Курсовая с практикой на тему Мотивация учебной деятельности у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 5
1.1. Понятие мотивации к учебной деятельности. 5
1.2. Методы и
приемы формирования мотивации к учебной деятельности в подростковом возрасте. 8
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ к УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНСТИ У подростков. 12
2.1. Изучение
уровня развития мотивации к учебной деятельности у. 12
подростков. 12
2.2.
Формирование мотивации к учебной деятельности подростков. 21
2.3. Анализ
результатов исследования по формированию мотивации к учебной деятельности у
подростков. 25
Заключение. 31
Список
использованной литературы.. 33
Введение:
Актуальность исследования. Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны,
поскольку идет развитие российского
общества на основе гуманистических ценностей,
демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия
сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения,
приоритетной целью которой является развитие личности
ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспечение перспектив самореализации.
Мотивация является
одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии
и педагогики. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении
побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому
остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий
человека с социальной детерминации его психики.
Результаты последних психолого-педагогических
исследований показали, что подростковый
возраст имеет большие резервы
для формирования мотивационной сферы учения.
Таким образом,
актуальность темы исследования определяется социальным заказом
на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности,
способной к самоопределению и самореализации
Актуальность проблемы
развития положительной мотивации учения у подростков
повлекла за собой выявление противоречия
между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса развития положительной мотивации учебной деятельности у подростков и недостаточной методической разработанностью формирования положительной мотивации в школе.
Целью данного
исследования является изучение мотивации учебной деятельности у подростков.
Объект исследования –
процесс формирования мотивации к учебной деятельности в подростковом
возрасте.
Предмет – совокупность приемов,
направленных на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у подростков.
Задачи:
1. Изучить понятие мотивации к учебной деятельности.
2. Рассмотреть методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в подростковом возрасте.
3. Провести
опытно-поисковую работу по формированию мотивации к учебной деятельности у
подростков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, можно
сделать следующие выводы:
Мотивация является
одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Современное состояние развития
общества требует более глубокого понимания
закономерностей поведения человека,
особенно в отношении
побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому
остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий
человека с социальной детерминации его психики.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований показывают, что подростковый
возраст имеет большие резервы и является наиболее
сензитивным для формирования мотивационной сферы учения.
В ходе опытно-поисковой работы нами была проведена первичная
диагностика по изучению развития учебной мотивации у подростков, которая
показала следующие результаты: 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29% — на получение знаний;
86 % обучающихся показали средний
уровень мотивации учебной
активности, 14% — низкий
уровень; для 44% детей основным мотивом является мотив оценки, для 28% детей — учебный мотив, для 14% — позиционный
мотив и для 14% — внешний мотив; у
72% учеников присутствует средний уровень школьной
мотивации.
Таким образом, развитие мотивации у большинства школьников характеризуется средним
уровням ее сформированности, что предполагает
огромные резервы для более интенсивного развития этого качества.
Для формирования учебной
мотивации нами был разработан комплекс приемов.
Также с детьми была организована
работа в рамках реализации метода проектной
деятельности, где был разработан и представлен к защите групповой проект «Широкая Масленица».
Анализ
психолого-педагогической и методической литературы, а также собственный педагогический опыт
позволили сформулировать методические рекомендации
для педагога, направленные на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у детей подросткового возраста: Осмысленная деятельность учителя ‒ осмысленное обучение.
Развитие внутренней мотивации
— движение вверх. Стратегия «Положительная мотивация». Мотивация достижения и способности. Как помочь ученику
выйти из состояния «выученной беспомощности». Эмоциональность урока ‒ стимул
или вред? Взаимоотношение учителя с классом
и учебная мотивация.
Для проверки
эффективности опытно-поисковой работы проведена повторная
диагностика учеников. По итогам повторной
диагностики выявлены следующие изменения: направленность на отметку снизилась на 14% (с 71% до 57%), а на знания ‒ повысилась на 14%; появился школьник с высоким уровнем
мотивации, со средним уровнем ‒ уменьшилось на одного; у детей преобладает внутренняя и внешняя
положительная мотивация; учебный мотив повысился на 6%, внешний мотив и мотив на получения хорошей оценки
немного уменьшились (на 2% и 4% соответственно);
увеличился процент третьеклассников с высоким уровнем мотивации (0% -14%),
уменьшился со средним
(86% -72%).
Таким образом,
проведя анализ полученных результатов опытно- поисковой работы, мы увидели положительную
динамику процесса развития учебной мотивации. Следовательно, разработанный нами комплекс приемов, а также выполнение предложенных
нами рекомендаций оказало влияние на желание
учиться, что в свою очередь отразилось и на успешности в учебной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие мотивации к учебной деятельности Основой успешной
учебной деятельности каждого
ребенка является высокий уровень мотивации к данному виду
деятельности. С давнего времени большое значение
отечественной и зарубежной педагогики
и психологии придавалось мотивации
как ведущему фактору
любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Платона, Демокрита и Аристотеля. Они
изучали потребность в качестве основы для получения опыта и знаний, считали
данную потребность главной движущей
силой. Были сделаны
попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими
словами, уже в те времена
ученые пытались выяснить
структуру, механизмы и условия развития
мотивации.
Мотивация происходит от латинского moveo – двигаю. Это широкий спектр
явлений, который мотивирует людей к деятельности. А. Шопенгауэр первым использовал
данный термин в статье «Четыре принципа достаточной причины»
(1900 — 1910) [18, с.46].
На сегодняшний день существует большое количество теорий мотивации, которые
отражают различные взгляды
на такие явления,
как склонности, интересы, мотивация,
мотив, потребность, что зачастую
затрудняет однозначное
понимание данного термина.
Мотивация (в широком
смысле) — это все, что вызывает активность человека:
его идеалы, отношения, эмоции, желания, инстинкты, потребности и т.д.
Мотивация является процессом реализации мотивов. Один из наиболее значимых
этапов развития личности
– это формирование мотивов достижения. Мотив является высшей формой
мотивации для деятельности, взаимодействия людей между собой, а также с окружающим миром [8, с.71].