Курсовая с практикой Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая с практикой на тему Мониторинг экономического развития региона

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проведения регионального социально-экономического мониторинга 6
1.1 Основные понятия, цели и задачи социально-экономического мониторинга 6
1.2 Информационное обеспечение мониторинга 11
Глава 2. Основные направления мониторинга социально-экономического развития региона 15
2.1 Социально-экономический потенциал региона и эффективность его использования 15
2.2 Социально-экономическое положение регионов Российской Федерации по итогам 2018 года 19
2.3 Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития региона 24
2.4 Пути улучшения социально-экономического положения регионов Российской Федерации 26
Заключение 30
Библиографический список 32

 

  

Введение:

 

На современном этапе макроэкономическая политика государства осуществляется непосредственно в регионах, результатом чего должно стать успешное развитие социально-экономической региональной системы. Возможность такого развития основывается на применении принципов эффективности и рациональности независимо от того, на каком уровне происходят процессы или явления: на национальном, региональном или в отдельных сферах или отраслях.
В связи с этим представляется чрезвычайно актуальной проблемой формирование и использование механизма макроэкономического регулирования развития регионов в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
От решения этой проблемы зависит уровень эффективности территориального управления и достижение поставленных приоритетных целей. Значение такого механизма повышается в связи с необходимостью проведения модернизации и децентрализации управления, что связано с усложнением регулирования социально–экономических процессов и взаимоотношений между региональными экономическими субъектами и регулирующими органами.
Формирование системы показателей устойчивого развития региона является неотъемлемым этапом при формировании системы мониторинга устойчивого развития региона. Несмотря на то, что основы формирования системы мониторинга развития страны и области также заложены во всех программах развития и в законодательных актах уделяется внимание мониторингу реализации этих программ, основы проведения мониторинга недостаточно методически обоснованы.
Среди российских ученых, которые исследовали вопросы регионального развития, необходимо выделить А.Х. Авезова, Е.С. Бордяшева, Р.В. Еремина, В.В. Кондаратьева, И.А. Михайлова, В.А. Зотова, С.Б. Измалкова, В.Н. Лексина.
Однако, несмотря на большую заинтересованность к вопросам регионального развития, многие вопросы этой сложной проблемы являются недостаточно разработанными. Недостаточное внимание уделяется формированию и использованию инновационных методов управления на региональном уровне, отсутствует единый подход к определению приоритетов развития территории, что усложняет согласование отдельных региональных стратегий с общероссийской и так далее.
Актуальность проблемы формирования модели регионального развития в современной экономике и недостаточная ее исследованность определили выбор данной темы.
Цель исследования заключается в изучении мониторинга экономического развития регионов.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
 рассмотреть основные понятия, цели и задачи социально-экономического мониторинга;
 проанализировать информационное обеспечение мониторинга;
 выявить социально-экономическое положение регионов Российской Федерации по итогам 2018 года
 осветить роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития региона;
 предложить пути улучшения социально-экономического положения регионов Российской Федерации.
Объект исследования — региональная социально-экономическая система.
Предмет исследования — совокупность организационно-экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе формирования модели регионального развития в современной экономике.
Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания и частно-научные методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, анализ действующего законодательства и судебной практики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под устойчивостью социально-экономической системы региона понимается ее способность выполнять свои функции и достигать поставленных целей при непредвиденных нарушениях параметров системы или внешней среды.
Система мониторинга устойчивого развития региона является неотъемлемым элементом механизма государственного управления устойчивым развитием региона. Используя мониторинг, можно обнаружить взаимозависимость различных сфер деятельности, а также заблаговременно выявить возникающие проблемы в социально-экономических процессах для принятия решений. Данный процесс усложняется тем, что в большинстве регионов не налажен сбор информации, что и обуславливает необходимость формирования системы мониторинга. Систему мониторинга необходимо предусмотреть еще на стадии разработки стратегии устойчивого развития, это позволит отслеживать реализацию стратегии и своевременно реагировать на отклонения путем принятия управленческих решений.
Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационно-коммуникационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий.
Система мониторинга социально-экономического развития регионов является одним из эффективных методов выявления и своевременного реагирования на проблемы, которые возникают в процессе управления региональных и муниципальных органов исполнительной власти субъектов нашего государства. Региональный мониторинг позволяет непрерывно отслеживать постоянно меняющиеся потребности населения, выявлять тенденции и «узкие места» социально-экономического развития территорий, проводить программу действий, которая ориентирована на преодоление имеющихся в экономике и социальной сфере негативных явлений.
Таким образом, в процессе совершенствования механизма государственного регулирования регионального развития целесообразно использовать эволюционный путь, то есть постепенное внесение экономических изменений, направленных на формирование и обеспечение функционирования институтов рыночной экономики и поддержку рыночных структур.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проведения регионального социально-экономического мониторинга

1.1 Основные понятия, цели и задачи социально-экономического мониторинга

Ключевым условием эффективной реализации социально-экономического развития региона является наличие эффективной системы мониторинга. В процессе мониторинга хода реализации этого стратегического документа необходимо своевременное вмешательство и коррекция стратегии, для чего необходимо формирование системы показателей мониторинга как ее важнейшей составной части. С этой точки зрения, представляется целесообразным исследование основных функций, задач и принципов формирования системы показателей мониторинга устойчивого развития региона.
Под устойчивостью социально-экономической системы региона понимается ее способность выполнять свои функции и достигать поставленных целей при непредвиденных нарушениях параметров системы или внешней среды [1].
Система мониторинга устойчивого развития региона является неотъемлемым элементом механизма государственного управления устойчивым развитием региона. Используя мониторинг, можно обнаружить взаимозависимость различных сфер деятельности, а также заблаговременно выявить возникающие проблемы в социально-экономических процессах для принятия решений. Данный процесс усложняется тем, что в большинстве регионов не налажен сбор информации, что и обуславливает необходимость формирования системы мониторинга. Систему мониторинга необходимо предусмотреть еще на стадии разработки стратегии устойчивого развития, это позволит отслеживать реализацию стратегии и своевременно реагировать на отклонения путем принятия управленческих решений [2]. Система показателей мониторинга устойчивого развития предназначена для проведения комплексной оценки состояния объекта на основе обоснованной методики, оперативной диагностики состояния объекта мониторинга для своевременного вмешательства при обнаружении отклонений от траектории развития. Итоговой целью является донесение полученных результатов до конечных потребителей информации, особенно до органов управления, для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений.
Для формирования эффективной системы показателей мониторинга устойчивого развития необходимо определить составляющие системы, а также базовые ориентиры для проведения мониторинга [4]. Следует выделить следующие функции мониторинга:
1. Информационно-аналитическая — подразумевает регулярный сбор информации о состоянии устойчивости региональной экономики и проведение анализа на основе методически обоснованных показателей.
2. Оперативно-диагностическая — подразумевает оперативное исследование проблем и определение вариантов решения.
3. Контрольная — предполагает контроль за развитием объекта и достижением поставленных целей.
4. Коммуникационная — предусматривает передачу информации заинтересованным группам потребителей.
5. Прогнозная предполагает формирование информационной базы для составления прогнозов устойчивого развития региона.
6. Рекомендательная предполагает разработку рекомендаций на основе полученных в ходе мониторинга данных.
Каждая из функций мониторинга предполагает решение определенных задач, поставленных перед мониторингом (рис.1.1):

Рис. 1 – Функции и задачи мониторинга

 сбор и анализ информации о состоянии устойчивости региона;
 оперативное исследование для обнаружения возникающих проблем и их последующего своевременного решения;
 контроль за достижением целевых показателей, определенных при разработке долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной программы развития региона;
 предоставление полученных результатов заинтересованным лицам, то есть потребителям информации;
 прогнозирование социально-экономического развития;
 разработка рекомендаций по преодолению негативных и поддержке позитивных тенденций [6].
Реализация функций мониторинга и выполнение поставленных задач требуют соблюдения определенных принципов.
1. Научной обоснованности – разработка системы мониторинга должна основываться на закономерностях экономической науки и совершенствоваться в соответствии с новыми достижениями.
2. Объективности – предусматривает обоснование мониторинга на основе независимости, реалистичности и адекватности собираемых данных.
3. Целенаправленности и проблемной организации мониторинга, которые предусматривают ориентированность его системы на решение определенных задач и проблем, что значительно сократит объем ненужной информации.
4. Репрезентативности, которая призвана обеспечить систему мониторинга достаточным количеством показателей.
5. Комплексности мониторинга, который осуществляется во взаимосвязи всех сфер и направлений; имеет место последовательное решение задач всех его направлений.
6. Системного подхода, в рамках которого регион является подсистемой более крупной системы; имеет место исследование его связей с другими территориальными звеньями.
7. Непрерывности и периодичности, что предусматривает регулярное наблюдение за объектом мониторинга и одновременно периодическое проведение оценки параметров устойчивого развития.
8. Оперативность подразумевает своевременный сбор и обработку данных с целью своевременного оказания влияния в случае отклонений.
9. Иерархичность предусматривает две цели: — соответствие информации нижнего уровня данным верхнего уровня; — информация различных уровней должна соответствовать поставленным целям и задачам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы