Курсовая с практикой на тему Монополия: понятие, причины существования, особенности и виды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты существования монополий. 5
1.1
Понятие и сущность монополий. 5
1.2
Особенности и виды монополий. 8
Глава
2. Анализ монополизации рынков в России. 12
2.1
Роль монополий в российской экономике. 12
2.2
Проблемы регулирования монополий. 18
Глава
3. Антимонопольная политика и ее недостатки. 23
3.1
Сущность и направления антимонопольной политики РФ.. 23
3.2
Проблемы антимонопольной политики РФ.. 26
Заключение. 30
Список
использованных источников. 32
Введение:
Работа посвящена изучению и выявлению проблем монополизации
и регулирования рынка.
Публика никогда не понимала монополий. Некоторые убеждены,
что регулярное повышение цен и тарифов монополиями приводит к обострению
проблем неплатежей в экономике и что экономическое положение большинства
промышленных предприятий и населения постоянно ухудшается. Другие считают, что
монополии становятся основой стабильной экономики и конкурентоспособности
благодаря высокой концентрации производства и слиянию крупных экономических
единиц. А это, в свою очередь, помогает преодолеть системный кризис в России.
Долгое время экономистов и ученых волновала проблема
монополизации хозяйствующих субъектов и рыночной конкуренции, но сегодня эта
проблема привлекает более широкие слои населения. Благополучие и жизнь общества
напрямую зависят от деятельности монополий (ЖКХ, почта, телефонная связь).
Проблема монополизации — не единственная проблема в нашей стране. Это напрямую
зависит от антимонопольной политики государства, важного условия конкурентного
рынка, который, в свою очередь, сможет гарантировать высокий уровень жизни
населения и построить стабильную экономику. Но в России далеко не идеальная
законодательная база и нестабильная социально-экономическая ситуация. Все это
определяет актуальность работы.
В целом монополии играют чрезвычайно важную роль
в экономике страны. Внутрифирменная сетевая система позволяет компании
чувствовать себя стабильно на рынке, возможность использовать эффект масштаба
производства приводит к снижению себестоимости производства единицы продукции,
а также соблюдение единых стандартов на предоставляемые продукты и услуги.
использовал
Заключение:
Заключение
Текущее состояние отечественной экономики напрямую зависит,
прежде всего, от уровня и динамики ее монополизации. Унаследовав от
коммунистической командно-административной системы управления экономикой целые
предприятия-гиганты и целые отрасли промышленности, современное правительство
превратило их в естественные монополии. Сюда входят электроэнергетика,
железнодорожный транспорт, нефтегазовые компании, почтовые отделения,
телефонная и телеграфная связь. Однако долгое время государственная система
регулирования естественных монополий не формировалась и предусматривала лишь
влияние на процессы ценообразования, качество продукции и объемы производства,
а в отдельных случаях — влияние на отдельные аспекты экономики и экономики.
хозяйственная деятельность этих отраслей.
Естественные монополии в силу особенностей бюджетирования и
тарифообразования являются одним из ключевых сегментов экономики. В то же время
уровень цен и тарифов на продукцию естественных монополий напрямую влияет на
инфляцию и уровень цен, поэтому вопросы государственного регулирования
естественных монополий являются чрезвычайно важными и актуальными.
Современная внутренняя монополия в основном
характеризуется массивными инерционными процессами, присущими даже самым
успешным естественным монополиям. Во многом они определяются ошибками и
недостатками, допущенными государственными органами и самими монополиями в
предыдущие периоды их реформирования. Сегодня многие уже понимают, что
отсутствие глобальной трансформации экономических основ естественных монополий,
когда было произведено лишь «косметическое» преобразование бывших министерств и
ведомств в холдинговые компании и компании, не привело к серьезным позитивным
изменениям в сфере экономики. отечественная экономика., как все
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты существования
монополий
1.1 Понятие и сущность монополий
Основа бесперебойного функционирования производительных сил
и одновременно результат их деятельности — постоянное повышение степени
социализации. Действие этого закона приводит к непрерывной и возрастающей
концентрации и централизации капитала, монополизации производства. В
современных условиях для увеличения динамики развития промышленного сектора
необходимо внедрение новых технологических достижений и централизация ресурсов.
Ни у одной компании нет достаточных ресурсов и инновационных технологий, чтобы
прочно удерживать свой рыночный сегмент. Уровень технологического развития
может поддерживаться только внутри группы компаний, объединив свои навыки и
ресурсы в единый технологический комплекс.
Монополии — это крупные бизнес-ассоциации, большинство из
которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки,
увеличивая концентрацию производства и капитала с целью установления цен и
получения прибыли. Доминирование в экономике является основой влияния
монополистических экономических объектов на все отрасли деятельности
государства. Основным фактором возникновения и становления монополии является
«… стремление компании избежать проявления финансовой нестабильности»[1].
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность
трактовки понятия «монополия». Слово «монополия» происходит от латинского языка
и означает: «моно» — один, «полиомиелит» — продавать. Действительно, практически
невозможно найти ситуацию, в которой производитель товаров без заменителей,
например. Использование понятий «монополия», «чистая монополия» содержит
определенную условность.
Монополия экономики — серьезное препятствие для развития
рынка, которому больше свойственна монополистическая конкуренция. Он включает
смесь монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется
как особая рыночная ситуация, в которой подавляющее большинство мелких
производителей предлагают похожие, но не идентичные продукты. Каждая компания
имеет относительно небольшую долю рынка, по отношению к которой эта
коммерческая организация имеет определенное ограничение контроля над ценами,
устанавливаемыми на этом рынке, в то время как в современных рыночных реалиях «…
существует синтез монополии и конкуренции»[2].
При большом количестве субъектов хозяйствования есть гарантия, что
согласованные действия по ограничению производства и повышению цен практически
невозможны. [1] Белкина Е.Н. Монополия —
«за» и «против». Двойственная роль монополии / Е.Н. Белкина, Д.А. Киселева //
Новая наука: от идеи к результату. — 2016. — С. 96-99. [2] Стальская А.С. Монополия и
конкуренция. Чистая монополия / А.С. Стальская // Вестник современной науки. —
2016. -С. 114-115.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Монополия как проблема экономики 5
1.1. Понятие монополии и ее виды 5
1.2. Влияние монополий на рынок 7
2. Проблема монополизма в экономике РФ 11
2.1. Проявление монополизма в РФ 11
2.2. Государственное регулирования монополий в РФ 18
3. Антимонопольное регулирование в РФ 21
3.1. Результаты контрольной деятельности Федеральной антимонопольной службы 21
3.2. Проблемы и недостатки контрольной деятельности ФАС России по обеспечению конкуренции, пути ее совершенствования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31
Введение:
Участие государства в рыночной экономике было характерно на всех этапах ее развития. В процессе формирования более сложных хозяйственных связей появилась необходимость изменения форм и объемов деятельности государства в регулировании экономической сферы. По мере развития рыночной экономики появляется свойственная рынку тенденция к монополизации.
Фундаментом рыночного саморегулирования является институт конкуренции, возможность проявления и эффективность функционирования которого зависят в современных условиях исключительно от соответствующей государственной стратегии в этой области.
В реальности соблюдение всех условий совершенной конкуренции практически невозможно. В современной рыночной экономике преобладают формы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Основная черта рынка несовершенной конкуренции – это возможность отдельных продавцов и покупателей в той или иной степени оказывать влияние на цену.
Наиболее распространенными и опасными для свободной конкуренции являются искусственные монополии, создаваемые специально для получения монополистических выгод. В погоне за сверхприбылью компания-монополист может искусственно ограничивать производство и поднимать цены, нарушая тем самым механизм рыночного регулирования экономики. Из-за отсутствия конкурентов часто монополист может иметь высокий доход без дополнительных усилий, что ослабляет его мотивацию к усовершенствованию производства и повышению качества продукции. Чрезмерная монополизация ведет к нерациональному распределению ресурсов, повышению цен на внутреннем рынке, а также резкой дифференциации доходов населения и росту социальной напряженности.
Однако, существуют отрасли, для которых оптимальным является большой размер предприятий, так как достижение минимальных средних издержек и максимального качества возможно только при больших объемах производства. Поэтому, государственная антимонопольная политика направлена не на устранение монополий, а на поддержание необходимого равновесия на рынке, недопущение всевластия фирм-монополистов и нарушения механизмов саморегуляции рынка .
Объектом исследования является антимонопольное законодательство в РФ.
Предмет исследования — антимонопольное регулирование как компонент системы государственного управления.
Цель исследования – изучить деятельность ФАС РФ, проблемы антимонопольного регулирования в РФ и пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
• рассмотреть монополию: понятие, значение и отрицательные последствия для экономики;
• рассмотреть инструменты антимонопольного регулирования в системе государственного управления;
• изучить результаты контрольной деятельности Федеральной антимонопольной службы;
• выявить проблемы и недостатки контрольной деятельности ФАС России по обеспечению конкуренции;
• разработать предложения по корректировке антимонопольного регулирования.
В основу работы легла учебная литература по теме исследования, статьи из периодической печати, интернет-источники.
Заключение:
Монополия является эффективным методом конкурентной борьбы, так как наличие уникальных, монополистических свойств продукта способствует получению максимальной прибыли, что служит достижению главной цели бизнеса. При достижении монополистического положения в производстве и реализации товара или услуги производитель может сам диктовать условия цены на рынке.
При чистой монополии на рынке существует единственный продавец товара или услуги, которые не имеют близкого аналога в других отраслях. Чаще всего чистая монополия возникает там, где у покупателей нет альтернативы и у продукта отсутствуют близкие заменители, то есть производство обладает определенной уникальностью на рынке.
В России антимонопольные институты начали складываться с периода начала формирования рыночной экономики, и в 1991 г. был принят базовый Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который в 2006 г. был заменен Законом «О защите конкуренции».
В современной России функции антимонопольного органа выполняет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и ее территориальные органы. Усилия ФАС России, направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и власти
На сегодняшний день деятельность ФАС РФ сталкивается с рядом проблем, в частности, в регулировании естественных монополий.
1. Проблемы функционирования естественных монополий в РФ.
2. Отсутствие долгосрочной предсказуемости и комплексности регулирования.
3. Нечеткость ответственности органов власти за результаты регулирования.
4. Несогласованность с региональным развитием.
В качестве рекомендаций по совершенствованию регулирования деятельности естественных монополий в РФ можно сказать, что экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов.
Для демонополизации экономики и конкуренции можно внести предложения:
• Установить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, тендеров, аукционов, в том числе размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
• Ввести жесткие меры в отношении региональных властей, препятствующих свободе передвижения товаров и капитала;
• Совершенствование правового регулирования использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственной монополии;
• Гармонизация антимонопольных законов страны, адаптироваться к международным принципам и правилам политики в области конкуренции.
Фрагмент текста работы:
1. Монополия как проблема экономики
1.1. Понятие монополии и ее виды
В современной рыночной экономике происходит синтез монополии и конкуренции. Монополия является эффективным методом конкурентной борьбы, так как наличие уникальных, монополистических свойств продукта способствует получению максимальной прибыли, что служит достижению главной цели бизнеса. При достижении монополистического положения в производстве и реализации товара или услуги производитель может сам диктовать условия цены на рынке.
При чистой монополии на рынке существует единственный продавец товара или услуги, которые не имеют близкого аналога в других отраслях. Чаще всего чистая монополия возникает там, где у покупателей нет альтернативы и у продукта отсутствуют близкие заменители, то есть производство обладает определенной уникальностью на рынке.
Рассмотрим характерные черты чистой монополии. Во-первых, для абсолютной монополии характерно присутствие единственного продавца, являющегося производителем продукта или услуги в отрасли, состоящей из одной фирмы.
Во-вторых, производимый продукт не имеет хороших или близких заменителей, то есть у покупателя нет альтернативы при выборе товара. Следовательно, потребитель вынужден покупать товар у монополиста.
При существовании чистой монополии отсутствуют конкуренты в выбранной отрасли. Это связано с тем, что существуют барьеры вхождения в отрасль, например, такие, как экономические, технические и юридические .
Причины возникновения и существования естественной монополии декларируются экономической эффективностью концентрации определенных видов хозяйственной деятельности, но одновременно такая концентрация должна происходить не путем конкуренции, а с помощью законодательного предоставления исключительных прав. Вместе с тем, конкуренция в этом случае была бы разрушительным и экономически убыточным явлением, избежать которого возможно только путем законодательного введении монополии в соответствующих сферах хозяйственной деятельности .
С экономической точки зрения одним из важнейших признаков естественной монополии является сравнительно большие единовременные затраты (инвестиции) в их основные средства и сравнительно малые текущие расходы. Стоит подчеркнуть, что иногда значительную величину единовременных затрат ошибочно считают достаточным условием образования и существования естественных монополий. Российский специалист Фейгин В.И. убежден, что обладатель такого высококапиталоемкого объекта, как, например, инфраструктурные сети водопровода, который уже совершил инвестиции и для которого затраты сводятся фактически к текущим, имеет исключительные преимущества (фактически создавая запрет на появление новых участников рынка) перед конкурентами, которые стоят перед необходимостью создания новой сети.
Таким образом, к причинам возможности временного характера естественной монополии следует отнести влияние технического прогресса (который позволяет выявлять неизвестные ранее и экономически эффективные технологии выпуска продукции, которая производилась естественным монополистом), развития экономической науки (что находит организационно — экономические механизмы вывода определенного вида хозяйственной деятельности из состояния естественной монополии), а также изменений ситуации на рынке по ценам ресурсов и спросу на продукцию естественного монополиста (что делает выгодным для производства определенной продукции технологии, не имеющие характеристик естественной монополии, тогда как при предыдущей рыночной ситуации выгоднее были технологии, относящихся к естественной монополии).