Курсовая с практикой на тему Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Психолого-педагогические аспекты развития учебной мотивации 5
1.1 Понятия мотивации, особенности формирования мотивов 5
1.2 Приемы и методы развития учебной мотивации 11
1.3 Роль игры в формировании мотивации творческой деятельности учащихся на уроках технологии 15
2. Педагогический эксперимент по формированию мотивации учащихся к обучению на уроках технологии посредством игры 20
2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента по формированию мотивации учащихся к обучению на уроках технологии посредством игры 20
2.2 Формирование мотивации учащихся к творческой деятельности на уроках технологии посредством игры 24
2.3 Методические основы организации проведения уроков технологии как средства развития мотивации обучения 29
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 45
Введение:
К сожалению, уроки нравятся очень немногим ученикам, для них требования и сложность уроков соответствуют уровню способностей и возможностей. Другая часть младших школьников воспринимает школу как источник скуки или беспокойства. Такое положение препятствует дальнейшему развитию полноценной учебной деятельности школьников и противоречит естественному ходу развития потребности и увлеченности знаниями в детском возрасте.
Необходимо и нужно переводить учащихся с уровней отрицательного и индифферентного отношения к образованию на зрелые формы положительного отношения к образованию — действенные, осознанные, ответственные. Мотивированные дети – независимые дети. Они усердно работают над выполнением задачи, даже самой сложной, потому что понимают, зачем она им нужна.
Отсутствие положительной мотивации к обучению неизбежно приведет к снижению общеобразовательных показателей, снижению оценки учащегося. Важнейшей задачей педагога является научить юного ученика определенным навыкам оценивания с целью достижения положительных образовательных результатов.
Это тем более необходимо, что отличительной чертой новых государственных общеобразовательных стандартов является их направленность на универсальные учебные действия, одним из которых являются универсальные рефлексивные умения.
Организация мотивационного развития учащихся на технологических занятиях является не самоцелью, а подготовкой к формированию очень важных качеств современной личности:
• независимость,
• предприимчивость,
• конкурентность.
Исходя из этого, можно определить, что гипотезой исследования является гипотеза о том, что введение в учебный процесс определенного экспериментального фактора, набора развивающих игр, будет способствовать повышению уровня мотивации молодежи. учащихся на уроках технологии.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; синтез, педагогический опыт, наблюдение.
Цель курсовой работы: Развитие мотивации учащихся к обучению через уроки технологии.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме с целью освещения её теоретических основ – понятия и сущности мотивации и мотива, характеристики их типов.
2. Использование современных образовательных технологий, форм и методов обучения, способствующих формированию и развитию мотивации.
Объектом курсовой работы является развитие мотивации к обучению технологии.
Предметом работы является процесс обучения с использованием средств для развития мотивации на уроках технологии.
Структура работы состоит извведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Среди основных задач, стоящих перед современной системой образования России, в числе приоритетных следует назвать задачу формирования положительной и устойчивой мотивации обучающихся, мотивирующей их на стабильную и регулярную учебную работу. Без такой мотивации деятельность студента в образовательном процессе будет неэффективной.
Целью данного исследования было определение и обоснование педагогических условий, определяющих эффективность процесса формирования мотивации школьников на уроках технологии и особенно практики, поскольку она показывает малоизученный вопрос.
Методические материалы, представленные в данной работе, могут быть успешно использованы учителями технологии в 5-х классах. Также в работе содержится обширная информация о развитии мотивации различными методами, которая может быть использована при дальнейшей разработке исследовательской проблемы.
В результате решения поставленных задач цель достигнута, гипотеза подтверждена, сделаны следующие выводы:
Мотивация — динамическое явление, формирующееся и изменяющееся в процессе деятельности человека на основе его потребностей, интересов, побуждений, целей, идеалов; результат деятельности учителя; субъективная мотивация человека к проявлению активности в определенной деятельности.
К видам мотивации относятся: внешняя и внутренняя мотивация; положительная и отрицательная мотивация; устойчивая и неустойчивая мотивация; профессиональная мотивация; стимулирование творческой активности и др.
В основе мотивации творческой активности учащихся лежат движущие мотивы этого возрастного периода, которые связаны с потребностью ребенка занимать общественно значимое и общественно ценное положение, быть признанным и принятым.
Условия формирования мотивации учащихся к занятиям технологии определяются следующим образом:
наличие гуманных отношений между учителями и учениками; создание единого пространства мотивации преподавателей и учащихся; наличие благотворительной поддержки в творческом процессе;
постоянное внимание учителя; поощрение детской деятельности; снятие ограничений на действия; оценка работы ребенка (- качественный анализ этой работы с акцентом на все положительные стороны);
создание устойчивой установки (подготовка к определенному действию, выполнение определенного задания); предложения по методам работы по реализации данной установки;
принятие цели учеником, понимание ее; предоставление эмоциональных переживаний; разнообразие и насыщенность содержания уроков; наличие интересных заданий;
работа с разными материалами; смена деятельности; создание условий для успеха; включение школьников в социокультурную среду.
К методам и средствам, формирующим интерес учащихся к урокам технологии, относятся: проблемные методы обучения, эвристика, определение, показ достижений учащихся, соревновательный метод, компьютерные информационные технологии, игры.
В результате обследования уровня мотивации творческой деятельности учащихся на уроке технологии установлен низкий уровень ее сформированности у большинства детей (высокий — 15,3%, средний — 40,9%, низкий — 43,7%).
Фрагмент текста работы:
1.1 Понятия мотивации, особенности формирования мотивов
С каждым годом интерес учащихся к изучению технологий становится все более сложным. Мотивация к изучению «Технологии» ослабла по нескольким причинам.
Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и уровень развития; во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов; в-третьих, времена меняются, а вместе с ними и привычки и интересы детей. Многим детям, как и взрослым, легче делать покупки для себя, потому что это требует меньше времени и усилий [1].
Все это приводит к поиску новых методов и средств обучения, которые способствуют развитию интереса к предмету и активизируют познавательную деятельность учащихся.
Самый важный вопрос, стоящий перед учителем: «Как мотивировать учащихся? Как мотивировать их к изучению технологий?» Чтобы ответить на эти вопросы, давайте сначала обратимся к самому понятию «Мотивация».
Понятие мотивация разъясняется по-разному, например, в словаре по психологии понятие «мотивация» определяется как «совокупное воздействие многих внутренних и внешних факторов, проявляющееся в виде побуждения к выполнению определенного действия». поведение одним поведением». определенная концентрация, напряженность, настойчивость» [8].
Мотивация – самая сложная проблема, с которой приходится сталкиваться всем учителям. Высшей учебной мотивацией школьника является интерес к предмету.
Мотивация (от лат. motiv — побуждение; от фр. motif — побудительная сила, причина) — это вид эмоционального состояния, побуждающий учащегося действовать самостоятельно, это главное условие успешного обучения.