как созидательные, так и деструктивные влечения. Оба вида влечений преимущественно имеют социальную природу и развиваются на базе соответствующих врожденных инстинктов, которые являются по отношению к ним первичными. Деструктивные влечения в свою очередь есть результат воздействия на личность негативных социальных условий. В то же время созидательные влечения в первую очередь содержат в себе сексуальную энергию, берущую свое начало от биологической созидательной энергии. Также по мнению В. Райха мотивация обуславливает так называемые стили поведения человека, выполняющих роль защитных механизмов, которые регулируют отношения личности с окружающей действительностью, обеспечивая определенную психическую разрядку [7].
Э. Фромм полагал, что в основе поведению любого человека лежат врожденные бессознательные потребности, которые находятся друг с другом в антагонистических отношениях и являются движущими силами личностного развития – это потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Первая потребность определяет стремление человека к социуму, его желание ассоциировать свою личность с другими представителями данного социума, усваивать доминирующие в социуме идеалы и убеждения. С другой стороны, вторая потребность определяет стремление человека изолироваться от общества, других людей, освободиться от социального давления и требований к его поведению. И данные две потребности есть не что иное, как причина наличия в человеке противоречий внутреннего плана, возникновения конфликта мотивов, поскольку человек всегда испытывает выраженное стремление каким-либо образом соединить данные противоположные тенденции своего поведения [23; 29].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы