Методология и методика психолого-педагогических исследований Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Мотивация учебной деятельности и достижения успеха у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6

1.1 Понятия мотивация и мотив учебной деятельности 6

1.2 Психологические особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте 12

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ 9-х КЛАССОВ) 21

2.1 Цель, задачи и содержание педагогического эксперимента 21

2.1 Организация и проведение педагогического эксперимента 22

2.3 Анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента 27

2.4 Методические рекомендации к содержанию занятий по формированию мотивации к обучению у подростков 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 43

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача упорядочения педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, учились в школе с интересом и желанием. Заинтересованы в этом и родители учеников. Но иногда и учителя, и родители с сожалением говорят: «он не хочет учиться», «может быть, и хорошо, но это не желание». В этих случаях мы сталкиваемся с тем, что у ученика нет потребности в знаниях, отсутствует интерес к обучению.

Проблема учебной мотивации актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Из всех терминов, используемых в психологии для объяснения мотивационных моментов в поведении человека, наиболее общими и основными являются термины мотивация и мотив. Слово «мотивация» употребляется в современной психологии двояко: и как система факторов, определяющих поведение (сюда относятся, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многие другие), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Изучение мотивации к обучению особенно важно в школьном возрасте. Переход из начальной школы в высшую сопровождается противоречиями и ломкой общих представлений о жизни. Возникают различные конфликты эмоционально-волевой сферы учащегося, которые отражаются на образовательном процессе в целом. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть ориентирована больше на успех, самостоятельное преодоление трудностей и особенно на одобрение. С помощью мотивации одобрения реализуется развитие чувства доверия, заинтересованности в отношениях друг к другу, теме, стремление самоутвердиться, риск получения плохой отметки.

Получение качественного образования с возможностью самостоятельного повышения его уровня после окончания учебы невозможно без высокой внутренней учебной мотивации, а значит, преподаватель должен уметь организовать работу по ее усилению у обучающихся.

Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что качество обучения напрямую зависит от уровня мотивации.

Объект исследования: процесс обучения подростков при помощи мотивационной системы.

Предмет исследования – мотивация учения 9-х классов.

Цель исследования: изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятия мотивация и мотив учебной деятельности;

2. Рассмотреть психологические особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте;

2. Обосновать исследование формирования мотивации у подростков;

3. Изучить факты мотивации к обучению на примере девятых классов;

4. Разработать методические рекомендации к содержанию занятий по формированию мотивации у подростков.

Методы исследования:

• анализ литературы по проблеме исследования;

• констатирующий эксперимент;

• количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Научная новизна. Разработаны и экспериментально обоснованы методы развития мотивов к учебе у подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследованы психолого-педагогические факторы, определяющие развитие мотивов у подростков.

Практическая значимость состоит в том, что разработанная технология, выводы и рекомендации вносят определённый вклад в повышение качества обучения учащихся

Экспериментальная база исследования: ученики 9-х классов МБОУ СОШ №32 г. Нижний Тагил, Свердловская область.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ мнений отечественных и зарубежных ученых о проблеме мотивации деятельности, ее место в структуре личности человека и особенности его формирования у подростков позволяют сделать следующие выводы:

Разработка проблемы мотивации деятельности происходила в три базовые подходы и прошли долгий путь с момента научных исследований проблемы перед изучением личности. Существуют разные трактовки понятия мотивации. Место мотивации в структуре личности определяется в пределах двух подходах: когнитивный и атрибутивный. Зарубежные психологи считают мотивацию проблемой выбора личности, но не учитывают человека как элемент социальной системы и влияние, которое она оказывает на него. Исследования российских психологов основаны на рассмотрение мотивации деятельности как важного фактора деятельности.

Повышение исполнительской мотивации у подростков возможно через воздействие самооценке, мотиве успеха и развитии веры в настоящее

взаимосвязь между усилиями и производительностью. Наличие шаблонов — важный фактор развития мотивация к успеху.

Изучение мотивационной структуры школьников на этапе обследования показало, что мотивы самоопределения, мотивы самосовершенствования и мотивы престижа являлись непосредственно побудительными мотивами их учебной деятельности.

На основании полученных данных мы разработали развивающий комплекс занятий по формированию учебных мотивов по предметам и внедрили его в учебный процесс.

Результаты заключительного этапа исследования показали, что создание условий для развития мотивации к обучению на формирующем этапе способствовало положительной динамике мотивационной структуры.

В данной работе рассмотрены мотивы обучения школьников при переходе в общеобразовательную школу, особенности их динамики. Выявлена смена доминирующих мотивов с внешних на внутренние в процессе обучения в начальной школе. Внутренние мотивы также преобладают в общей массе студентов.

В заключение хотелось бы указать, что искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понятых» и «реальных» мотивов, и в то же время в умении придавать большее значение успешному результату. индивидуальная жизнь.

 

Фрагмент текста работы:

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Понятия мотивация и мотив учебной деятельности

Большое внимание уделяется проблеме учебной мотивации. Важность ее решения обусловлена тем, что мотивация учения является решающим фактором эффективности образовательного процесса.

Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но, что очень важно, и существенной характеристикой субъекта этой деятельности. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности определяется как особый вид мотивации, входящий в состав учебной деятельности. Она носит системный характер и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамикой.

В психологической литературе нет прямого определения «учебной мотивации». Это может быть связано с терминологической неясностью, существующей в общей психологии. Термины «мотивация к обучению», «мотивация к обучению», «мотивация к обучению», «мотивационная сфера» употребляются как синонимы в более широком или узком смысле. В первом случае под этими терминами понимается вся совокупность мотивационных факторов, обусловливающих активность субъекта и определяющих ее направленность [5]. Во втором случае эти термины обозначают сложную систему мотивов [9].

Мотив – это направленность учащегося на те или иные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением учащегося к ней [15].

По определению Л.И. Божовича, мотивы учебной деятельности – это мотивы, характеризующие личность учащегося, его основную направленность, воспитанные в течение предшествующей жизни, как семьей, так и самой школой. Так в работах Л.И. Божович на материале изучения учебной деятельности школьников отмечал, что она мотивируется иерархией мотивов, в которой либо внутренние мотивы связаны с содержанием и реализацией, либо широкие социальные мотивы, связанные с доминантой, могут быть потребности ребенка. занять место в системе общественных отношений. Наряду с возрастом происходит развитие потребностей и мотивов взаимодействия, смена лидерства доминирующих потребностей и иерархии. По ее мнению, мотивация обучения формируется мотивами, которые постоянно меняются и вступают в новые отношения друг с другом. Поэтому формирование мотивации представляет собой не простое усиление положительного или углубление отрицательного отношения к обучению, а усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее мотивов, появление новых, более зрелых, порой противоречивых те. отношения между ними [29].

По мнению Н.Ф. Талызина: «При внутренней мотивации мотивом является познавательный интерес, связанный с данным предметом. Получение знаний в данном случае выступает не как средство достижения каких-либо других целей, а как цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственная деятельность учащегося, так как она непосредственно удовлетворяет познавательную потребность. В других случаях человек учится удовлетворять другие потребности, не познавательные [28].

Различие между внешними и внутренними мотивами Л.Ф. Фридман характеризует следующим образом: «Если мотивы, порождающие деятельность, не связаны с ней, то они называются внешними по отношению к этой деятельности; если мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то они называются внутренними.

А.Б. Орлов отмечает, что мотив внешний, если главная, главная причина поведения состоит в том, чтобы получить что-то из самого поведения. Внутренний мотив – это неотъемлемое для человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от работы. В отличие от внешнего, внутренний мотив никогда не существует до и вне деятельности. Оно всегда возникает в самой этой деятельности и всегда является непосредственным результатом, продуктом взаимодействия человека и его среды. В этом смысле внутренний мотив неповторим, уникален и всегда присутствует в непосредственном опыте [27].

Э. Фромм характеризует отчужденную и неотчужденную деятельность. В случае отчужденной деятельности человек занимается каким-то делом (работой, учебой) не потому, что ему это интересно и хочется им заниматься, а потому, что он должен делать это для чего-то, что не имеет к нему непосредственного отношения и находится вне его. Человек не чувствует себя вовлеченным в деятельность, а сосредотачивается на результате, который либо не связан с ней прямо, либо связан косвенно и представляет мало ценности для его личности. Такой человек отделен от результата своей деятельности [27].

Таким образом, мы можем перечислить следующие характеристики внутренних и внешних мотивов обучения.

Внутренние мотивы носят личностно-значимый характер, учитывая познавательные потребности субъекта, удовольствие от процесса познания и реализации собственного личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности студента в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является мотивом и целью обучения. Учащийся принимает непосредственное участие в процессе познания и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием предмета не является целью обучения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, выполнение требований учителя или родителей, похвала, признание товарищей и т.д. Внешняя мотивация обычно отталкивает студента. процесс познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего или его активность носит вынужденный характер. Содержание предметов не имеет личностного значения для студента.

Мотивация может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но она всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Определение уровней ее развития у школьников занимает важное место в исследовании мотивации учебной деятельности. Современные психологи, особенно А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и Н.Ф. Талызин, различают эти уровни [27]:

1. Отрицательное отношение к обучению. В этом случае доминирующим мотивом является избегание наказания. Результат – неуверенность в себе, неудовлетворенность собой.

2. Нейтральное отношение к обучению. При этом интерес к результатам упражнения очень нестабилен. Результатом является неуверенность, ощущение скуки.

3. Позитивное ситуативное отношение к обучению. Различают познавательный мотив в виде заинтересованности в результате учения и оценке учителя и социальный мотив ответственности. Характерна нестабильность мотивов.

4. Позитивное отношение к обучению. Имеются познавательные мотивы, интерес к способам получения знаний.

5. Активное, творческое отношение к обучению. Есть мотивы к самообразованию, своей самостоятельности; осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личный, ответственный, активный подход к обучению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Стабильное внутреннее положение. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы