Курсовая с практикой Гуманитарные науки Современный русский язык

Курсовая с практикой на тему Морфологический способ словообразования на материале прозы Всеволода Иванова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Способы расширения словарного состава русского языка 5
1.1 Способы образования новых слов в языке 5
1.2 Морфологический способ словообразования в русском языке 9
Глава 2. Морфологический способ словообразования (на материале повести Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69») 14
2.1 Язык повести «Бронепоезд 14-69» 14
2.2 Адъективные новообразования 16
2.3 Субстантивные новообразования 19
2.4 Глагольные новообразования 21
Заключение 24
Список литературы 26

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Для постоянного обновления, обогащения и развития языка необходимо непрерывное пополнение его словарного запаса языковыми новообразованиями. Ни один язык не может существовать только на основе традиционного словарного состава. Необходимы новые слова. Носители русского языка добавляют новые слова каждый год, например, «блог», «интернет-маркетинг», «хайповый» и т.д.
Приемы словообразования в русском языке позволяет найти способы обозначения новых явлений, а в художественной литературе дают писателю возможность создавать уникальные авторские слова. Поэтому актуально изучить источники пополнения словарного состава современного русского языка, в частности, изучить морфологический способ словообразования.
Вопрос словообразования неоднократно рассматривался как отечественными, так и зарубежными лингвистами. Результаты их многолетних научных исследований показали, что, в современном русском языке есть как морфологические, так и другие способы образования новых слов. В частности, существует безаффиксальный способ словообразования, где новое слово образуется без использования суффиксов. Морфологические способы словообразования в русском языке многочисленны и способствуют обогащению русского языка.
Цель данного исследования – изучить морфологический способ словообразования на материале прозы Всеволода Иванова.
Объект исследования – словообразование русского языка.
Предмет – словообразовательные морфемы русского языка.
Задачи работы:
1) выявить способы образования новых слов в языке;
2) рассмотреть морфологический способ словообразования в русском языке;
3) охарактеризовать язык повести Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69»;
4) провести анализ словообразования в повести «Бронепоезд 14-69» на примере авторских глаголов, существительных и прилагательных.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для написания студенческих научных работ, а также как практический материал для дальнейших исследований по вопросу словообразования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Каждое слово русского языка членится на морфемы – наименьшие языковые единицы, обладающие существенными признаками языка, т.е. имеющие как внешнюю (звуковую), так и внутреннюю (смысловую) стороны. Морфема уже не поддается дальнейшему членению на единицы, поскольку дальнейшее членение приводит к выделению звуковых отрезков, не имеющих собственного значения. Морфемы подразделяются на два основных типа – корневые (корни) и аффиксальные (аффиксы).
Корень – это основная значимая часть слова. Аффикс – вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования. Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Префикс (стоящий перед корнем) уточняет смысл корня, передает лексическое значение. Постфиксы (стоят за корнем) подразделяются на суффиксы (имеющие словообразовательное значение) и флексии (окончания, не имеющие словообразовательного значения).
Добавление аффиксов становится приемом словообразования. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово, они делают это только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней, не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове. Один и тот же аффикс (приставку или суффикс) можно встретить у бесконечного числа слов. Поэтому небольшое число приставок и суффиксов русского языка создают огромное количество новых слов.
Морфологический способ словообразования мы рассмотрели на материале прозы Всеволода Иванова. В повести «Бронепоезд «14-69»» есть множество примеров словообразования, в том числе и ряд авторских окказиональных слов, которые не встречаются нигде, кроме этой повести. Можно сделать вывод, что самым распространенным для писателя является морфологический способ образования новых прилагательных. Это самый высокопродуктивный способ для всего современного русского языка, поэтому и Вс. Иванов широко пользуется этой словообразовательной моделью. Новые прилагательные образуются писателем не только при помощи морфологических формантов (приставок и суффиксов), но и с помощью сложения и сращения. Новые имена существительные писатель образует в основном с помощью добавления суффиксов. В тексте повести есть и авторские глаголы, при их создании писатель использует и суффиксы, и префиксы. Что касается результатов творчества писателя, то его окказионализмы не вошли в постоянное речевое употребление, и не зафиксированы в словарях. Однако они дают представление о процессах, которые проходят в современном русском языке.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Способы расширения словарного состава русского языка
1.1 Способы образования новых слов в языке
Многие лингвисты отмечают, что словарный состав языка обогащается, прежде всего, за счет своих собственных источников, основным из которых является словообразование, т. е. образование новых слов на базе уже существующих моделей по определенным схемам и закономерностям. Словообразование – это сложный механизм, создающий новые слова. Как и любые другие механизмы, он не только функционирует, но и развивается. Исчезают одни способы словообразования, но возникают (или становятся популярными) другие способы.
Но сам процесс образования новых слов никогда не прекращается. Каждый язык все время создает новые слова. В разных языках свои способы, и можно назвать такие словообразовательные способы, как заимствование слов, конверсия (переход из одной речи в другую без изменения формы слова), и ряд других.
Если говорить о типах словообразования в языке, то следует отметить, что существуют различные подходы к их классификации. Некоторые виды словообразования в современном русском языке на сегодняшнее время являются достаточно производительными способами образования слов, в то время как другие не могут производить новых слов в наше время, однако были активными в определенные периоды развития языка [4, с. 88].
Процесс создания новых слов связан с частью речи. Принято считать, что имена прилагательные образуются не так активно, как имена существительные, что обусловлено их вторичным номинативным статусом. Известно, что все сущности отражаемого сознанием мира делятся на вещи и признаки, что в структуре языка находит свое отражение в делении полнозначных слов и частей речи на предметные и признаковые [1, с. 8].
Субстантивными по своей природе являются существительные: «карандаш», «дерево», «ручка», «ласточка» и т.п. Они обозначают предметные сущности, отраженные в категориальном значении существительного
Слова с признаковым значением (прилагательные и наречия) не называют сущностей, но обозначают свойства и признаки, присущие предметам, а также отношения, в которые они вступают между собой.
Предметные имена выполняют, прежде всего, номинативно-классификационную функцию, а признаковые выполняют коммуникативную и речемыслительную функцию.
Именно поэтому Е. А. Земская считает, что «в производстве имен прилагательных связь «язык-современность» обнаруживается не столь непосредственно. Прилагательные образуются не так активно, как существительные. Мир предметов все время пополняется новыми обозначениями, тогда как мир признаков не растет быстро» [11, с. 124].
В современном русском языке, с одной стороны, на огромном языковом материале активизируется словотворчество, реализующее потенциал языка, что наблюдается в появлении неологизмов, а с другой стороны, продуктивным становится порождение ситуативных окказионализмов [4, с. 113].
Окказиональное словообразование особенно популярно среди журналистов на страницах прессы, пользователей Интернета, а также в речи ведущих на радио и телевидении. Окказионализмы позволяют выделить особые признаки предмета, подчеркивают авторский взгляд на предмет, признак или действие, заостряют авторскую мысль.
Адъективные новообразования появляются как в письменных текстах (в языке СМИ, рекламы, Интернета), так и в устной публичной речи, например: крупнейший ноутбучный магазин (реклама в Санкт-Петербурге, 29.03.2008).
Пополнение класса имен прилагательных происходит в основном благодаря образованию новых слов от имен существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом (суффиксация, префиксация), способом словосложения, а также лексико-семантическим способом (в основном метафоризация). Преобладающим во всех подобных случаях производства адъективных новообразований является морфологический способ.
Некоторые лингвисты разграничивают производительные и непроизводительные типы словообразования. Некоторые из лингвистов считают необходимым более четко определить содержание термина «производительность словообразования». Они придерживаются точки зрения, что продуктивными способами и значениями словообразования можно считать только те, что используются для образования неограниченного количества новых слов в современном языке.
Между языками есть заметная разница в плане словообразования. Так, русский язык отличается большим числом способов образовать новое слово. Еще в XIX в. Н. Г. Чернышевский писал о русском словопроизводстве, что «русский язык развил в себе много таких способов произведения слов, которые остались мало развитыми в греческом и латинском языках, по богатству словопроизводственных способов стоящих несравненно выше новых европейских языков» [22, с. 815].
В современной лингвистике выделяются две большие группы способов словообразования. Это морфологические и неморфологические способы.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
— морфологический;
— лексико-синтаксический;
— морфолого-синтаксический;
— лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования – это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.

Самый распространенный способ создания нового слова – это морфологический. Он очень прост, достаточно добавить префикс или суффикс к существующему слову.
Но можно и составить новое слово с помощью сложения двух существующих слов. Как правило, составные слова начинают жизнь как отдельные сущности, затем соединяются дефисом и в конечном итоге становятся единым целым. Это в основном существительные, которые образуются таким образом («снегоход»), но слова из других частей речи также могут быть соединены вместе: «черно-белый», «черноглазый», «машинописный» и т.д.
Иногда можно создать новое слово, просто добавляя к его семантическому значению другое значение. Таким образом, компьютерная мышь была названа в честь длиннохвостого животного, которое внешне напоминает компьютерное приспособление.
Часть слов названа в честь человека или места. Так, есть «болезнь Альцгеймера», «дизельный мотор» (по имени изобретателя Дизеля) и др. Часто в таких словах некоторое время сохраняется заглавная буква, но потом она исчезает.
Популярный метод сокращения и аббревиатуры. Некоторые слова, которые воспринимаются как обычные, являются сокращениями. Среди них такси (от «таксометра»), спасибо (спаси Бог). Сокращениями также являются многие заимствованные слова, например, акваланг (на английском языке это сокращение от словосочетания «автономный подводный дыхательный аппарат»).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы