Экономическая теория Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Монополистическая конкуренция и олигополия : сравнительный анализ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы монополистической конкуренции 5
1.1. Краткая характеристика монополистической конкуренции 5
1.2 Дифференциация продукции как основа монополистической конкуренции 10
2. Понятие олигополии и характерные черты олигополистического рынка 13
2.1 Особенности и виды олигополии 13
2.2 Монополистическая конкуренция и олигополия: различия и сходства 21
3. Монополистическая конкуренция и олигополия на рынках России 23
3.1 Монополистическая конкуренция (конкретный пример в отрасли) 23
3.2 Олигополия (конкретный пример в отрасли) 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

 

  

Введение:

 

 

Монополистическая конкуренция – это особый вид рыночной структуры, для которой характерно производство схожих, но не однородных экономических благ. Товары или услуги на таком рынке могут отличаться друг от друга по качеству, форме, техническим характеристикам, а также по применяемой системе сервисного и гарантийного обслуживания. Кроме того, на спрос могут влиять престижность экономического блага, высокая информированность потребителей о продукции определенного производителя и другие психологические факторы. 
Из всего вышесказанного следует, что каждый производитель, осуществляя свою деятельность на рынке подобной конкуренции, своим ценообразованием не влияет на конкурентов или на изменение спроса на рынке. При этом хозяйствующих субъектов, производящих схожую продукцию достаточно много и каждый из них имеет свою группу потребителей. 
При этом, верхний порог устанавливаемой производителем цены зависит только от престижности, так как при сильном повышении цены потребитель может уйти к конкуренту, производящему схожих продукт, но несколько с другими свойствами. Таким образом, конкурировать за счет цены производители не могут, поэтому применяются методы дифференциации продукции, стимулирование сбыта с применением маркетинговых стратегий и тактик. 
Трудности могут возникнуть при оформлении деятельности и при продвижении своего экономического блага. Фирмы уже работающие на рынке имеют преимущество перед новичками, так как уже потратили время на создание своей репутации и создали круг потребителей, привыкших к их продукции. Предпринимателю необходимо разработать такое соотношение объемов производства и цены на продукцию, которое позволит сохранять стабильное существование на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.
В условиях олигополии предложение сосредоточено в руках ограниченного числа производителей. Продукция однородна, даже при дифференцировании экономическое благо при данной структуре рынка считается однородным агрегированным продуктом. На рынок достаточно сложно попасть. 
Производители на рынке не могут применять ценовую политику максимального понижения или повышения цен, так как своим ценообразованием влияют друг на друга. Антимонопольные государственные структуры следят за тем, чтобы в условиях олигополии не было условий для лидерства одной из компаний, которая впоследствии сможет стать монополистом, поэтому сговор по ценообразованию официально запрещен. 
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время монопольная конкуренция и олигополия играют основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения монополистической конкуренции и олигополии в экономических отношениях.
Целью исследования является сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии.
Задачи:
— раскрыть сущность монополистической конкуренции;
— исследовать сущность рынка олигополии;
— сравнить монополистическую конкуренцию и олигополию в современных условиях.
Предметом работы является сущность, рынки монополистической конкуренции и олигополии России в современных условиях.
Объектом работы является монополистическая конкуренция и олигополия России.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Монополистическая конкуренция представляет собой такой тип рыночной структуры, который наиболее приближен к совершенной конкуренции. Особенностями монополистической конкуренции являются:
 Большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых может удовлетворить небольшую часть рыночного спроса на общий товар. Большое число продавцов связано с тем, что они не учитывают реакцию своих соперников при выборе объемов продаж и установлении цен на продукцию, в отличие от олигополии, при которой на рынке одного типа товара функционирует только несколько продавцов;
 Несущественные барьеры при вступлении в отрасль. В рамках монополистической конкуренции достаточно легко основать фирму в отрасли или же покинуть рынок, поскольку вход не затруднен барьерами, присущими монополии и олигополии. Однако, в сравнении со входом на рынок совершенной конкуренции, он не настолько легкий, так как только что пришедшие фирмы в большинстве случаев испытывают трудности с новыми для покупателей торговыми марками, особенно это заметно на рынках детской, женской и мужской одежды, рынке обуви, ювелирных изделий.
В рамках монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция, имеющая много заменителей. При том, что на отраслевом рынке реализуются товары одного типа, в монополистической конкуренции товар каждого продавца имеет специфические качества или характеристики, способствующие тому, что некоторые покупатели предпочитают именно его товар товарам конкурентов. Такая ситуация носит название дифференциация товара.
Специфичность товара дает продавцу некоторую степень влияния на цену. Еще одна черта монополистической конкуренции – это существование неценовой конкуренции. Фирмы при соперничестве друг с другом не всегда пользуются ценовой конкуренцией, а активно применяют методы неценовой конкуренции, в частности, рекламу.
Олигополия — является рыночной структурой, в которой на рынках товаров есть ряд небольшого количества фирмы-продавца, у каждой из них есть значительная доля рынка и в существенной степени контроль цены.
Зависимо от того, какая ситуация у фирмы есть право выбора разных конкурентных стратегий. По этой причине на рынке олигополии нет единого равновесия, к которой есть стремления у фирм. Так как, для рынка олигополии нет общей модели. Все зависимо от специфики взаимодействия фирмы. Когда отраслевая компания координирует собственные действия, моделируют стратегию ценообразования и корпоративную стратегию, цену и поставку представляют собой монополистическую конкуренцию, и картель представляет собой крайнюю форму такой стратегии.
В условиях бурного развития экономики происходит смена парадигмы в рыночных отношениях. В конкурентном процессе помимо ценового фактора особое место начинают занимать потребительские свойства товаров, а также факторы влияния внутренних и внешних условий на функционирование рынка. Это привело к необходимости перехода от простейших линейных моделей к многофакторным нелинейным моделям рыночных отношений.
Изложенным аппаратом исследования сегментированного рынка успешно можно пользоваться при стабильных рыночных отношениях, свойственных классической экономике, когда соблюдаются фундаментальные принципы свободного ценообразования и свободной конкуренции.
К настоящему времени даже государству сложно проводить антимонопольную политику, во-первых, из-за доминирования на рынке транснациональных компаний и, во-вторых, в мировой экономике протекают перманентные кризисные процессы, создающие нестабильность на рынке товаров и услуг. Именно вследствие этих причин в функционал (6) введены внешние факторы, кардинальным образом влияющие на рыночные отношения. И, тем не менее, в период роста или устойчивого равновесного состояния экономики могут сложиться благоприятные рыночные условия для реализации конкурентных возможностей фирм, участвующих в соответствующих сегментах рынка.
Государственные структуры следят за тем, чтобы в условиях олигополии не было условий для лидерства одной из компаний, которая впоследствии сможет объектом монополистической конкуренции, поэтому сговор по ценообразованию официально запрещен. Однако, негласно для такой структуры рынка характерно наличие лидера и используется ценовая политика «следования за лидером».
Таким образом, конкурировать за счет цены производители не могут, поэтому применяются методы дифференциации продукции, стимулирование сбыта с применением маркетинговых стратегий и тактик. Вхождение на рынок монополистической конкуренции относительно легко осуществить. Трудности могут возникнуть при оформлении деятельности и при продвижении своего экономического блага. Фирмы уже работающие на рынке имеют преимущество перед новичками, так как уже потратили время на создание своей репутации и создали круг потребителей, привыкших к их продукции.

 

Фрагмент текста работы:

 

<p>&nbsp;</p>
<p>Монополистическая конкуренция &ndash; это особый вид рыночной структуры, для которой характерно производство схожих, но не однородных экономических благ. Товары или услуги на таком рынке могут отличаться друг от друга по качеству, форме, техническим характеристикам, а также по применяемой системе сервисного и гарантийного обслуживания. Кроме того, на спрос могут влиять престижность экономического блага, высокая информированность потребителей о продукции определенного производителя и другие психологические факторы.&nbsp;<br />Из всего вышесказанного следует, что каждый производитель, осуществляя свою деятельность на рынке подобной конкуренции, своим ценообразованием не влияет на конкурентов или на изменение спроса на рынке. При этом хозяйствующих субъектов, производящих схожую продукцию достаточно много и каждый из них имеет свою группу потребителей.&nbsp;<br />При этом, верхний порог устанавливаемой производителем цены зависит только от престижности, так как при сильном повышении цены потребитель может уйти к конкуренту, производящему схожих продукт, но несколько с другими свойствами. Таким образом, конкурировать за счет цены производители не могут, поэтому применяются методы дифференциации продукции, стимулирование сбыта с применением маркетинговых стратегий и тактик.&nbsp;<br />Трудности могут возникнуть при оформлении деятельности и при продвижении своего экономического блага. Фирмы уже работающие на рынке имеют преимущество перед новичками, так как уже потратили время на создание своей репутации и создали круг потребителей, привыкших к их продукции. Предпринимателю необходимо разработать такое соотношение объемов производства и цены на продукцию, которое позволит сохранять стабильное существование на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.<br />В условиях олигополии предложение сосредоточено в руках ограниченного числа производителей. Продукция однородна, даже при дифференцировании экономическое благо при данной структуре рынка считается однородным агрегированным продуктом. На рынок достаточно сложно попасть.&nbsp;<br />Производители на рынке не могут применять ценовую политику максимального понижения или повышения цен, так как своим ценообразованием влияют друг на друга. Антимонопольные государственные структуры следят за тем, чтобы в условиях олигополии не было условий для лидерства одной из компаний, которая впоследствии сможет стать монополистом, поэтому сговор по ценообразованию официально запрещен.&nbsp;<br />Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время монопольная конкуренция и олигополия играют основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения монополистической конкуренции и олигополии в экономических отношениях.<br />Целью исследования является сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии.<br />Задачи:<br />- раскрыть сущность монополистической конкуренции;<br />- исследовать сущность рынка олигополии;<br />- сравнить монополистическую конкуренцию и олигополию в современных условиях.<br />Предметом работы является сущность, рынки монополистической конкуренции и олигополии России в современных условиях.<br />Объектом работы является монополистическая конкуренция и олигополия России.<br />&emsp;</p>
<p>&nbsp;</p>

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы