Курсовая с практикой на тему Мотив сна в поэзии М.Ю. Лермонтова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 МОТИВ СНА И СВЯЗЬ ЕГО С ИДИОЛЕКТОМ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА 6
1.1 Особенности поэтического языка М.Ю. Лермонтова 6
1.2. Мотив сна в произведениях М. Ю. Лермонтова 12
ГЛАВА 2 ОТРАЖЕНИЕ МОТИВА СНА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 15
2.1 Сон как предсказание (стихотворения «Сон», «Видение», «Предсказание») 15
2.2 Сон как смерть («Ночной цикл» произведений) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Данная работа призвана познакомить любого интересующегося с развитием русской поэзии с точки зрения реализации в ней мотива сна. Данный мотив для литературы считается одним из наиболее распространённым.
Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, возрастающим интересом к творчеству М. Ю. Лермонтова, появлении в его творчестве неизученных направлений, с другой же, обусловлено интересом современного литературоведения к теории мотивов.
В нашем исследовании мы опирались на новейшие российские литературоведческие исследования (Н. К. Михальская [11], В. А. Лукин [10]), на теоретические трактаты американских авторов (Р. Лакофф [8]).
Мы провели анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова, представителя русского поэтического романтизма, где мотив сна распространен достаточно широко. Обращение к данным стихотворениям, в большей степени, обусловлено малоизученностью данных мотивов в стихотворении автора.
Цель данной работы – проанализировать особенности употребления мотива сна в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности мотива сна как ведущего в литературе;
2. Выявить особенности поэтического языка М. Ю. Лермонтова;
3. Проанализировать мотив сна в произведениях М. Ю. Лермонтова;
4. Проанализировать способы создания мотива сна в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Объект работы – творчество М. Ю. Лермонтова.
Предмет работы – выраженность мотива сна в произведениях М. Ю. Лермонтова.
Новизна исследования заключена в том, что в работе актуализирован мотив сновидения в стихотворении М. Ю. Лермонтова.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Мотив— это риторическая фигура, широко используемая в литературе и повседневном языке. Эпитет — это, по сути, стилистическое средство, которое подчеркивает характеристику, определенную черту или чувства лирического героя и делает его уникальным и узнаваемым. В текстах риторики упоминается как фигура подчиняющего накопления с функциями определенного, вспомогательного или экзорнативного типа.
Мотив в стихотворении М. Ю. Лермонтова может иметь определенную (или ограничительную) или вспомогательную (или описательную) функцию. с определяющей функцией обычно следует за именем, где введенные определения служат для исключения других возможных разновидностей референтов.
Для того, чтобы дать характеристику мотиву сна, нами была проведена поэтапная работа. На первом этапе был сделан вывод о том, что стихотворения, в которых появляется мотив сна, мы можем разделить на два типа – стихотворения, в которых сон рассматривается как видение или пророчество и стихотворение, где сон рассматривается как смерть. Лирический герой учит не только оценивать собственные чувства, но и не концентрироваться на нем в полной мере.
Все, выделенные нами на основе построчного анализа эпитеты, направлены на передачу чувств и их описание. Это приводит к тому, что столь яркая образная характеристика доходит до адресата и раскрывает весь комплекс чувств.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 МОТИВ СНА И СВЯЗЬ ЕГО С ИДИОЛЕКТОМ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
1.1 Особенности поэтического языка М.Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) — поэт, прозаик и драматург романтизма. В ранней юности он трижды бывал на Кавказе вместе с бабушкой Е. А. Арсеневой (в 1818, 1820 и 1825 гг.). Его творчество можно условно разделить на два очень плодотворных периода: первый (1828–1834) и второй (1837–1841). Некоторые литературоведы выделяют даже три этапа его художественного развития.
М. Ю. Лермонтов был молод, талантлив и образован. Он происходил из аристократической семьи. Своими образцами он видел английского поэта Г.Г. Байрона и русского поэта А.С. Пушкина. Его восприятие мира полностью соответствовало взглядам обоих его поэтических образцов для подражания. Он чувствовал с ними духовную связь, неудовлетворенность жизнью, протест против всякого угнетения, тоску, страсть и любовь к природе. Он стремился к собственному, неповторимому языку и стилю. Эпитет и анафора становятся основой его поэтического стиля.
Использование эпитетов более очевидно в поэзии Лермонтова, чем в поэзии Пушкина. Но именно пушкинские романтические стихи оказали большое влияние на его первые литературные попытки. Цитируем Виссариона Григорьевича Белинского: «Пушкин не читал ни одного стихотворения Лермонтова…» [2].
Лермонтов заявил о своем отношении к своему образцу для подражания в тексте «Смерть поэта», написанном через несколько дней после его трагической смерти в 1837 году. Эти стихи дали ему ряд врагов, особенно в влиятельных кругах при царском дворе, поскольку в них он обвиняет людей из ближайшего окружения государя в интригах, приведших к гибели поэта. После гибели А. С. Пушкина он стал преемником на мнимом престоле русской поэзии вплоть до своей безвременной кончины в 1841 году. Ираклий Луарсабович Андроников отмечает: «Мы имеем все основания видеть в истории стихов о смерти Пушкина не только начало поэтической славы Лермонтова, но и начало его конца» [2]
На утонченное восприятие действительности поэтами-романтиками повлияла не только их молодость, но и бурные проявления неудержимого таланта. Поэты-романтики, как и их литературные герои, жили по-настоящему. Это отразилось на их поэзии, которой не были свойственны ложные стилизации. Карел Бареш комментирует: «Лермонтов следует, как уже было сказано, путем Байрона от орнамента к простоте стиля. В молодые годы они покупают в стихах много поэтических приемов [4]. Но его поэзия не походила ни на лирическую манеру, ни на жеманную позу с раздутым пафосом, именно поэтому стихотворения звучат живо и сегодня.
Для характеристики авторского стиля приведем юношеское стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова 1829 года. Сергей Васильевич Иванов отмечает: «Лермонтов написал не очень обширную поэму «Монолог», в которой впервые установил главную тему своего дальнейшего творчества — трагическую судьбу передового русского народа в царствование царя Николая I после декабрьского восстания» [6].
«Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…