Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Мотивация младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы
изучения мотивации на логопедических занятиях у младших школьников с
нарушениями речи……………………………………………………………………………………………………….. 5

1.1 Теоретические аспекты изучение
устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с нарушениями речи………………………………………………………………………………………………………….. 5

1.2 Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Основные
принципы коррекционной работы с детьми с ОНР…………………………………………….. 7

Глава 2. Методологические аспекты
работы по формированию мотивации младших школьников с ОНР…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 18

2.1 Экспериментальная работа по
исследованию уровня развития речи с помощью использования метода моделирования
на занятиях по развитию речи младших школьников……………………………….. 18

2.2 Экспериментальная работа на
тему мотивация младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях……………………………………………………………………………………………….. 20

Выводы по Главе 2………………………………………………………………………………………………………… 28

3 Мотивация младших школьников с
нарушениями речи на логопедических занятиях………. 31

3.1 Методические
рекомендации по формированию мотивации младших
школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях…………………………………………………………………………………………… 31

3.2 Рекомендуемые
виды деятельности по формированию мотивации младших школьников с нарушениями
речи на логопедических занятиях…………………………………………………………………………………….. 33

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………… 35

Список литературы……………………………………………………………………………………………………….. 37

Приложение 1……………………………………………………………………………………………………………….. 38

Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………….. 40

Приложение 3……………………………………………………………………………………………………………….. 43

  

Введение:

 

готовности школьников к
обучению не теряет своей актуальности со временем и является постоянным
предметом внимания всех без исключения школьных логопедов. Если на первом этапе
обучения дети посещают занятия добровольно, то на втором и третьем этапах
наблюдается заметное снижение интереса. Всегда есть ученики, которые открыто
могут выразить свое недовольство и воспользоваться любой возможностью, чтобы
пропускать занятия (именно эта категория детей требует ежедневного наблюдения).

Речь играет чрезвычайно
важную роль в развитии человека. С помощью речи человек контактирует с
окружающими его людьми. Слова помогают ему выразить свои мысли. Хорошее речевое
развитие регулирует человеческое поведение и позволяет принимать активное
участие в различных формах жизни. Чем богаче словарный запас человека, тем выше
уровень его речевого развития.

Общее недоразвитие речи
(ОНР) оказывает большое влияние на формирование всей познавательной
деятельности. Людям сложно общаться с другими из-за дефектов речи. Снижается
познавательная активность и ослабевает эмоционально-волевая сфера.

Сегодня неуклонно растет
количество людей с таким расстройством, как общее недоразвитие речи. В
последние десятилетия проблема общего недоразвития речи была объектом изучения
многих исследователей (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Любовский, И.Ф.
Марковская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, Ю.В. Ульенкова и др.).

Общественная адаптация
человека с ОНР напрямую зависит от характера и тяжести первичных отклонений.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи человека отражаются на
его деятельности и поведении. Заблаговременное формирование речевой системы,
позволяет благоприятно приспособить людей с ОНР к  условиям социальной среды [9].

Р.Е. Левина изучала
отклонения в речевом развитии у детей с нормальным слухом и интеллектом и
впервые выявила и описала особую категорию детей с проявлениями системной
незрелости всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую она
назвала « общее недоразвитие речи "[5].

Цель исследования:
изучить и усвоить теоретический материал по теме «Мотивация младших школьников
с нарушениями речи на логопедических занятиях».

Задачи исследования:

1. Изучить
теоретические основы изучения мотивации на логопедических занятиях у младших
школьников с нарушениями речи;

2. Проведение
экспериментальной работы на тему мотивация младших школьников с нарушениями
речи на логопедических занятиях;

3. Мотивация
младших школьников с нарушениями речи на логопедических занятиях

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение психолого-педагогической
литературы показало, что проблема формирования словарного запаса остается
актуальной и недостаточно изученной. Исследование словарного запаса имеет
большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения это
связано с установлением вида, этиологии и определенных ошибок, которые
допускают дети в своих заданиях.

А с практической точки
зрения их присутствие способствует более точному, целенаправленному и
дифференцированному воздействию. На основе изученной литературы даны характеристики
детей с ОНР, рассмотрены методы развития словарного запаса детей с данным
языковым отклонением.

Мы рассмотрели наиболее
интересные методы развития словарного запаса, предложенные Т. Филичевой,
Г.Чиркиной, а также некоторые приемы работы других авторов, по общему мнению
которых словарный запас у детей с ОНП (3 уровень) не может развиваться
самостоятельно, он требует систематической, постепенной корректирующей работы.

С детьми
экспериментальной и контрольной групп был проведен констатирующий эксперимент,
который показал, что, имея в целом полноценные предпосылки к овладению
психическими операциями, дети с ОНР имеют особенности развития словарного
запаса. Выявлен ограниченный словарный запас (в активной лексике детей
преобладали существительные и глаголы, а использование слов, характеризующих
качество, знаки, состояние предметов, вызывало затруднения).

Наблюдалось расхождение
активного и пассивного словаря, незнание или неточное употребление многих
общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части
предметов, неадекватное использование синонимических и антонимических средств
языка. Применялись многочисленные замены словообразовательными неологизмами. В
результате выполнения констатирующего эксперимента экспериментальная группа за
выполнение заданий в общей сумме набрала 219 баллов, контрольная — 213.

Полученные данные об
особенностях словарного запаса определили основные направления, которые
учитывались при разработке комплекса коррекционно-развивающих упражнений.

После формирующего
эксперимента общее количество баллов за выполнение всех заданий в
экспериментальной группе составило 282, а в контрольной группе — 239 баллов.

Сравнительный анализ
контрольной и экспериментальной групп показал положительную динамику развития
словарного запаса в исследуемой группе. Разница в результатах между контрольным
и контрольным экспериментами основной группы составила 63 балла, что вдвое
больше, чем в контроле.

На основании
представленных результатов можно сделать вывод, что предложенный комплекс
упражнений эффективен для работы с детьми 
с ОНР, его применение показало динамику у детей в развитии словарного
запаса.

В ходе исследования были
решены основные задачи, поставленные согласно цели исследования, было
установлено, что эффективность обучения логопеду для детей  с ОНР 
(III уровень) будет существенно повышена, если предложенный комплекс
корректирующих и развивающих упражнений используется при развитии словарного
запаса.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации на
логопедических занятиях у младших школьников с нарушениями речи

1.1 Теоретические аспекты изучение устойчивой мотивации на
логопедических занятиях у детей с нарушениями речи Речь — главное средство
человеческого общения. Без него у человека не было бы возможности получать
знания и передавать информацию. Благодаря слову сознание человека обогащается
опытом других людей и развивается. При этом речь — это не только средство
общения, но и средство мышления, носитель сознания, памяти, информации,
средство управления поведением других людей и регулирования поведения человека.
По множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью.

Одним из первых, кто
исследовал значение языка для развития детской психики, является психолог Л.С.
Выготский. Позже психологи А.А. Люблинская, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин посвятили
этому вопросу свои исследования. Они обнаружили, что даже на ранних этапах
развития ребенка слово влияет на восприятие свойств предметов, формирование
представлений и т. д.

Чем старше дети, тем
сильнее и яснее влияние языка на все аспекты их психики. Язык имеет большое
значение для адаптации ребенка к потребностям человеческого общества и общения
с другими детьми.

 Своевременное овладение правильной речью имеет
огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного
обучения его в школе.

Сложная симптоматическая
система языковых и неязыковых расстройств при тяжелых речевых расстройствах
отрицательно влияет не только на речевое общение, но в некоторой степени также
на развитие познавательной активности, определенные аспекты личности и часто
мешает им удовлетворить значимые потребности и стремление к личному развитию. В
отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам коррекции речи
и развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), традиционно большое
внимание уделяется объему, характеру и качеству навыков, умений и знаний языка,
которые необходимо освоить.

Однако такая важная
составляющая деятельности, как мотивация, общепризнанная всеми исследователями
как ее «мотор» (А. Н. Леонтьев), оказалась вне рамок специального анализа.
Между тем именно вопросы мотивации необходимости получения логопедической
помощи остаются одними из наименее изученных в теории специальной психологии и
логопедии. [1].

О значении мотивации и
повышения интереса к логопедической работе лишь упоминается в небольшом числе
работ (Е. С. Алмазова, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М. Глозман, И. Ю.
Козина Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.) [7].

Необходимость
обследования и специального формирования устойчивой мотивации к корректирующей
речевой работе обусловлена низким уровнем заинтересованности детей с тяжелыми
нарушениями речи на занятиях  с
логопедом, так как они требуют усидчивости, концентрации, дисциплины, целеустремленности,
проявления воли, отказа  от игры (по
возрасту) от ребенка, в пользу образовательной (только развивающейся)
деятельности. Эти качества могут привести ребенка к осознанному отношению к
занятиям логопедом. К сожалению, эти проявления начинают проявляться только в
старшем дошкольном возрасте [9].

Дети с нарушениями речи
могут иметь сопутствующие социальные, эмоциональные и поведенческие
расстройства. «Трудности с усвоением определенных школьных предметов — наиболее
частая причина школьных несоответствий, резкого падения мотивации к обучению,
что приводит к поведенческим расстройствам, а иногда и к преступному поведению.
Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма" [3].

Расстройство существенно
мешает успешной учебе в школе и повседневной жизни. Такие дети, как правило,
самопроизвольно интегрируются в систему образования и часто не получают
необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, не создаются
благоприятные условия для получения образования, что приводит к появлению у них
вторичных и третичных онтогенетических нарушений.

В последние несколько
десятилетий проблемы детей с ограниченными возможностями изучаются многими
исследователями: М.О. Гуревич, К.С. Лебединская, Л.В. Занков, А.В. Запорожец,
Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, И.Ю. Левченко, М.И. Лисина, В.И. Лубовский и др.

На сегодняшний день
существует значительное количество работ, посвященных проблеме учебной
мотивации у младших школьников (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев, В.С. Ильин, А.М. Липкина, Г.И. Лях, А.К. Маркова, М.В. Матюхина,
Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин и др.), что свидетельствует об актуальности
рассматриваемой проблемы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы