Курсовая с практикой на тему Монастырские библиотеки России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 МОНАСТЫРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ: СПЕЦИФИКА, ЗАДАЧИ, ВИДЫ 8
2 ИСТОРИЯ МОНАСТЫРСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ 14
3 ОПЫТ РАБОТЫ МОНАСТЫРСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Введение:
Актуальность темы. Роль монастырей в жизни человечества (и не только верующих людей, христиан) трудно переоценить. В разные эпохи монастырь становился и оплотом науки, и укрытием от врага, и прибежищем для странников по земле и по жизни. И при всем том монастырь всегда оставался очагом веры. Ведь и возникли первые монастыри именно с целью сохранить истинную веру и добродетель.
Историки считают, что первые монастыри появились в третьем тысячелетии нашей эры. Причиной их возникновения стала потребность отдельных верующих людей уйти от соблазна мирской жизни, потребность в аскетическом служении Богу.
У нашего народа первым монастырем стала Киево-Печерская лавра, которая была организована при непосредственном содействии Феодосия и Антония Печерских. Сегодня это скорее музейный комплекс, чем оплот христианской веры, но ценность лавры для всего христианского мира огромна.
Несмотря на то, что в самом названии «монастырь» (от греческого слова «монос» — один) заложен принцип одиночества, обособленности, монастырская жизнь не бывает замкнутой. Во все времена в монастыри стекались потоки паломников, они искали веру, приют, кров, хлеб, сочувствие – и всегда находили искомое. Монастыри всегда были в центре жизни общества, всегда направляли паству на пусть истины и веры, своим примером, обращением к слову Божьему, соучастие в бедах страждущих.
Сам образ жизни монахов являет собой образец веры и послушания. И проповедуют они свое видение мира общаясь с теми, кто к ним приходит, а порой и создавая учебные заведения на территории монастыря. С середины XIX века в монастырях началось глобальное появление всевозможных видов школ, а к началу XX века фактически каждый монастырь имел школу либо училище.
Чаще всего школы создавались при женских монастырях. Однако, длительное время просветительская и благотворительная работа женских монастырей оставалась как правило итогом частных инициатив.
Циркулярный указ Синода от 29 февраля 1868 года предписывал епархиальным архиереям предложить женским монастырям «озаботиться принятием мер к претворению в жизнь предположения об устройстве при них учебных заведений для девочек предпочтительно духовного звания и иных благотворительных учреждений, в случае если представится к тому возможность по имеющимся в монастырях средствах» [4]. А указ от 28 февраля 1870 года делал публичное служение монастыря условием его возникновения: «согласно высочайшей воле, открытие новых обителей допускается только лишь под непременным условием устройства при оных учебного или же благотворительного заведения» [4].
Одной из задач монастырского образования было дать ребятам познания, насущно требуемые для их последующей самостоятельной жизни.
Для сирот и детей малоимущего населения это была нередко единственная возможность получить начальное образование и работу в будущем. К примеру, в 1875 году по определению Синода при Новодевичьем монастыре открылось училище для малолетних сирот, «предназначаемых к должности нянюшек и домашних слуг».
К 80-м – 90-м годам XIX века фактически во всех женских монастырях открылись церковно-приходские школы, что содержались на их личные средства. В таких школах обучали основным образом сирот идетей беднейших слоев населения.
А прообразом первой школы при монастыре можно считать такой эпизод: в 1089 году отпрыск Ярослава Мудрого, славный Всеволод Ярославич для своей дочери Анны Андреевский основал монастырь, а та в свою очередь продолжая отцовское богоугодное дело при этом монастыре создала школу. Приходили сюда девочки. Это была самая первая монастырская школа и была она именно женской.
В этой школе девочки обучались читать и знанию основ ведения домашнего хозяйства и женских ремесел (ткачество, вязание, кулинарные премудрости).
Во все времена большая часть монастырей сочетали благотворительную и просветительскую работу. Так истинность веры монахами проповедовалась прежде всего делом – в милосердии, любви к ближнему и сострадании.
Так во все времена монастыри считались духовными центрами и оплотом веры православного народа. В меру собственных сил и полномочий монастыри призваны принять участие сами и оказывать помощь иным церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской работе, чтоб сделать слово истинной веры легкодоступным любому, желающему его услышать в том числе и воспринять.
Монастыри могут оказывать духовную и материальную поддержку лечебницам, детским зданиям и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать помощь православным молодежным организациям.
В истории монастыри зачастую становились миссионерскими и просветительскими центрами. Классическими примерами монастырей, что несли миру свет просвещения, считаются Иерусалимская Лавра святого Саввы Освященного и Студийский монастырь в Константинополе.
Благодаря просветительской работе монастырей монашество явило нашей Церкви таких святых как святители Филарет Московский, Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), митрополит Макарий (Булгаков), архиепископы Филарет (Гумилевский) и Сергий (Спасский), епископ Порфирий (Успенский) и другие иные.
В Древней Руси монастыри играли очень существенную роль как оплоты духовности, надежды и веры, как центры милосердия, настоящей духовной поддержки, как школа взаимоуважения и помощи друг другу, как очаги образования и учености. С самого начала истории российских монастырей, они стали исполнять функции социального служения.
Особенное место принадлежит Афону как очень большому центру богословского образования, богослужебной культуры и духовной жизни. В истории российского монашества также много иноков-просветителей и монастырей — центров духовного просвещения: это и Киево-Печерская Лавра, и Нямецкий монастырь в Молдавии, и Оптина пустынь, и, естественно, Троице-Сергиева лавра.
В 20 веке монастырская тема приобретает новое звучание. Она проходит через долгие годы забвения и политические табу, сохраняется в душах людей и нас страницах литературных произведений прошлых эпох.
В русском народе всегда трепетно относились к институту монашества.
Цель работы – формирование целостного представления о монастырских библиотеках России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
— изучить виды, задачи и специфику работы российских монастырских библиотек,
— рассмотреть историю становления монастырских библиотек,
— представить опыт современных российских монастырских библиотек.
Объект работы – библиотеки.
Предмет работы – монастырские библиотеки.
Методы работы: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений
Заключение:
Итак, книги на Руси появились еще до принятия христианства (988 год). Эти древние памятники письменности до нас не дошли — они погибли во время пожаров, наводнений, войн, а иногда и по причине людского невежества. Первое летописное упоминание о книге встречается в «Повести временных лет» и относится к 988 году. Там рассказывается о крещении киевлян великим князем Владимиром Святославовичем и о том, как «посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное».
Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, представляли собою переводы Библии, богослужебных и исторических книг. Под влиянием этой письменности создалась и собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы.
Особого размаха «книжное учение» достигло при князе Ярославе Мудром (978-1054) — под 1028 годом летопись отмечает, что этот князь «собрал 300 детей от старост и попов, дабы учить их книгам». Князья Владимир и Ярослав создали первые школы на Руси. Кроме чтения, письма и пения, в этих школах учили грамматике, риторике, философии, давались сведения по истории, географии и естествознанию.
Ярослав организовал при Софийском соборе в Киеве скрипторий — мастерскую по переписке церковных книг, возможно, первую на Руси. Переводятся и переписываются прежде всего богослужебные книги. В этой же летописи сказано о создании при Софийском соборе библиотеки.
К несчастью, книги и иконы киевского Софийского собора погибли в огне 1240-го года, когда татары штурмом взяли город.
Эта библиотека была не единственной. Собрания книг были и в других городах. Основными обладателями книжных сокровищ были церкви и монастыри (в них хранилось 40% книжного фонда). В XI-XII веках крупные библиотеки были в Киево-Печерском монастыре, в новгородском Софийском соборе и новгородском Юрьеве монастыре.
Киево-Печерский монастырь — самый знаменитый монастырь в древ-нейшую эпоху. Он назван так потому, что его первые обитатели жили в подземных пещерах. Его основатели святые Антоний и Феодосий.
Монастыри были центрами книжности и образованности. Там монахи не только обуча¬ли «учению книжному», но и занимались перепиской книг, летописанием. Среди русских князей также было немало эрудитов, книжников, авторов и даже переписчиков книг (переписывание считалось важным искусством). Прежде всего, это князь Влади¬мир Мономах, автор «Поучения детям».
Создание монастырских библиотек тесным образом связано с историей монастырей, которые в период средневековья были экономическими, политическими и культурными центрами, а, следовательно, играли важную роль в развитии русской культуры и просвещения.
История монастырских библиотек — составная часть духовной культуры и, прежде всего, книжной культуры русского средневековья. Книга донесла до нас сведения об уровне общественного развития в целом и о его особенностях в определенный хронологический период.
Монастырские книгохранилища — это старейшие русские библиотеки. В старину их называли «книгохранительные палаты». На протяжении ряда столетий (до XVII в.) в монастырских и церковных библиотеках был сосредоточен почти весь книжный фонд страны.
Составлялись эти библиотеки в течение длительного времени, постепенно, подобно тому, как строились на Руси сами монастыри.
Фрагмент текста работы:
1 МОНАСТЫРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ: СПЕЦИФИКА, ЗАДАЧИ, ВИДЫ
Монастырские библиотеки относятся к числу духовных библиотек. Отличие таких библиотек в специфике формирования фонда, есть некоторые отличия и в классификации, но об этом подробнее будет далее. В целом система работ как монастырских, так и духовных библиотек не имеет особенных отличий от библиотек специальных либо библиотек закрытого типа. В свою очередь духовные библиотеки делятся на:
• Общедоступные библиотеки, в том числе:
Синодальная библиотека
Библиотека при храмах
• Необщедоступные библиотеки, в том числе:
Библиотеки духовных учебных заведений
Библиотеки религиозных организаций
Приходские библиотеки
Монастырские библиотеки
Духовные собрания, существующие в библиотеках нынешних высших духовных школ, отсылают нас уже к иному пласту наших книжных и рукописных сокровищ. Дело в том, что если человек начинает читать журналы духовных академий, то у него рано или поздно возникает потребность познакомиться с трудами профессоров и преподавателей этих духовных школ. Конечно, в какой-то мере эти материалы представлены как раз на страницах упомянутых журналов, но становится ясно, что в большинстве своем они находятся в рукописных собраниях. И сейчас посредством книжных и рукописных собраний есть возможность не то чтобы реконструировать ситуацию, которая была в наших духовных школах, но поднять ее на должный уровень, передав нашему поколению то богатство, которое принадлежит по истине отечественной богословской науке.
Что касается библиотек малых — приходских, братских — то они дают возможность укрепить в вере тех людей, которые не получили систематического богословского образования, но которые пришли в Православие и хотят привести в равновесие свои светские знания, то образование, которое они получили — техническое или гуманитарное — со своими религиозными понятиями.
Как правило, люди, которые обращаются в наше время к вере, в первые годы или месяцы своего прихода в Церковь осознают необыкновенный подъем духа, как бы парят над землей. Но проходит это счастливое время и мы начинаем переживать критический период, когда у нас возникают вопросы, на которые мы не можем ответить сами и не может ответить чаще всего никто из наших близких и друзей. И кто, как не авторы духовных книг, в первую очередь
Отцы Церкви и все те, кто принадлежит к отечественной богословской традиции, может помочь в этом сложном деле современному христианину. Тут-то как раз человек, который обнаруживает, что самые сложные вопросы разрешимы, если спрашивать у духовных книг, открывает для себя возможность, я бы сказал, устойчивого существования в Церкви. В том смысле, что он знает, что принадлежит к той великой традиции, которая являет многообразные сокровища, принадлежащие всем членам Церкви. Эти сокровища, конечно, запечатлены на страницах наших духовных книг.
Сейчас невозможно найти православную библиотеку, где находилась бы сколько-нибудь полная коллекция церковной печати. В то же время, даже крупнейшие российские библиотеки, в чьих фондах такая литература представлена в достаточном многообразии, не имеют каталогов, в которых можно найти все церковные издания, скажем, синодального периода, систематизированные единым блоком. А на самом деле это весьма конкретная задача, которую должны несомненно решать и специалисты в области библиотековедения, и церковные ученые, и библиотекари церковных библиотек.
Таким образом, создание полной коллекции церковной российской печати — это одна из самых главных задач, которые перед нами стоят. Конечно, в какой-нибудь епархиальной семинарии в областном городе сложно собрать такую коллекцию, но, несомненно, в епархиальных учебных центрах можно собрать местные издания.
Что сейчас представляют собой церковные библиотеки? Это в основном библиотеки изданий, предпринятых в наше время. Что касается старых книг, которые являются украшением нашей богословской традиции, например, книг, по которым защищались магистерские диссертации, то такого рода издания меньше всего представлены в фондах современных церковных библиотек.
Интересно, что современные библиотеки РПЦ наряду с попытками так или иначе комплектовать свой фонд современными изданиями, может быть при закупке единичного антиквариата, стремятся к тому, чтобы иметь материалы и на нетрадиционных носителях. Большой интерес вызвало предпринятое
Синодальной библиотекой издание на CD-ROM журнала «Путь», выходившего в Париже под редакцией Н.А.Бердяева, в котором печатались лучшие представители русской богословской мысли ХХ века в эмиграции. Компьютер является «палочкой-выручалочкой» в нынешний сложный период восстановления фондов библиотек. Он дает возможность пользоваться материалами на электронных носителях, организовать хорошие поисковые системы, создать электронные библиографические базы данных — все это очень привлекает многих богословов, церковных историков и всех, кто занимается комплектованием церковных библиотек.
Библиотеки духовного ведомства имеют некоторую типологию. Первый и основной раздел любой библиотеки, какой бы она ни была — семинарской или приходской — это Священное Писание. Любая церковная библиотека должна содержать тексты Священного Писания, признанные православной традицией. Это должен быть не только синодальный перевод, но и церковнославянские тексты, Септуагинта, Вульгата, а также переводы на национальные языки, которые естественны для той среды, где данная библиотека существует. Конечно же, фонд Священного Писания должен быть дополнен учебными пособиями по изучению Ветхого и Нового Завета.