Курсовая с практикой на тему Монополия: понятие, причины существования, особенности и виды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Монополия как проблема экономики 5
1.1. Понятие монополии и ее виды 5
1.2. Влияние монополий на рынок 7
2. Проблема монополизма в экономике РФ 11
2.1. Проявление монополизма в РФ 11
2.2. Государственное регулирования монополий в РФ 18
3. Антимонопольное регулирование в РФ 21
3.1. Результаты контрольной деятельности Федеральной антимонопольной службы 21
3.2. Проблемы и недостатки контрольной деятельности ФАС России по обеспечению конкуренции, пути ее совершенствования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31
Введение:
Участие государства в рыночной экономике было характерно на всех этапах ее развития. В процессе формирования более сложных хозяйственных связей появилась необходимость изменения форм и объемов деятельности государства в регулировании экономической сферы. По мере развития рыночной экономики появляется свойственная рынку тенденция к монополизации.
Фундаментом рыночного саморегулирования является институт конкуренции, возможность проявления и эффективность функционирования которого зависят в современных условиях исключительно от соответствующей государственной стратегии в этой области.
В реальности соблюдение всех условий совершенной конкуренции практически невозможно. В современной рыночной экономике преобладают формы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Основная черта рынка несовершенной конкуренции – это возможность отдельных продавцов и покупателей в той или иной степени оказывать влияние на цену.
Наиболее распространенными и опасными для свободной конкуренции являются искусственные монополии, создаваемые специально для получения монополистических выгод. В погоне за сверхприбылью компания-монополист может искусственно ограничивать производство и поднимать цены, нарушая тем самым механизм рыночного регулирования экономики. Из-за отсутствия конкурентов часто монополист может иметь высокий доход без дополнительных усилий, что ослабляет его мотивацию к усовершенствованию производства и повышению качества продукции. Чрезмерная монополизация ведет к нерациональному распределению ресурсов, повышению цен на внутреннем рынке, а также резкой дифференциации доходов населения и росту социальной напряженности.
Однако, существуют отрасли, для которых оптимальным является большой размер предприятий, так как достижение минимальных средних издержек и максимального качества возможно только при больших объемах производства. Поэтому, государственная антимонопольная политика направлена не на устранение монополий, а на поддержание необходимого равновесия на рынке, недопущение всевластия фирм-монополистов и нарушения механизмов саморегуляции рынка .
Объектом исследования является антимонопольное законодательство в РФ.
Предмет исследования — антимонопольное регулирование как компонент системы государственного управления.
Цель исследования – изучить деятельность ФАС РФ, проблемы антимонопольного регулирования в РФ и пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
• рассмотреть монополию: понятие, значение и отрицательные последствия для экономики;
• рассмотреть инструменты антимонопольного регулирования в системе государственного управления;
• изучить результаты контрольной деятельности Федеральной антимонопольной службы;
• выявить проблемы и недостатки контрольной деятельности ФАС России по обеспечению конкуренции;
• разработать предложения по корректировке антимонопольного регулирования.
В основу работы легла учебная литература по теме исследования, статьи из периодической печати, интернет-источники.
Заключение:
Монополия является эффективным методом конкурентной борьбы, так как наличие уникальных, монополистических свойств продукта способствует получению максимальной прибыли, что служит достижению главной цели бизнеса. При достижении монополистического положения в производстве и реализации товара или услуги производитель может сам диктовать условия цены на рынке.
При чистой монополии на рынке существует единственный продавец товара или услуги, которые не имеют близкого аналога в других отраслях. Чаще всего чистая монополия возникает там, где у покупателей нет альтернативы и у продукта отсутствуют близкие заменители, то есть производство обладает определенной уникальностью на рынке.
В России антимонопольные институты начали складываться с периода начала формирования рыночной экономики, и в 1991 г. был принят базовый Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который в 2006 г. был заменен Законом «О защите конкуренции».
В современной России функции антимонопольного органа выполняет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и ее территориальные органы. Усилия ФАС России, направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и власти
На сегодняшний день деятельность ФАС РФ сталкивается с рядом проблем, в частности, в регулировании естественных монополий.
1. Проблемы функционирования естественных монополий в РФ.
2. Отсутствие долгосрочной предсказуемости и комплексности регулирования.
3. Нечеткость ответственности органов власти за результаты регулирования.
4. Несогласованность с региональным развитием.
В качестве рекомендаций по совершенствованию регулирования деятельности естественных монополий в РФ можно сказать, что экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов.
Для демонополизации экономики и конкуренции можно внести предложения:
• Установить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, тендеров, аукционов, в том числе размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
• Ввести жесткие меры в отношении региональных властей, препятствующих свободе передвижения товаров и капитала;
• Совершенствование правового регулирования использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственной монополии;
• Гармонизация антимонопольных законов страны, адаптироваться к международным принципам и правилам политики в области конкуренции.
Фрагмент текста работы:
1. Монополия как проблема экономики
1.1. Понятие монополии и ее виды
В современной рыночной экономике происходит синтез монополии и конкуренции. Монополия является эффективным методом конкурентной борьбы, так как наличие уникальных, монополистических свойств продукта способствует получению максимальной прибыли, что служит достижению главной цели бизнеса. При достижении монополистического положения в производстве и реализации товара или услуги производитель может сам диктовать условия цены на рынке.
При чистой монополии на рынке существует единственный продавец товара или услуги, которые не имеют близкого аналога в других отраслях. Чаще всего чистая монополия возникает там, где у покупателей нет альтернативы и у продукта отсутствуют близкие заменители, то есть производство обладает определенной уникальностью на рынке.
Рассмотрим характерные черты чистой монополии. Во-первых, для абсолютной монополии характерно присутствие единственного продавца, являющегося производителем продукта или услуги в отрасли, состоящей из одной фирмы.
Во-вторых, производимый продукт не имеет хороших или близких заменителей, то есть у покупателя нет альтернативы при выборе товара. Следовательно, потребитель вынужден покупать товар у монополиста.
При существовании чистой монополии отсутствуют конкуренты в выбранной отрасли. Это связано с тем, что существуют барьеры вхождения в отрасль, например, такие, как экономические, технические и юридические .
Причины возникновения и существования естественной монополии декларируются экономической эффективностью концентрации определенных видов хозяйственной деятельности, но одновременно такая концентрация должна происходить не путем конкуренции, а с помощью законодательного предоставления исключительных прав. Вместе с тем, конкуренция в этом случае была бы разрушительным и экономически убыточным явлением, избежать которого возможно только путем законодательного введении монополии в соответствующих сферах хозяйственной деятельности .
С экономической точки зрения одним из важнейших признаков естественной монополии является сравнительно большие единовременные затраты (инвестиции) в их основные средства и сравнительно малые текущие расходы. Стоит подчеркнуть, что иногда значительную величину единовременных затрат ошибочно считают достаточным условием образования и существования естественных монополий. Российский специалист Фейгин В.И. убежден, что обладатель такого высококапиталоемкого объекта, как, например, инфраструктурные сети водопровода, который уже совершил инвестиции и для которого затраты сводятся фактически к текущим, имеет исключительные преимущества (фактически создавая запрет на появление новых участников рынка) перед конкурентами, которые стоят перед необходимостью создания новой сети.
Таким образом, к причинам возможности временного характера естественной монополии следует отнести влияние технического прогресса (который позволяет выявлять неизвестные ранее и экономически эффективные технологии выпуска продукции, которая производилась естественным монополистом), развития экономической науки (что находит организационно — экономические механизмы вывода определенного вида хозяйственной деятельности из состояния естественной монополии), а также изменений ситуации на рынке по ценам ресурсов и спросу на продукцию естественного монополиста (что делает выгодным для производства определенной продукции технологии, не имеющие характеристик естественной монополии, тогда как при предыдущей рыночной ситуации выгоднее были технологии, относящихся к естественной монополии).