Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Мотив любви в рассказах В.В. Набокова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МОТИВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 6

1.1. Сущность понятия «мотив» в литературоведении 6

1.2. Типология и идейно-художественные функции мотива в литературном произведении

9

ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ МОТИВА ЛЮБВИ В РАССКАЗАХ В.В. НАБОКОВА

14

2.1. Художественное воплощение мотива любви в рассказах В.В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Сказка»

14

2.2. Выражение авторской позиции через вариации любовных мотивов в рассказах В.В. Набокова «Весна в Фиальте» и «Соглядатай» 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 


Есть писатели, пожизненно преданные одной или нескольким темам, которые развиваются и варьируются на протяжении всего творческого пути, от первых его шагов до последних. Набоков был именно таким автором. Мастер сюжета, для которого изобретение все новых и новых фабул не составляло особой проблемы, он с редким постоянством возвращался к излюбленному набору лейтмотивов, вновь и вновь повторяя их едва ли не в каждом крупном произведении. Мотив любви был, безусловно, одним из основных мотивов творчества Владимира Набокова.

Вопрос о понятии «мотива», его функциях в художественном произведении интересует литературоведов уже на протяжении второго столетия. Отдельный абзац посвящен мотиву в книге В.Е. Хализева «Теория литературы», исследованием фольклорных мотивов, как источников мотивов литературных произведений занимался А.Н. Веселовский, свойствам мотива посвящал свои исследования Б.М. Гаспаров.

На протяжении многих десятилетий творчество В. В. Набокова являет собой объект пристального внимания русской и зарубежной филологии. За это время произведения писателя рассматривались на разных уровнях, начиная от лексической, стилистической и синтаксической организации текста и заканчивая концепциями «метаромана», «потусторонности» и др. Литературному наследию В. В. Набокова посвящались монографии, сборники, статьи, научные диссертации и дипломы.

Отдельные исследования посвящались и интересующей нас теме. Фигуру Влюбленного, как одного из центральных персонажей текстов В.В. Набокова рассматривает в своей статье «Образ влюбленного в творчестве В.В. Набокова: свойства, стратегии, роль»» Ю.А. Герус. Исследователь пишет: «Через интепретацию образа Влюбленного в текст вводятся основные философские интенции, такие как отношение к творчеству, реальности, смыслу жизни» [Герус]. Философию любви в романе Владимира Набокова «Лолита» раскрывает в своей статье исследователь А.В. Злочевская Она пишет: «Американский роман» Владимира Набокова «Лолита», возникнув в точке пересечения традиций русской литературы XIX в. и философской мысли начала ХХ в. (неоплатоническая концепция любви В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева и др.), воплотил сугубо русское понимание проблем любви» [Злочевская].

Актуальность нашей работы заключается в том, что при большом корпусе исследовательских работ, посвященных творчеству В.В. Набокова и отдельно мотиву любви, раскрытие этой темы именно в рассказах нам найти не удалось.

Объект исследования – рассказы В.Набокова

Предмет исследования – мотив любви в рассказах В.Набокова

Цель нашего исследования – рассмотреть своеобразие раскрытия мотива любви в творчестве Владимира Набокова, а именно – в его рассказах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «мотив» в литературоведении.

2. Изучить типологию и идейно-художественные функции мотива в литературном произведении.

3.Рассмотреть художественное воплощение мотива любви в рассказах В.В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Сказка».

4. Раскрыть выражение авторской позиции через вариации любовных мотивов в рассказах В.В. Набокова «Весна в Фиальте» и «Соглядатай».

Методы исследования: аналитико-синтетический, историко-литературный и типологический.

Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы при разработки лекционных и семинарских курсов в практике преподавания истории литературы русского зарубежья.

Структура курсовой работы определяется логикой выбранной для исследования темы. Работа состоит из введения, двух гав с параграфами, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет объект, предмет исследования, а также его цель и задачи, указывает выбранные методы и практическую значимость. В первой главе представлены общие сведения об изучаемом понятии «мотив» в литературоведении, рассматривается типология и идейно-художественные функции мотива в литературном произведении. Вторая глава посвящена характеристике особенностей выражения любовного мотива в рассказах Владимира Набокова «Возвращение Чорба» и «Сказка», а также рассмотрено своеобразие выражения авторской позиции через вариации выражения мотива любви в рассказах «Весна в Фиальте» и «Соглядатай». В заключении формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме исследования, подводятся итоги.

Список изученной и анализируемой литературы по теме исследования включает 25 источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Подводя итоги изучению вопроса своеобразия вариаций мотива любви в рассказах Владимира Набокова, необходимо отметить следующее:

Во-первых, проведенный в первой главе анализ исследовательских работ, по определению сущности и функций понятия «мотив» в литературе, позволяет утверждать, что мотив – важная и многозначная составляющая художественного текста, выполняющая множество функций. Одна из важнейших черт мотива – оставаться недосказанным в тексте, полуреализованным, тем самым сообщая всему тексту загадочность и таинственность. Термин «мотив» может быть применен как к отдельному произведению, так и ко всему творчеству писателя и даже к целому направлению или литературной эпохе.

Во-вторых, мы определили, что мотив порождает ассоциации, раскрываясь разными способами – иногда через поведение главного героя, иногда через изобразительный ряд и т.д. В художественном произведении мотив выполняет несколько функций: гносеологическую, онтологическую, аксиологическую. Мотив может выполнять функцию символа, часто связывает событие и ситуацию.

Наряду с понятием мотива, есть понятие лейтмотива. Лейтмотив – это часто повторяющийся в произведении образ или мотив, функцией которого является создание основного настроения. Также лейтмотив могут составлять несколько однородных мотивов.

В-третьих, мотив любви имеет в творчестве Владимира Набокова множество вариаций, в чем мы убедились, рассмотрев своеобразие этого мотива в «Возвращение Чорба» и «Сказка».

В-четвертых, в творчестве Владимира Набокова можно выделить особенность выражения авторской позиции через вариации мотива любви, что мы попытались доказать, проанализировав рассказы «Весна в Фиальте» и «Соглядатай». Оба эти произведения очень важны для понимания творчества Владимира Набокова, и особенно для выделения его авторской позиции. Как пишет В. Ерофеев «Соглядатай» – «самое откровенное сиринское произведение, в котором сошлись и

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. МОТИВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

1.1. Сущность понятия «мотив» в литературоведении

Термин «мотив» – один из опорных терминов в музыковедении, однако и в литературе ему принадлежит важное место. Происходя от латинского глагола «moveo» – двигаю, слово «мотив» имеет довольно широкий смысловой диапазон. Как отмечает В.Е. Хализев в своем монументальном труде «Теория литературы», главное значение термина «мотив» определяется с трудом. Исследователь пишет: «Мотив – это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен» [Хализев, с. 174].

Анализ системы и структуры мотивов авторского художественного текста – весьма популярный и продуктивный путь современных теоретиков и историков литературы. Вместе с тем при кажущейся близости понятийного поля и задач исследования ученые используют различные теоретические предпосылки, что приводит к различным формам осмысления роли мотивов в художественном произведении.

По словам Б.Н. Путилова: «Мотив являет собой устойчивые семантические единицы, характеризуется повышенной степенью семиотичности и обладает устойчивым набором значений» [Путилов, с. 84]. Исследователь также отмечает: «Будучи одним из главных актантов литературного произведения, его художественно инкрустирующим элементом, мотив представляется отдельной категорией, выполняющей ряд функций, исследовав которые возможная их классификация по отдельным признакам и ролям» [Путилов,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы