Курсовая с практикой на тему Мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Методы
мониторинга атмосферного воздуха. 5
1.1 Общее понятие о
мониторинге атмосферного воздуха. 5
1.2 Задачи мониторинга
атмосферного воздуха. 8
1.3 Методы и средства
определения концентрации загрязняющих веществ. 14
1.3.1 Методы определения. 14
1.3.2 Средства измерения
концентрации загрязняющих веществ. 18
1.4 Методы и средства
определения концентрации загрязняющих веществ. 19
1.4.1 Методы определения. 19
1.4.2 Дистанционные методы
в исследованиях загрязнения природной среды. 22
1.5 Критерии
санитарно-гигиенической оценки состояния воздуха. 23
Глава 2. Система
государственного мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха в
России. 27
2.1 Организационная
структура мониторинга загрязнений атмосферного воздуха 27
2.2 Проблемы системы
государственного мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха и
способы их решения. 30
2.3 Мероприятия по охране
атмосферного воздуха. 37
Заключение. 41
Список используемой
литературы.. 44
Введение:
Актуальность выбранной темы исследования
обусловлена необходимостью теоретического изучения понятия мониторинга
загрязнения атмосферного воздуха с целью применения полученных знаний в
практической деятельности. Интенсивное
воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые последствия
этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и всестороннего анализа
проблемы взаимодействия общества и природы. Такой анализ в настоящее время
осуществляется в рамках природопользования. Главная
задача природопользования как научного направления — поиск и разработка путей
оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой. Рациональное
природопользование предполагает управление природными процессами, т.е.
запрограммированное воздействие на природные объекты с целью получения
определенного хозяйственного эффекта. Чтобы управление было достаточно
эффективным, необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их
изменении в результате антропогенного воздействия, предвидеть последствия
вмешательства человека в ход естественных процессов. Управление
природными процессами должно опираться на надежную и достоверную информацию о
прошлых, настоящих и будущих состояниях природных и природно-антропогенных
систем. За
последнее десятилетие накоплен большой материал по изменению природы. Однако он
не содержит данных о динамике развития процессов. В
связи с этим встал вопрос об организации специальных наблюдений за состоянием
окружающей природной среды и ее антропогенными изменениями с целью их оценки,
прогнозирования и своевременного предупреждения о возможных неблагоприятных
последствиях, т.е. о введении постоянной действующей службы наблюдения
мониторинга. Мониторинг
атмосферного воздуха – это система наблюдений за состоянием атмосферного
воздуха, а также оценка и прогноз основных тенденций изменения качества
атмосферного воздуха в целях своевременного выявления негативных воздействий
природных и антропогенных факторов. Объектами наблюдений при проведении
мониторинга атмосферного воздуха являются атмосферный воздух, атмосферные
осадки и снежный покров Цель
работы: анализ основополагающих факторов при подготовке и провидении
мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Выбранная
цель исследования обусловила решение следующих поставленных задач:
1. Изучить задачи, методы и средства мониторинга
атмосферного воздуха.
2. Рассмотреть критерии санитарно-гигиенической
оценки состояния воздуха.
3. Изучить структуру мониторинга загрязнений
атмосферного воздуха. 4. Рассмотреть проблемы системы государственного
мониторинга и способы их решения. Объект
исследования: атмосферный воздух. Предмет
исследования: организация мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Структура
работы представлена введение, двумя главами, заключением и списком используемой
литературы.
Заключение:
Атмосферный воздух загрязняется путем привнесения в
него или образования в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих
нормативы качества или уровня естественного содержания. Загрязняющее
вещество — примесь в атмосферном воздухе, оказывающая при определенных
концентрациях неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты
растительного и животного мира и другие компоненты окружающей природной среды
или наносящая ущерб материальным ценностям. Атмосфера
обладает способностью к самоочищению. Оно происходит при вымывании аэрозолей из
атмосферы осадками, турбулентном перемешивании приземного слоя воздуха,
отложении загрязненных веществ на поверхности земли и т. д. Однако
в современных условиях возможности природных систем самоочищения атмосферы
серьезно подорваны. Под массированным натиском антропогенных загрязнений в
атмосфере стали проявляться весьма нежелательные экологические последствия, в
том числе и глобального характера. По этой причине атмосферный воздух уже не в
полной мере выполняет свои защитные, терморегулирующие и жизнеобеспечивающие
экологические функции. В
последние годы содержание в атмосферном воздухе российских городов и
промышленных центров таких вредных примесей, как взвешенные вещества, диоксид
серы, существенно уменьшилось, так как со значительным спадом производства
сократилось число промышленных выбросов, а концентрации оксида углерода и
диоксида азота выросли в связи с ростом парка автомобилей. Список
городов с катастрофическим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в России
увеличивается ежегодно, но многие годы в нем числятся Братск, Екатеринбург, Тольятти,
Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Москва, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск,
Ростов-на-Дону, Норильск [17]. Наиболее
значимое влияние на состав атмосферы оказывают предприятия черной и цветной металлургии,
химическая и нефтехимическая промышленность, стройиндустрия, энергетические
предприятия, целлюлозно-бумажная промышленность, автотранспорт, а в некоторых
городах и котельные. Общими
задачами сети мониторинга являются:
— повышение эффективности, качества, надежности и
достоверности данных наблюдений;
— внедрение новых методов многокомпонентного
анализа примесей в атмосферном воздухе и в отходящих газах;
— повышение оперативности сбора, обработки,
передачи и использования данных наблюдений в задачах контроля и регулирования
уровней загрязнения атмосферного воздуха;
— установление тенденций и причин изменения
уровней загрязнения атмосферного воздуха. Оптимальным
может быть вариант совмещения задач исследования характера и причин изменения
уровней загрязнения атмосферного воздуха. Однако
существующая сеть наблюдений в силу различных причин не способна выполнить эти
условия. Поэтому для совершенствования организации наблюдений состояния
атмосферного воздуха и контроля выбросов должны использоваться методы
математического моделирования, оценки загрязнения снежного покрова,
аэрокосмические и лазерные дистанционные методы. Наземные
посты наблюдений должны оборудоваться современными высокочувствительными и
селективными приборами и системами оценки качества атмосферного воздуха в
реальном масштабе времени. С
учетом данных комплексного обследования состояния загрязнения атмосферного
воздуха на территории города или населенного пункта должна разрабатываться
программа оптимизации сети наблюдений. Немаловажными являются выборка и
статистическая обработка данных экспериментальных наблюдений. Охрана
атмосферного воздуха — ключевая проблема оздоровления окружающей природной
среды. Атмосферный воздух занимает особое положение среди других компонентов
биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек
может находиться без пищи пять недель, без воды — пять дней, а без воздуха
всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определенную чистоту и
любое отклонение от нормы опасно для здоровья.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Методы мониторинга атмосферного воздуха
1.1 Общее понятие о мониторинге атмосферного
воздуха Мониторинг
атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха,
его загрязнением и за происходящими в не природными явлениями, а также оценка и
прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения (закон «Об охране
атмосферного воздуха».) В
целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и
прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной
информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного
воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на
соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований. Государственный
мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного
мониторинга окружающей среды и осуществляется федеральными органами
исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами
исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти. Территориальные
органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей
среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной
власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и
пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять
мониторинг атмосферного воздуха. Практически
во всех индустриальных городах России отмечается рост заболеваемости населения
болезнями органов дыхания. Увеличение частоты заболеваний бронхов и легких
наблюдается не только тогда, когда содержание химических веществ повышено в
атмосферном воздухе, но когда оно находится на уровне, не превышающим
предельно-допустимые концентрации (ПДК). Мониторинг
атмосферного воздуха, социально-гигиенический мониторинг или экологический
мониторинг, — это государственная система наблюдения, а система должна быть
упорядоченной, стройной и единообразной. Сохранение здоровья настоящих и
будущих поколений граждан России — стратегическая задача государства и цель
мониторинга атмосферного воздуха населенных мест. Москва
находится в числе лидирующих населенных пунктов по этим показателям [13]. Среди
административных округов города Южный округ считается одним из неблагополучных
в отношении загрязнения атмосферного воздуха и роста заболеваемости населения,
так как на его территории находится 14 крупных объектов теплоэнергетики,
мусоросжигающий завод, более 200 действующих промышленных предприятий, а еще
многочисленные автозаправочные станции, автосервисы и автомойки, крупные
автомагистрали: Каширское и Варшавское шоссе, МКАД и 3-е транспортное кольцо. В
соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 19.07.2011,
далее — Закон (№ 52-ФЗ) «атмосферный воздух в городских и сельских поселениях
не должен оказывать вредного воздействия на человека», а в п. 4 этой же статьи
закона записано, что «органы государственной власти, органы местного
самоуправления субъектов Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и
юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять
меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских
и сельских поселениях». Контроль за соблюдением этой статьи закона проводят
надзорные органы: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Роскомгидромет и т. п. Одним
из звеньев государственного мониторинга качества атмосферы является проведение
производственного контроля за выбросами предприятия в источниках (контроль
соблюдения нормативов ПДВ — предельно-допустимых выбросов), ориентированных на
лимитирование вредных выбросов и в жилых районах в зоне влияния выбросов,
ориентированного на соблюдение ПДК вредных веществ в воздухе населенных мест.
Оба вида контроля подтверждают как безопасность эксплуатации объекта, так и
эффективность проводимых мероприятий, ограничивающих влияние выбросов на
окружающую среду и здоровье населения (достаточность размеров
санитарно-защитной зоны — СЗЗ, ее надежность, бесперебойную и эффективную
работу очистных сооружений и т. п.). Обязательность
проведения производственного контроля объектами, имеющими источники выбросов в
атмосферу, закреплена законодательно ст. 11 и 32 Закона № 52-ФЗ. Тем не менее,
многие юридические лица и индивидуальные предприниматели игнорируют проведение
производственного контроля качества атмосферного воздуха в зоне влияния
выбросов их объектов, скрывают или искажают информацию о качественном и
количественном составе загрязнения, расчетные данные по рассеиванию вредных
выбросов подтасовывают к фоновому загрязнению или выбросам автотранспортных
средств, не согласовывают перечень контролируемых ингредиентов, периодичность
отбора проб, точки отбора проб и направление ветра (планы-графики) с
Роспотребнадзором, привлекают к проведению лабораторных исследований не
аккредитованные лаборатории либо с истекшим сроком аккредитации. Следует
отметить, что наш многолетний опыт работы в этом направлении свидетельствует о
необходимости актуализации не только ГОСТА и руководств по контролю качества
атмосферного воздуха населенных мест, но и о создании в государственном
масштабе законодательной базы, регулирующей этот мониторинг.