Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Мотив несчастной любви в творчестве Куприна

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Основные темы творчества А.И.Куприна 5
1.1 Многогранность писательского таланта 5
1.2 Любовь как «божественный дар, реализуемый в земной жизни» 11
Глава 2. Несчастная любовь в произведениях А.И.Куприна 17
2.1 «Могучее чувство» в повести «Гранатовый браслет» 17
2.2 Лесная сказка о любви 22
Заключение 29
Список использованной литературы 32

 

  

Введение:

 

Творчество А.И. Куприна – одно из самых выдающихся и самобытных явлений истории русской литературы, такого значимого его периода, как серебряный век. Его творчество привнесло в русскую литературу небывалую глубину и выразительность. С его становлением как писателя русская проза получила возможность исследовать новые оттенки в самораскрытии русской души с ее трагическими противоречиями.
Александр Иванович Куприн – человек с незаурядной судьбой, и с незаурядным писательским талантом. Эта незаурядность нашла свое отражение и в содержании его творчества, и в том наборе выразительных средств, которые он использовал при создании своих произведений. Его сложная трагическая судьба, противоречивый внутренний мир предстает перед нами через его видение русского общества таким, каким он предстает перед читателем в его произведениях.
Писатель, очень тонко чувствовавший жизнь, огромное внимание в своем творчестве уделял теме любви, которая является центральной во многих его произведениях, красной нитью проходя практически через все его произведения.
Любовь в представлении А.И.Куприна дает человеку ощущение высшего счастья, являясь великим благом жизни. Герои его произведений в подавляющем большинстве не являются людьми выдающимися. В основном это люди незаметные и скромные, однако, они четко понимают ценность любви и очень хорошо осознают ее красоту. Таков, например, обычный телеграфист Саша Врублевский, герой одноименного рассказа, который уверен, что нет ничего более святого и прекрасного в мире, чем женская любовь.
Тема любви не является главной темой этого произведения, однако проходит через него, давая нам представление о том, насколько ценным для писателя является это чувство.
А.И.Куприн тяжело переживал вынужденную разлуку с Родиной. После своего возвращения в Россию он уже не успел написать ни одного произведения, поскольку был тяжело болен. По трагическому стечению обстоятельств так случилось, что писатель вернулся на родную землю только для того, чтобы лечь в нее. Трагичность любви в его представлении, может быть, является некоторым предчувствием того, что его писательский талант раскроется только в эмиграции. Может быть, из-за этого почти магического предчувствия длительной разлуки с Родиной, любовь у Куприна даже в произведениях до эмиграционного периода – это любовь несчастная, поскольку любовь писателя к родной земле связана для него с разлукой?
Исследованию мотивов несчастной любви в творчестве этого яркого русского писателя и посвящена данная курсовая работа.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа мотивов любви в художественной литературе, в частности, в прозе А.И Куприна, поскольку в наше непростое время как никогда актуальными становятся темы, затрагивающие любые стороны взаимоотношений между людьми. В особенности это касается такого значимого чувства в жизни каждого человека, как любовь.
Предметом исследования послужили произведения А.И.Куприна, в которых так или иначе звучат мотивы любви – разделенной или несчастной, взаимной или тайной. Объектом исследования данной курсовой работы служит любовь в его произведениях, как неотъемлемая часть жизни персонажей этих произведений. Все это – о человеке, о его переживаниях и о том, как человек влюбленный с этими переживаниями справляется, как проходит тот непростой путь, который уготован вкусившим этого сладостного напитка – любви.
Творчество Александра Ивановича Куприна вообще является очень благодатной почвой для всевозможных литературных исследований, поскольку его своеобразный стиль, его незаурядный стиль и уникальный авторский взгляд на простые вещи позволяют исследователю по новому взглянуть на изучение особенностей русской литературы.
Цель данной работы — исследование особенностей представления любви в творчестве А.И.Куприна.
Задачи данной работы:
-раскрыть основные темы творчества А.И.Куприна;
-показать место темы любви в его произведениях;
— раскрыть на примере произведений о любви разные ее стороны и лики;
— показать мастерство писателя в изображении героев.
Основными методами, использованными для решения поставленных задач, послужили методы лингвистического анализа, наблюдения, а также сопоставления.
Теоретической базой исследования стали труды таких исследователей жизни и творчества А.И.Куприна, как А.А. Волков, В.Н. Афанасьев, П.Н. Берков, Ф.И. Кулешов.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения и творчества этого выдающегося русского писателя.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дано обоснование выбора темы, роль и место А.И.Куприна в русской литературе двадцатого века, определена степень изученности проблемы, актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования.
В заключении подведены итоги проведенного курсового исследования, приводятся основные выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Рукописи не горят, и гениальные произведения русской классической литературы не преданы забвению: они все еще воздействуют на формирование духовного самосознания подрастающих поколений и участвуют в литературных баталиях на равных с писателями двадцать первого века. Эта бессмертная фраза М.А.Булгакова, ставшая крылатой, приходит на ум всякий раз, когда речь заходит о русском мастере лирической прозы, Александре Ивановиче Куприне. Невозможно себе представить русскую литературу и русскую культуру вообще без его произведений, ставших классическими. Хорошо, что Александр Иванович Куприн продолжает пользоваться популярностью не только у старшего поколения, но и у нынешней молодежи. Это говорит о том, что главные темы, затрагиваемые им, будут актуальны во все времена. Об этом свидетельствует и обилие всевозможных литературных конференций, посвященных исследованиям жизни и творчества писателя.
Одной из основных тем, которой посвящено множество его произведений, является тема любви, причем любовь у писателя в большинстве случаев несчастливая. Во многих работах, написанных им о любви, он описывает возвышенное и пламенное чувство, окрыляющее героев, определяющее развитие сюжета и выявляющее определяющие стороны души главных персонажей. Почему же мы воспринимаем чувство, украшающее нашу жизнь, как несчастье? Потому ли только, что оно почти всегда ведет к трагедии, смерти, потерям? И не есть ли всякая любовь истинная лишь плата за счастье, которое ощущают влюбленные?
Именно на такой позиции стоит генерал Аносов, устами которого А.И.Куприн определил цену истинной любви, и цена эта – жизнь. Лишь та любовь истинна, говорит он, которая трагична, которая заставляет потерять себя, свои убеждения, свои мысли за одну только возможность – любить. Именно эту мысль развил А.И.Куприн в двух самых трагичных своих произведениях о любви, рассмотренных в данной работе.
Нельзя сказать, что мелкий чиновник Желтков был несчастен в своем чувстве. Но оно привело его к трагическому концу. Также нельзя сказать, что несчастна в любви дочь леса Олеся. Оба эти персонажа любят, один из них любим, но что принесла им эта любовь? Желткову семь самых счастливых лет жизни, Вере Николаевне – новые чувства, с которыми она еще не сталкивалась, Олесе – разлуку с любимым человеком, Ивану Тимофеевичу – счастье любить и быть любимым, правда в разлуке. Каждый из этих персонажей в конце концов сталкивается с горем, с потерей близкого, любимого человека. И это именно та цена, которую должен заплатить человек, по мнению А.И.Куприна, за настоящую любовь. Так счастливы ли наши возлюбленные? Тысячу раз – да. Согласятся ли они отказаться от любви, чтобы избежать горя? Тысячу раз – нет. Ни один из них не отдаст и тысячной доли того, что он испытал, настолько сильное, всепоглощающее это чувство.
Только любовь возносит героев над суетой окружающего их мира, обнаруживает глубины их души, утверждает идею любви как единственного истинного чувства, наибольшую ценность земного существования.
Среди всего многообразия тем, раскрываемых в произведениях А.И. Куприна, особняком стоит одна сокровенная тема, обращение к которой писателя максимально бережное, почти благоговейное – это тема любви. Не зря К. Паустовский по праву называл творчество А.И.Куприна «энциклопедией жизневедения». «Впотьмах», «Столетник», «Олеся», «Леночка», «Гранатовый браслет», «Святая любовь», «Суламифь» и многие другие произведения русского прозаика раскрывают любовь, эту «величайшую тайну в мире», во всех ее аспектах.
Очень многие произведения писателя о любви заканчиваются трагически, влюбленные или разлучены навсегда, или один из них погибает, уже вкусив всю прелесть этого волшебного чувства.
Единственной силой на земле, которая способна противостоять злу, для А.И. Куприна была истинная любовь, и чем трагичнее она – тем выше ее ценность. Он один из немногих русских литераторов, сумевших силой своего писательского таланта изобразить всепоглощающую, жертвенную, рыцарскую любовь, ведь именно такой предстает она в его произведениях – взимающую максимальную платы за возможность ее испытать.
Любовь делает любящих людей самыми счастливыми на свете и приносит им огромное несчастье – возможность потерять возлюбленного. Без одного не будет другого. Начиная с ранних своих произведений и до самого конца жизни А.И. Куприн оставался певцом любви Возвышенной, дарованной нам от Бога. Эта тема красной нитью проходит практически через все его произведения.
Яркими примерами таких произведений являются «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». В «Олесе» влюбленных ждет обычная, хотя и равная для влюбленных смерти, разлука, однако никто из героев не погибает. В более поздней повести «Гранатовый браслет» несчастная любовь мелкого чиновника оборачивается трагедией. Любовь у А.И.Куприна предстает в земной жизни Божественным даром, поднимающим человека над суетой повседневности, погружающим его в заколдованный сказочный мир. Приносит ли этот дар счастье, или делает несчастным всех, коснувшихся его?
Истинная любовь в произведениях А.И Куприна, практически всегда несчастливая или неразделенная, не становится ни предметом торга, ни предметом купли-продажи. Ни один из персонажей, вкусивших истинную ценность любви, не в состоянии от нее отказаться. Такова ее возвышающая сила.
Тем не менее, А.И.Куприн всем своим творчеством доказывал, что те редкие счастливцы, которым все же выпал дар встретить в жизни настоящую любовь, вознесены над обыденностью внешнего мира, а их чувство является символом торжества силы, красоты и справедливости в нашем непростом современном мире.

 

Заключение:

 

Творчество А.И. Куприна – одно из самых выдающихся и самобытных явлений истории русской литературы, такого значимого его периода, как серебряный век. Его творчество привнесло в русскую литературу небывалую глубину и выразительность. С его становлением как писателя русская проза получила возможность исследовать новые оттенки в самораскрытии русской души с ее трагическими противоречиями.
Александр Иванович Куприн – человек с незаурядной судьбой, и с незаурядным писательским талантом. Эта незаурядность нашла свое отражение и в содержании его творчества, и в том наборе выразительных средств, которые он использовал при создании своих произведений. Его сложная трагическая судьба, противоречивый внутренний мир предстает перед нами через его видение русского общества таким, каким он предстает перед читателем в его произведениях.
Писатель, очень тонко чувствовавший жизнь, огромное внимание в своем творчестве уделял теме любви, которая является центральной во многих его произведениях, красной нитью проходя практически через все его произведения.
Любовь в представлении А.И.Куприна дает человеку ощущение высшего счастья, являясь великим благом жизни. Герои его произведений в подавляющем большинстве не являются людьми выдающимися. В основном это люди незаметные и скромные, однако, они четко понимают ценность любви и очень хорошо осознают ее красоту. Таков, например, обычный телеграфист Саша Врублевский, герой одноименного рассказа, который уверен, что нет ничего более святого и прекрасного в мире, чем женская любовь.
Тема любви не является главной темой этого произведения, однако проходит через него, давая нам представление о том, насколько ценным для писателя является это чувство.
А.И.Куприн тяжело переживал вынужденную разлуку с Родиной. После своего возвращения в Россию он уже не успел написать ни одного произведения, поскольку был тяжело болен. По трагическому стечению обстоятельств так случилось, что писатель вернулся на родную землю только для того, чтобы лечь в нее. Трагичность любви в его представлении, может быть, является некоторым предчувствием того, что его писательский талант раскроется только в эмиграции. Может быть, из-за этого почти магического предчувствия длительной разлуки с Родиной, любовь у Куприна даже в произведениях до эмиграционного периода – это любовь несчастная, поскольку любовь писателя к родной земле связана для него с разлукой?
Исследованию мотивов несчастной любви в творчестве этого яркого русского писателя и посвящена данная курсовая работа.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа мотивов любви в художественной литературе, в частности, в прозе А.И Куприна, поскольку в наше непростое время как никогда актуальными становятся темы, затрагивающие любые стороны взаимоотношений между людьми. В особенности это касается такого значимого чувства в жизни каждого человека, как любовь.
Предметом исследования послужили произведения А.И.Куприна, в которых так или иначе звучат мотивы любви – разделенной или несчастной, взаимной или тайной. Объектом исследования данной курсовой работы служит любовь в его произведениях, как неотъемлемая часть жизни персонажей этих произведений. Все это – о человеке, о его переживаниях и о том, как человек влюбленный с этими переживаниями справляется, как проходит тот непростой путь, который уготован вкусившим этого сладостного напитка – любви.
Творчество Александра Ивановича Куприна вообще является очень благодатной почвой для всевозможных литературных исследований, поскольку его своеобразный стиль, его незаурядный стиль и уникальный авторский взгляд на простые вещи позволяют исследователю по новому взглянуть на изучение особенностей русской литературы.
Цель данной работы — исследование особенностей представления любви в творчестве А.И.Куприна.
Задачи данной работы:
-раскрыть основные темы творчества А.И.Куприна;
-показать место темы любви в его произведениях;
— раскрыть на примере произведений о любви разные ее стороны и лики;
— показать мастерство писателя в изображении героев.
Основными методами, использованными для решения поставленных задач, послужили методы лингвистического анализа, наблюдения, а также сопоставления.
Теоретической базой исследования стали труды таких исследователей жизни и творчества А.И.Куприна, как А.А. Волков, В.Н. Афанасьев, П.Н. Берков, Ф.И. Кулешов.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения и творчества этого выдающегося русского писателя.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дано обоснование выбора темы, роль и место А.И.Куприна в русской литературе двадцатого века, определена степень изученности проблемы, актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования.
В заключении подведены итоги проведенного курсового исследования, приводятся основные выводы.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Основные темы творчества А.И.Куприна
1.1 Многогранность писательского таланта

Творчество поэтов и прозаиков «серебряного века» многогранно и необычно. Недаром даже само название той литературной эпохи звучит как колокольчик, а вереница писателей, трудившихся над своими литературными полотнами в то время, вошла в мировую литературу, став неотъемлемой частью мирового литературного наследия. Сергей Есенин, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Иван Бунин, Александр Куприн…
Все это люди с необычными судьбами, поскольку большинство из тех литераторов, которые работали в ту эпоху, состояли в очень сложных взаимоотношениях с Советской властью. Эти отношения во многом и определили и пути их творчества, и их жизненные пути, поскольку творить, и создавать литературные шедевры вдали от Родины способен далеко не каждый человек.
Не является исключением с этой точки зрения и творчество А. И. Куприна, своеобразное и интересное, поражающее наблюдательностью автора и детальной передачей тончайших оттенков стиля, те художественные приемы, которыми он описывает жизнь людей.
Например, уже в «Молохе», первом его напечатанном труде, наметились тенденции, характерные для большинства его произведений. Образы гуманистов-правдоискателей, созданных авторским пером, создадут целую вереницу портретов героев, тоскующих по красоте жизни, отвергающих ненавистную им безобразную действительность.
Большое место в творчестве А.И.Куприна занимают произведения, посвященные описанию быта царской армии. Они пропитаны духом разоблачения порядков и нравов, царивших там. А поскольку армия — это оплот любой власти, следовательно, недовольство армией влекло за собой недовольство всей правящей структурой, против которой в начале двадцатого века выступали все передовые силы русского мира. Поэтому произведения Куприна, посвященные армии, а это «Ночная смена», «Поход», а затем и «Поединок» вызвали заметный общественный резонанс. Царская армия, ее бездарные командиры, ее морально выродившиеся нравы и обычаи, является читательскому взору на страницах «Поединка» во всем своем безобразном облике.
Однако, не все произведения А.И.Куприна выдержаны в рамках строго реалистического направления. Во многих его рассказах и повестях присутствуют заметные романтические тенденции. Погружая романтических героев в обыденную жизнь, в повседневную обстановку, рядом с далеко не романтичными (и далеко не лучшими) представителями самых разных слоев русского общества, он моделирует конфликт романтического героя с будничностью, невыразительностью, заурядностью повседневной жизни.
Наиболее заметным произведением в этом ряду можно назвать замечательный рассказ «Олеся», воспевающий простых людей, существующих в гармонии с природой, не знакомых с растлевающим воздействием буржуазной цивилизации. В самой чаще дремучего леса, как в русской сказке, живут сильные, прекрасные люди в полном согласии с природой. Олеся — простая девушка, естественная, как сама природа. Однако, она не так проста, как кажется на первый взгляд, и Иван Тимофеевич скоро в этом убеждается. Ее поведение оказывается психологически тонко мотивированным, и это позволяет осознать ее истинные личностные ценности. Ее душа наделена небывалой силой, которая оказывается в противоречии с обыденным поведением людей. После встречи с Иваном Тимофеевичем редкий дар любви, которым она оделяет его, оказывается непосильной ношей для обычного человека, каким является Иван Тимофеевич. Олеся, как сама мать-природа, возвращает ему простые радости жизни, скрытые от него буржуазной цивилизацией, дарит снова ему возможность почувствовать всю прелесть естественных переживаний. Любовь человека-реалиста и романтической героини меняет местами их среду обитания, Олеся попадает в реальный мир героя, а Иван Тимофеевич— в ее сказочную реальность.
Эта тема, максимально полно раскрытая А.И.Куприным в рассказе «Олеся», не оставляет писателя в течении всей его жизни. Сила природы, звери и птицы как составная ее часть, сам человек, не утративший с ней связь, и живущий в согласии с ней, с ее законами, — все это волнует писателя, все это заставляет его вновь и вновь возвращаться к этой теме. Александр Иванович заставляет нас восхищаться красотой лошади («Изумруд»), собачей верностью («Белый пудель», «Собачье счастье»), женской молодостью и красотой («Суламифь»). Он остается певцом удивительного, слаженного, полного жизни мира природы.
Прекрасной и естественной любовь может быть только там, где человек сосуществует с природой, принимая ее законы как единственно возможные. Вдали от природы ценность любви, истинной любви, встречающейся раз в сто лет, нивелируется повседневностью. В таком мире, бесконечно далеком от простых и естественных законов природы, истинная любовь обречена быть неузнанной, непонятой и гонимой.
Наделяя эти божественным даром бедного чиновника Желткова в «Гранатовом браслете», писатель практически обрекает его в итоге на гибель. Одаренный неразделенной любовью чиновник тихо счастлив в течение какого-то времени, в великом его чувстве для него заключен весь мир, весь смысл и все содержание его жизни. Однако, предмет его мечтаний, княгиня Шеина, не только не отвечает на его чувство. Это чувство тяготит ее, оно ей не нужно, оно лишнее в ее жизненном укладе. И все знаки его любви — и письма, и гранатовый браслет – она воспринимает как нечто ненужное, нарушающее ее покой. Однако, как и всякая женщина, она мечтает о той единственной любви, встречающейся раз в сто лет, и только после смерти Желткова она понимает, что это чувство, дарованное ей свыше, прошло мимо нее, даже не замеченное ею. Эта трагедия бедной женщины, слишком поздно понявшей свое счастье, открывает путь к ее прекрасному перерождению.
А.И.Куприн в «Гранатовом браслете» подчеркивает уникальность любови, ее феноменальность, дар поэтический. И одновременно с этим слышен

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы