Курсовая с практикой на тему Мотивы пути и путешествия в творчестве Н.С. Гумилева
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение- 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5
1.1. Основные биографические сведения. 5
1.2. Путешествие Н.Гумилева. 7
Глава 2. Анализ мотива пути и путешествия в
творчестве Н.С. Гумилева. 12
2.1. Место «Особенных» образов Н.С. Гумилева среди поэзии
Серебряного века 12
2.2. Образ путешествия в творчестве Н.С. Гумилева. 13
2.3. Анализ программ по литературе, учебного и
учебно-методического материала о Н. Гумилеве. 26
Заключение. 37
Список использованной литературы.. 39
Введение:
Любой художник всегда существует в двух пространствах бытия: пространстве
жизни и пространстве искусства.
В последнее время возрастает интерес исследователей к изучению творческой
биографии одного из лучших представителей русской поэзии начала XX века — Н.С.
Гумилева.
Обращение к поэтическому наследию Н.С. Гумилева обусловлено, прежде всего,
огромным эстетическим и культурно-историческим значением его деятельности и в
контексте литературного процесса начала XX века, и в связи с влиянием его
творчества на последующие поколения поэтов.
Имена некоторых поэтов Серебряного века, в числе которых и имя Н.С.
Гумилева, упоминались на протяжении советского периода истории лишь для того,
чтобы «объяснить», какими реакционными и порочными были их взгляды и
творчество.
В течение многих десятилетий стихи их не переиздавались. Все это
вынуждает исследователей по-новому взглянуть на творчество Н.С. Гумилева —
одного из самых ярких представителей поэзии Серебряного века.
По мнению Ю.М. Лотмана, начиная с А.С. Пушкина, в русской культуре
утверждается понимание «биографии как творческого деяния».
Несомненно, что применительно и к Н.С. Гумилеву можно говорить о
биографии как творческом деянии.
Путь поэта начинался с освоения жизнетворческих принципов символизма.
Н.С. Гумилев входил в литературу, когда благодаря идеям символистов, в ней
господствовало убеждение в том, что прежде чем в стихах, поэзия должна
воплотиться в самом поэте и превратить его жизнь в произведение искусства.
Также особенным можно считать создание образа в лирике и драматургии Н.С.
Гумилева.
Отдельно стоит сказать, что в сравнении с лирикой поэта, фундаментальных исследований, посвященных его
драматургическим произведениям, на сегодняшний день крайне мало.
Объектом нашего исследования стали стихотворения, составившие
поэтические сборники Н.С. Гумилева о путешествиях и пути.
Предметом настоящего исследования являются мотивы пути и путешествия
в творчестве Н.С. Гумилева
Цель работы — анализ мотивов путей и путешествий в творчестве
Н.С. Гумилева.
Задачи:
1. Проанализировать основные биографические сведения.
2. Рассмотреть путешествие Н.Гумилева.
3. Проанализировать место «особенных» образов Н.С. Гумилева
среди поэзии Серебряного века.
4. Проанализировать образ путешествия в творчестве Н.С.
Гумилева.
5. Проанализировать изучение творчества Н.С.Гумилева в школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Творчество Н. Гумилёва формировалось
под воздействием поэзии символистов — И. Анненского, В. Брюсова, К. Бальмонта,
В. Иванова и А. Блока. Н. Гумилёв синтезировал опыт предшествующего поколения
поэтов, развивал символистические тенденции на качественно новом уровне.
Творческие связи Н. Гумилёва и символистов не обрывались в течение всей жизни
поэта.
Моро запечатлел на своем полотне
королей-поэтов, Гумилев в «Заклинании» подчеркнул словесный характер магии,
присущей лирическому герою — юному королю-магу.
Дороги, открывшиеся для юношей, в стихотворении
Гумилева Потомки Каина символизируют якобы безграничное, вне моральных запретов
и ограничений, знание, данное детям Каина.
Многие ищущие себя и занимающиеся самопознанием люди считают, что
основной целью познания себя является смена образов себя и образов мира. И для
того, чтобы познать себя нужно поменять сложившиеся с годами представления о
себе и о мире в котором ты живешь. Иначе говоря, нужно поменять образ себя и
образ мира, частью которого является образ себя.
Но такое мнение является явным заблуждением. Разве смена одних образов
себя на другие может быть познанием себя? Что меняется в результате такой смены
образов? Меняться от такой смены может только личность, которая есть не что
иное, как набор образов (личин), представлений о себе и о мире.
Не может смена образов себя или мира помочь в познании себя, как не может
помочь и в видении мира. Для того, чтобы познать, а точнее осознать себя нужно
направить внимание не на образы себя, а на самого себя, на того, кто эти образы
видит и воспринимает. Иначе вместо себя ты будешь видеть только постоянно
меняющуюся череду образов.
Образ поэта-путешественника отверженного в нынешнем мире, рожденного
строками первого сборника, Гумилев пронесет через всю жизнь. Программным считал
поэт и стихотворение "Я конквистадор в панцире железном… ".
В этом стихотворении заключается тоже нечто существенное и
индивидуальное, что также навсегда сохранится в его лирике: находкой была маска
конквистадора — надменного, уверенного в себе, в своей силе и неуязвимости бесстрашного
покорителя далеких пространств:
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду …
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты исследования
1.1.
Основные биографические сведения Николай Степанович Гумилев — поэт (15.4.(3.4.) 1886 Кронштадт — 24.8.1921
Петроград). Родился в семье морского врача. Николай Степанович рос в Царском
Селе, с 1895 года — в Санкт-Петербурге. Начал писать стихи в 12 лет,
публиковался в 1902; в 1903 поступил в царскосельскую гимназию, директором
которой был И. Анненский, оказавший на него влияние как поэт. В 1907-14 гг.
Гумилев Николай изучал филологию в Париже и Санкт-Петербурге. В то же время он
много путешествовал, побывал в том числе в Италии, в Африке и на Ближнем
Востоке. С 1910 по 1918 гг. он был женат на Анне Ахматовой (дружба с 1903,
разрыв — 1913), которая вместе с Осипом Мандельштамом входила в литературную
группу «Цех поэтов», основанную Гумилевым в 1911 и объединявшую акмеистов [36,с.54].
В 1914 году Николай Гумилев отправился добровольцем на фронт и воевал до
1917 (получив награду — Георгиевский крест), после чего служил в Париже в штабе
Русского экспедиционного корпуса. В начале 1918 году Николай Степанович через
Лондон и Мурманск пробрался назад в Россию.
В Петрограде М. Горький привлек его к работе в редколлегию издательства
«Всемирная литература». Гумилев читал доклады в различных организациях:
Пролеткульте, Доме искусств, Институте живого слова и др. В 1918 году он издал
в России свой шестой по счету сборник лирики "Африканская поэма" и
тогда же стихотворные переводы с китайского. В 1919 году вышел из печати его
перевод эпоса «Гильгамеш».
Гумилев, который не скрывал своего отрицательного отношения к
большевистскому строю в России, был 3.8.1921 арестован по обвинению в
контрреволюционной деятельности, за недоносительство и 24.8.1921 приговорен к
смерти. До 1923 года еще выходили из печати отдельные сборники его
стихотворений и прозы, с 1938 его имя вычеркнуто из советской литературы.
Начиная с 60-х гг., имя Николая Гумилева иногда упоминается в СССР.
Только в 1986 году произошла его литературная реабилитация (см. журнал
«Огонек», №17 и 36, 1986) и включение в признанную в СССР русскую литературу. С
1988 его произведения регулярно печатаются в Советском Союзе. 20.9.2011 он был
юридически реабилитирован («Известия», 2011, 21.9.).
Николай Гумилев был казнен в первые же годы советской власти, поэтому
основное его творчество относится к дореволюционному периоду, оно по
преимуществу носит лирический характер. Ранний сборник этого поэта
"Жемчуга" (1910) охватывает обширнейшую тематику: от американской
экзотики и классической мифологии до христианства в Европе. Его более поздние
сборники, например, "Костер" (1918), "Огненный столп"
(1921) и "Шатер" (1921) свидетельствуют об обращении автора к
проблемам духовного порядка: смерть, перевоплощение, включенность земного в
трансцендентальное [35,с.43].
Николай Гумилев писал также прозу
и пьесы: 6 драм неоромантического характера; он завоевал репутацию самого
значительного теоретика акмеизма и литературного критика. Творческая активность
Гумилева, впечатления от путешествий — все это нашло отражение в широкой
тематике его лирики, испытавшей влияние западноевропейской поэзии; здесь
сочетаются географическая и временная перспектива, элементы легенды, религии,
неоромантизма и трезвого реализма (особенно это относится к "Запискам
кавалериста", 1915-16), а также миф о сильном человеке.
В поэзии Николай Гумилев ищет ясности и строгости, что типично для
протеста акмеистов против чрезмерной образности языка у символистов; однако он
во многом всегда оставался символистам близок. Николай Степанович смотрел на
поэзию как на ремесло; это особенно ярко проявлялось в том, какое большое
значение он придавал технике стихосложения. Поэзия Гумилева «… вся насыщена,
иногда перенасыщена красками, образами, звуками » (Н. Оцуп).
Гумилёв как раз тот человек, поэт, интерес к творчеству которого не
иссякнет никогда. Он оставил нам, наследникам, большое количество стихов,
оригинальных по манере написания, интересных по смыслу.