История русского литературного языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Молодежный жаргон и его трансформация

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения молодежного жаргона 6

1.1. Понятие молодежного жаргона, его характерные особенности 6

1.2. История изучения и факторы трансформации молодежного жаргона 9

Выводы по главе I 13

Глава II. Анализ особенностей трансформации молодежного жаргона на современном этапе 14

2.1. Исследование современного молодежного жаргона на материалах СМИ 14

2.2. Специфика молодежного жаргона в Интернет-пространстве 17

Выводы по главе II 18

Заключение 20

Библиография 22


  

Введение:

 

Общее развитие лексического состава любого языка осуществляется как единство двух основных противоположных по своей направленности процессов: с одной стороны, пополнение лексического состава новыми лексическими единицами и расширение значений имеющихся в языке единиц и, с другой – выпадение из языка устаревших или лишних лексических единиц и сужение значения употребляемых лексем. При этом отмирание слов и словесных значений происходит более медленно и постепенно, чем появляются новые слова и значения. Отсюда следует, что в течение всего исторического периода активного функционирования языка его лексический состав непрерывно увеличивается. И основная причина этого – появление неологизмов.

На момент вхождения в лексический запас языка эти слова являются малоизвестными, поэтому довольно интересно определить их происхождение, значение, способ словообразования. В основном, в словарь современного русского языка входит общеупотребительное лексика, но все чаще в ее состав проникают отдельные лексические единицы из разных групп узко применяемой лексики, в том числе и молодежный жаргон.

Для проникновения жаргонизмов в современный литературный язык на современном этапе есть все предпосылки. Прежде всего, этому способствует массовая информатизация общества, которая усиливает межличностную коммуникацию. Сегодня каждый может прокомментировать ту или иную публикацию в сети Интернет. Благодаря этому в комментариях под одной статьей мы можем встретить описание ситуации с точки зрения представителей разных групп населения. Все чаще свою позицию освещает молодежь и, традиционно, пользуется при этом собственной лексикой, часто наполненной молодежными жаргонизмами. Так жаргон проникает, прежде всего, в Интернет-среду.

Кроме того, популяризации жаргонно лексики способствует и распространение ее в художественной литературе. Ряд русскоязычных писателей на современном этапе активно используют молодежный жаргон с целью приблизить мир своих литературных произведений к мировоззрению целевой аудитории – современной молодежи. В результате молодежные жаргонизмы все чаще встречаются на страницах прозы и поэзии. Обычно в художественных произведениях всегда есть место узко применяемой лексике, ведь она помогает изобразить те или иные персонажи, более полно охарактеризовать их образы.

Уже следующим этапом проникновения молодежного жаргона является его использование не только в художественной литературе, но и на страницах СМИ. Сегодня для развития русского молодежного жаргона присущ именно этот этап. Его сущность заключается в том, что жаргонизмы начинают использовать журналисты, но при этом основной сферой использования сленга остается публикация интервью, прямой речи участников репортажей и т.д. Лишь отдельные журналисты и издания практикуют свободное употребление жаргонизмов в своих материалах.

С учетом вышесказанного, актуальным является изучение особенностей семантики и функций молодежного жаргона, его изменяемость в современном русском языке. Это и определило выбор темы данной работы. О ее актуальности также свидетельствует недостаток научных исследований на эту тему в современной русской лингвистической науке.

Целью данного исследования стало обобщение сущности, особенностей содержания и функций, а также тенденций трансформации молодежного жаргона в современном русском языке. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:

— определить понятие молодежного жаргона, его характерные особенности;

— изучить историю изучения и факторы трансформации молодежного жаргона;

— провести исследование современного молодежного жаргона на материалах СМИ;

— описать специфику молодежного жаргона в Интернет-пространстве.

Объектом исследования данной работы выступает молодежный жаргон как один из лексических слоев современного русского языка. Предмет исследования – семантика, функции и трансформация молодежного жаргона на современном этапе развития русского языка.

В ходе выполнения курсовой работы был использован ряд общенаучных методов исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция), а также специальные методы исследований. С помощью метода хронологического анализа изучены особенности и периоды научных исследований жаргонной лексики. С помощью монографического метода и сравнения обобщена сущность жаргонизмов, выделены их характерные особенности, методы классификации и систематизации использованы в процессе описания и типологии совокупности жаргонной лексики. Практическое исследование проведено с использованием описательного метода и метода сравнения, с помощью которых были определены схожие и отличительные черты в использовании молодежного жаргона в современных СМИ и в Интернет-пространстве.

Информационными источниками для написания работы послужили, с одной стороны, научная литература (монографии, учебные пособия, публикации в научных периодических изданиях, материалы научных конференций), с другой стороны, – фактический материал, который использовался для анализа (публикации СМИ, комментарии пользователей в сети Интернет).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование научной литературы позволило выделить характерные особенности молодежного жаргона и дать его определение как исторически сформированного пласта неофициальной лексики, характерной для речи молодого поколения, который описывается непостоянством, эмоциональной окраской, семантическим разнообразием и полифункциональностью. Основными функциями молодежного жаргона являются: коммуникативная, мировоззренческая, экспрессивная, эстетическая и регулятивная функции.

История молодежного жаргона как языкового явления начинается еще в XVIII веке. Его распространение связано с формированием языка студенчества, который отмечался характерной лексикой. Объектом лингвистических исследований молодежная жаргонная лексика становится несколько позже. В девятнадцатом веке были предприняты первые попытки ее изучения, но активные научные исследования данной проблематики начались лишь во второй половине двадцатого столетия. Современный этап научных исследований молодежного жаргона также характеризуется активным всплеском интереса к данной теме. Причиной является массовое распространение молодежного жаргона в результате компьютеризации и цифровизации всех сфер общественной жизни. Результатом влияния данного фактора является проникновение целого ряда жаргонизмов не только в повседневное общение молодежи, но и в литературный язык, художественную литературу. Особенно характерной тенденцией современного этапа общественной жизни является проникновение молодежного жаргона в Интернет-общение и в публицистические тексты средств массовой информации.

Проведенный анализ позволил выделить особенности использования молодежного жаргона в СМИ и в сети Интернет на примере комментариев к блогу вДудь. Анализ показл, что в средствах массовой информации наблюдается две основные тенденции использования жаргонизмов: в ряде случаев они выделяют от остального текста кавычками, что способствует их выделению на фоне нормативной лексики, в других случаях жаргонизмы используются наравне с общей лексикой. При этом чаще они присутсвуют в прямой речи интервьюируемых, в репортажах при описании событий с первых уст. В Интернет-пространстве использования молодежных жаргонизмов более активное. При этом из главными функциями являются комуникативно-мировоззренческая, фатическая, а также экспрессивно-эмоциональная.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА

1.1. Понятие молодежного жаргона, его характерные особенности

В научной литературе на сегодня недостаточно точно ограничены различия между понятиями жаргона, арго, сленга. Исследователи отмечают, что зачастую эти термины могут использоваться для обозначения одних и тех же лексических единиц. Особенно часто молодежный жаргон приравнивается к молодежному сленгу. Это можно наблюдать на примере исследований К.А. Кучеровой [8], Я.С. Косяковой [7] и др. Но все же чаще в научных источникам встречается термин «молодежный жаргон».

Традиционно под жаргонной лексикой понимают социально ограниченную группу слов, которая находится за пределами литературного языка и принадлежит лексическому составу речи людей, объединенных общими интересами, занятиями, общественным положением, возрастом и т.п. [14, с.73]. Если использовать для анализа жаргона возрастной критерий, то можно выделить в составе лексики молодежные жаргонизмы, а также их составляющие элементы, обобщенные по отдельным возрастным позициям молодежного общения. Так, О.В. Цибизова отмечает, что в структуре молодежного жаргона, кроме «ядра» (общемолодежных жаргонизмов), возможно также выделение «периферии» изучаемого лексического явления – жаргонной лексики в речи школьников, студентов, отдельных молодежных культур (хиппи, панков) [16, с.5].

Рассматривая место молодежных жаргонизмов в лексической системе русского языка, необходимо исследовать их принадлежность к разным группам лексики в зависимости от основных классификационных признаков.

Оценивая частоту употребления лексических единиц, молодежный жаргон модно отнести к редко используемой лексике, наряду с устаревшими словами, неологизмами, профессионализмами и т.д. При этом молодежные

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы