Курсовая с практикой на тему Мотивация агрессивного поведения подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования мотивации агрессивного поведения подростков 5
1.1 Агрессивное поведение личности 5
1.2 Условия и факторы формирования агрессивного поведения 14
1.3 Мотивация агрессивного поведения личности 19
Глава 2 Эмпирическое исследования взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения успеха в подростковом возрасте 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 29
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
Проблема агрессивного поведения в целом и агрессивного поведения подростков, в частности, волнует специалистов достаточно давно. Важным направлением в данной области исследований является агрессивность подростков, в частности, мотивация агрессивного поведения данной возрастной категории.
Агрессивность среди подростков может быть обусловлена определенными физическими и психологическими особенностями развития на данном возрастном этапе. Так, гормональные изменения, повышенный гормональный фон способствуют нестабильности эмоциональных проявлений подростка, его повышенной раздражительности, импульсивности, частому возникновению аффективных вспышек, среди которых преобладают негативно окрашенные (гнев, агрессия). Кроме того, несоответствие между формирующимся чувством взрослости подростка и тем, как его воспринимают окружающие, желание автономизироваться от взрослых, острое переживание одиночества и непонятости окружающими также способствуют формированию агрессивного поведения данной категории детей. Интерес представляет вопрос взаимосвязи мотивации достижения в подростковом возрасте и агрессивности, однако данное направление исследовано недостаточно, что делает изучение данной взаимосвязи весьма актуальной.
Проблема подростковой агрессивности изучалась в работах И.С. Кона, А. Басса, Л. С. Выготского, Л.М. Семенюк, О.Д. Ситковской, Эйдемиллера Э.Г и др.
Цель исследования: изучение мотивации агрессивного поведения личности.
Объект исследования: агрессивное поведение личности
Предмет исследования: мотивация агрессивного поведения личности
Гипотеза: на агрессивное поведение личности прежде всего влияет мотивация достижения успеха, либо мотивация избегания неудач, что становится причиной импульсивных поступков, в том числе приступов агрессии.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу по проблеме исследования
2. Подобрать комплекс методов и методик, адекватных цели исследования
3. Провести исследование на предмет изучения мотивации агрессивного поведения личности
4. Обработать результаты, сделать выводы о мотивации агрессивного поведения личности
Методологическая основа:
— исследования И.С. Кона, А. Басса, Л. С. Выготского, Л.М. Семенюк, О.Д. Ситковской, Эйдемиллера Э.Г и др., направленные на установление специфики подростковой агрессивности;
— работы Г. Мюррея, Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена, Д. Мак-Клелланда, А. Н. Леонтьева, Ш. Магомед-Эминова и др., направленных на исследование мотивации достижения успеха и избегания неудач.
Методы исследования: анализ научной литературы, психологическое тестирование, качественный и количественный анализ данных, методы математической обработки данных.
Методики исследования: «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В. В. Бойко, методика изучения мотивации к достижению успеха Т. Элерса.
База исследования
Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы педагогами и психологами школы при разработке мероприятий, направленных на коррекцию агрессивного поведения подростков.
Структура работы: введение, две главы (теоретическая – 3 параграфа, практическая – 2 параграфа), заключение, список литературы из 48 источников.
Заключение:
Агрессия – вид разрушительного социального поведения, адресованного другим членам общества, который может быть спровоцирован как внутренними, так и внешними психологическими событиями. Уровни агрессии варьируются от психологического намерения до физиологического вредительства, вплоть до угрозы и уничтожения жизни. Агрессия, в силу своей социальной значимости, на индивидуальном уровне имеет тенденцию к переходу в коллективные формы агрессии.
Подростковые формы агрессии имеют повышенное значение для общества в силу важности этого периода для становления личности. Ошибочно считать агрессию – преходящим фактором возраста. Агрессию стоит рассматривать как симптом неблагополучного развития личности, наличия у неё внутренних препятствий, которые выливаются во внешнем разрушительном поведении, адресованном к другим.
Подростковый период представляет собой важный этап для формирования мотивационной структуры личности подростка. В этом возрасте происходит преобразование значимости разных форм деятельности, выполняемых подростком: например, учебная деятельность по-прежнему занимает большое количество времени подростка, однако значение ее значительно снижается по сравнению с коммуникативной деятельностью (общением со сверстниками и взрослыми). Также следует отметить, что авторы выделяют специфические мотивы агрессивного поведения в подростковом возрасте, например, стремление к самоутверждению, желание соответствовать референтной группе, стремление преодолеть расхождение между собственным ощущением взрослости и непринятием этого со стороны окружающих, проблемы в коммуникации.
Нами была выдвинута гипотеза о наличии взаимосвязи между подростковой агрессией и мотивацией достижения успеха. Можно предположить, что высокая мотивация достижения успеха провоцирует развитие волевых качеств, упорства, умение планировать цели и стратегию их достижения, что способствует формированию агрессивных тенденций в данном возрасте и наоборот. Нами было проведено эмпирическое исследование с целью подтверждения или опровержения данной гипотезы.
В результате исследования было установлено, что высокий уровень агрессивности характерен для 28% подростков, у 30% участников исследования выявлен средний уровень агрессивности, остальные показали низкий уровень. Также для основной массы подростков, участвовавших в исследовании, был выявлен высокий и умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха.
Корреляционный анализ показал наличие значимых взаимосвязей между рядом параметров агрессии и мотивацией достижения успеха. Так, для подростков с высокой мотивацией достижения успеха характерен высокий уровень спонтанности агрессии, аутоагрессии и склонности заражаться агрессией толпы, при этом низкий уровень удовольствия от агрессии и стремления провоцировать агрессию окружающих. Это говорит о том, что агрессия в данном случае носит скорее инструментальный характер, позволяя подросткам достигать успеха, а не является целью сама по себе (т.е. подросток не получает удовольствия от унижения окружающих и причинения им вреда).
Таким образом, можно говорить о подтверждении нашей гипотезы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования мотивации агрессивного поведения подростков
1.1 Агрессивное поведение личности
Агрессивное поведение – это, в первую очередь, внешне проявляющееся действие, направленное против другого человека. Как правило, поведение носит кратковременный (преходящий) характер и преобразуется в соответствии со специфическими характеристиками ситуации или смены одной ситуации другой [3].
Агрессивное поведение может проявляться в форме:
а) непосредственно действия (наступление, атака, нападение);
б) действия против конкретного объекта, в том числе человека, становящегося жертвой агрессии;
в) действия с учетом ситуации – ее особенностей, провоцирующих агрессивную атаку.
Описывая основные характеристики агрессивного поведения, исследователи указывают, что оно ориентировано на нанесение вреда или ущерба другому живому существу, которое пытается не допустить подобного с собой обращения [3]. Объект агрессивного поведения и его причины устанавливаются согласно ситуации. Например, в теории агрессивного поведения М. Долларда фрустрация как причина агрессии интерпретируется в роли внешнего, а не внутреннего фактора. Агрессивное поведение не идентифицируется с эмоцией, мотивом или установкой, хотя они могут воздействовать на внешние выражения агрессии [3]. Однако, определенные внутренние факторы включаются в содержание агрессивного поведения, например, намерение обиды или оскорбления.
Детально различные формы и проявления агрессии изучаются в области поведенческой и когнитивной психологии. По реализуемым функциям дифференцируют враждебную (эмоциональную) и инструментальную агрессию. Цель враждебной агрессии – нанесение страданий, зла или ущерба другому человеку. В инструментальной агрессии обозначенные аспекты не представляют собой самоцель, а имеют значение вторичного продукта достижения других целей и удовлетворения других интересов.
Агрессию возможно классифицировать и по иным основаниям. Например, разграничивают агрессию, детерминированную раздражителем или побуждением, реактивную и проактивную, импульсивную и умышленную, реактивную (эмоциональную) и инструментальную. Между тем агрессивное поведение не всегда соотносится с намерением обиды или оскорбления. Так, например, отдельные факторы деятельности военного, соревнования и ожидание награды, определенные формы спортивной деятельности (бокс, борьба), педагогические взаимоотношения, наказание, реализация переговоров и т. д. могут содержать в себе агрессию, обусловленную социально важными целями. Подобное агрессивное поведение может быть описано наличием действий по устранению препятствий, противодействием, наступлением, проникновением в сознание другого человека, но без умысла причинения ему страданий, зла или ущерба [16].
Соответственно, агрессивное поведение может быть интерпретировано по-разному: это и форма поведения, ориентированного на нанесение вреда другому человеку, и форма поведения, ориентированного на устранение трудностей без намерения навредить. Фундаментом подобной дифференциации могут являться различные параметры: «вред – польза», «вредность – необходимость», «насилие – отсутствие насилия» и т. п.
Согласно анализу психологических источников, можно предположить, что непосредственно психологическим параметром подобного разграничения может выступать «обладание Другим – самоутверждение». С обозначенным параметром различения агрессивного поведения пересекается другой – «деструктивность – конструктивность».
С точки зрения Р. Мэя, деструктивная агрессия заключается в намерении ранить или причинить боль другому человеку, лишить его силы или просто увеличить свою власть [17]. Конструктивная агрессия соотносится с преодолением барьеров, налаживанием взаимоотношений, конфронтации с другим без желания причинить ему боль, но со стремлением проникнуть в его сознание.