Курсовая с практикой на тему Молодёжь как объект социальной работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей социальной работы с молодежью 5
1.1. Молодежь как социальная группа 5
1.2. Проблемы молодежи как социальной группы в современном обществе 10
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей социальной работы с проблемами молодежи 16
2.1. Организация исследования по проблемам молодежи 16
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 20
2.3. Организация социальной работы с проблемами молодежи 31
Заключение 37
Список литературы 39
Введение:
Актуальность курсовой работы. На сегодняшний день в нашей стране протекает множество социально-экономических реформ, которые перед обществом ставят множеством проблем. Среди них выделяется проблема создания надежной системы социальной защиты населения, которая будет отвечать современным требованиям. Успешность такой работы предопределяет развитие страны в целом, и ее отдельных групп населения. Одной из наименее социально защищенных групп является молодежь, которая характеризуется наличием многочисленных проблем. Некоторые из них связаны с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, обуславливаются резким падением жизненного уровня и ростом безработицы, наличием множеством социальных девиаций и ростом преступности. Другие выступают как следствие неблагополучного положения в среде самой молодежи, в которой растет количество правонарушений, лиц, принимающих наркотики и т.п.
Комплекс имеющихся проблем молодежи вызывает необходимость создания действенной системы социальной работы, которая будет концентрировать усилия государственных органов, ученых, социальных работников, образовательных и воспитательных организаций и создавать условия, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности молодежи.
Степень изученности темы исследования. Данной проблемой занимаются многие ученые, среди которых В.В. Бодров, В.Е. Каган, Н.И. Козлов Г.И. Крайнев, М.С. Мацковского, Г.М. Миньковского, A.M. Полеева, Ю.П. Прокопенко, М.И. Рахмановой, М.Я. Устиновой, Л.В. Чуйко, Б.Ю. Шапиро, З.А. Янковой и др.
Анализом проблем и трудностей, которые переживаются молодежью на фоне наличия общих социально-экономических процессов, социально-демографической ситуации современности, занимались такие исследователи как А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, В.А. Сысенко и др.
В последнее время наблюдается активное развитие исследований теории, методики и методологии социальной работы. Среди них мы можем выделить публикации С.И. Григорьева, И.А. Зимней, П.Д. Павленко, М.В. Фирсова, Ю.Б. Шапиро, Н.П. Щукиной и др. Работы этих авторов поднимают актуальные вопросы взаимосвязи социальной работы и социальных проблем, раскрывают историю и технологию социальной работы в системе социального обслуживания населения в нашей стране.
Целью исследования является определение особенностей молодежи как объекта социальной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить категорию молодежи как социальной группы.
2. Выявить проблемы молодежи как социальной группы в современном обществе.
3. Проанализировать особенности социальной работы с молодежью за рубежом.
4. Организовать исследование по выявлению социальных девиаций среди молодежи.
5. Охарактеризовать методы и технологии социальной работы с молодежью в России.
Объектом исследования выступают проблемы молодежи как социальной группы.
Предметом исследования является социальная работа с молодежью.
Методы, использованные в работе:
— теоретические методы: проанализирована педагогическая, психологическая, социологическая, экономическая, методическая литература, посвященная проблемам социальной работы с молодежью.
— эмпирические методы: определение цели, задач и методов исследования, выбор методик для исследования, анализ современной ситуации.
— количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования – в работе обобщены основные понятия о молодежи как о социальном группе, выделены теоретические положения о технологиях социальной работы с данной категорией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе проведения опытной работы могут быть использованы в социальной работе с молодежью, а также студентами при изучении технологий социальной работы с молодежью.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе комплекса специфических молодёжных проблем.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.
Для того, чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам, для того чтобы эффективно построить работу.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.
Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности решать самостоятельно свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получение навыков к самостоятельной жизни и участию в самоуправлении. Субъектом этого вида деятельности выступают социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и эащиты молодых людей, поддержки их инициатив.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. Поэтому на данном этапе особенно важно проведение социальной работы с молодыми людьми, оказавшимися в такой ситуации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей социальной работы с молодежью
1.1. Молодежь как социальная группа
Для целей статистики и учета Организация Объединенных Наций (ООН) определила молодежь как человека в возрасте от 15 до 24 лет. Генеральный секретарь ООН впервые упомянул это определение молодежи в 1981 году в своем докладе Генеральной Ассамблее, касающемся Международного года молодежи, а затем одобрил его в последующих докладах (ДЭСВ, фактологический бюллетень). Тем не менее, точно определить эту группу довольно сложно, потому что то, что составляет молодежь, варьируется в разных обществах по всему миру. Например, на сайте Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) предполагается, что молодой человек [12, с. 20].
Лицо, достигшее возраста, когда он / она может оставить обязательное образование, и возраста, в котором он / она находит свое первое рабочее место. Это последнее возрастное ограничение увеличивается, поскольку более высокий уровень безработицы и стоимость создания независимого домохозяйства ставят многих молодых людей в длительный период зависимости (веб-сайт ЮНЕСКО).
Первая и наиболее очевидная причина сегодняшнего возрастающего интереса к молодежи заключается в том, что в мире в настоящее время проживает самое большое количество таких людей в своей истории. В настоящее время на Земле проживает около 1,8 миллиарда молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет. Число людей в возрасте от 15 до 24 лет в настоящее время составляет 1,1 миллиарда человек, и эта цифра составляет 18 процентов населения мира. Молодежь и дети вместе, в том числе в возрасте 24 лет и моложе, составляют почти 40 процентов жителей мира. Наибольшее количество молодых людей сосредоточено в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Примерно 60 процентов молодежи мира живут в Азии; 15 процентов в Африке; 10 процентов в Латинской Америке и Карибском бассейне и оставшиеся 15 процентов в развитых странах и регионах. Около 80 процентов молодых людей в мире живут в развивающихся странах [25, с. 67].
Почти половина (45,9 процента) молодых людей в мире живут в странах с низким уровнем дохода, а еще треть (34,1 процента) проживают в странах с уровнем дохода ниже среднего. Остальные пятые (20 процентов) живут в странах с уровнем доходов выше среднего и выше. Тем не менее, более 30 процентов детей в возрасте от 15 до 24 лет в мире живут менее чем на 2 доллара в день. Понимание важности этих демографических реалий имеет важное значение для понимания важности того, как молодые люди стали заметной демографией для политиков.
Истоки исследования проблем молодежи можно найти в теоретических дискуссиях социологов в отношении роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, в обосновании теоретических подходов к анализу социальной структуры общества, влиянии культуры на личность. Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами [10, с. 159].
Возрастающий интерес современной социологической науки к молодежной проблематике объясняется тем, что молодежь — это необходимая для нормального функционирования социума группа, содержащая «код» преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества.
Развитие понятия молодежи как научной категории прошло путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях ее воспитания до создания самостоятельных теорий молодежного возраста.
Генезис этой научной категории как определение социально-демографической группы берет свое начало с конца XVIII — начала XIX вв. До этого времени молодые люди в качестве особой социальной группы не признавались. Вплоть до конца XIX в. проблемы молодежи рассматривались опосредованно, через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII-XVIII вв. Актуализация теоретических исследований молодежи, создание самостоятельных концепций этого возраста пришлись на начало XX в. и получили развитие в социологических теориях молодежи [18, с. 40].
Начальный этап жизненного цикла, совпадающий с молодостью и связанный с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появился в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путем передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество [8].
Определение возрастных границ молодежи возможно как разграничение этапов жизненного цикла: молодежь — это группа на этапе жизни между детством и взрослостью; выявление специфики ее образа и стиля жизни, культуры и поведения; определение молодости как периода решения задач социализации. Также молодыми считаются те, кто ведет молодежный образ жизни, но еще не входит или уже вышел из молодежного возраста. Юность не только вставляется между детством и зрелостью как отчетливая биографическая фаза, но эта фаза еще и расширилась в обоих направлениях и была в значительной степени создана ее собственным социокультурным миром. Глобальная тенденция состоит в том, что юность начинается все раньше и раньше и продолжается все позже и позже, — так характеризуют молодежь авторы теорий, направленных на изучение проблем личности [11, с. 44]. Подобная пространственная размытость, расплывчатость понятия молодости вызывает трудности при определении численности молодежи и планировании молодежной политики.
Ценности молодого поколения обусловлены тем, что историческое и социальное развитие общества воспринимается молодежью опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений.
Проблема поколений — это проблема преемственности социокультурной динамики любого общества, задача которого состоит в формировании молодого поколения, способного в будущем реализовать свои социальные функции. Это — проблема успешного включения молодежи в общественные отношения. Постепенное включение в общественную практику через социальное созревание подводит молодежь к осознанию себя как поколения. В этом процессе происходят переосмысление исторического опыта предшествующих поколений и оценка исторического процесса с точки зрения нового поколения, нового социального субъекта, который является продуктом новых общественных отношений [10, с. 159].