Курсовая с практикой на тему Молодежные протестные движения в условиях глобализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ» 5
1.1. Типология протестных движений 5
1.2. Особенности протестных движений в молодежной среде 8
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 13
Глава 2. Психологические и исторические аспекты развития социально-политического протеста 14
2.1. Психологическая природа социально-политического протеста 14
2.2. Историческая ретроспектива молодежных протестных движений в России и за рубежом 16
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 3. ПРОЯВЛЕНИЕ АНТИГЛОБАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 20
3.1. Влияние процесса глобализации на социально-общественную среду 20
3.2. Глобализация и протестные политические движения 22
3.3. Молодежные движения современной России 25
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение:
За всю историю человечества произошло немало протестных движений, борьба народа с устоями системы существовала всегда, начиная от восстания рабов в Древней Греции, или религиозных реформаторских движений, заканчивая пролетарскими забастовками и «твиттер-революциями». Вне зависимости от периода протекания протестных движений, будь то античность или Средние Века, всегда существовал ряд особенности, данные движения характеризующие, и обусловленные общественной структурой той или иной эпохи.
Начиная с 60-х годов прошлого века мир вступил с пору радикальных изменений как социальной и экономической, так и политической и культурной структур. В этот период начинают возникать и формироваться те черты, которые характеризуют современное общество, а именно усложнение социальной структуры, стремительное развитие СМИ, популяризация массовой культуры, и конечно же начало информационно-технологической революции. Общество начинает развиваться по новому информационному пути, что порождает огромное число протестов, вызванных борьбой старого и нового. Протестные движения, получившие свое начало в 1960-х, нашему времени стали общепринятым общественным явлением в большинстве стран. И если в прошлом веке протестные движения воспринимались как нечто ненормальное и нарушающее естественный ход событий, то в наше время протесты являются частью жизни общества, причем весьма органичной и формирующей социальное пространство.
Именно поэтому столь актуально понимание природы протестных движений, их влияния на современное общество и культуру, а также изучение тех модификаций, которые были обусловлены процессом глобализации.
Анализ степени изученности проблемы. Вопросом природы социально-политического протеста в условиях глобализации занимались ученые и специалисты в области социологии (Л. Ионин, В.П. Андреев, Е. Здравомыслова), политологии (Г.Д. Левин, М.М. Назаров, Л.Б. Москвин), а также психологии конфликтов (Н.В. Кузьмина) и социальной психологии (H.H. Обозов, Л.П. Буева).
Цель данного исследования – выявить и охарактеризовать особенности молодежный протестных движений в условиях глобализации. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить типологию протестных движений;
2. Рассмотреть психологическую природу социально-политического протеста;
3. Выявить особенности протестных движений в молодежной среде;
4. Проанализировать историческую ретроспективу молодежных протестных движений в России и за рубежом;
5. Изучить влияние процесса глобализации на социально-общественную среду;
6. Охарактеризовать корреляцию глобализации и протестных политических движений;
7. Рассмотреть молодежные движения современной России.
Объектом данной курсовой работы являются молодежные протестные движения, предметом – глобализация, как условия их протекания.
Методы исследования – текстологический анализ, ранжирование, метод индукции.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, характеризующих феноменологию понятия «протестное движение» и рассматривающих проявление антиглобализма в молодежной среде, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Изучив типологию протестных движений, мы пришли к выводу, что типология протестных движений напрямую зависит от понимания протеста как психологической и социальной установки индивида. Многие специалисты видят в общественном движении один из сложных типов коллективного поведения, наряду с толпой и массой. Однако, принято выделять три типа протестных движений общие, характеризующиеся неопределенностью образов и поведения, слабой координацией и ценностной ориентацией, специфические, направленные на конкретную цель и отличающиеся наличием организации и четкой идеологии и экспрессивные движения, к которым относят религиозные движения и моду.
Рассмотрев психологическую природу социально-политического протеста, мы выявили, что Соотнесения двух факторов – с одной стороны, психологического и личностного, а с другой – социологического, дает возможность увидеть природу социально-политического протеста.
Также нами было выявилены особенности протестных движений в молодежной среде.К ним можно отнести неоднородность гендерного состава молодежных движений. Отчетливо выявляются возрастные особенности различных движений, специфика молодежного возраста, особенно ранней юности. Отчетливо видна тенденция резкого омоложения национально-патриотических и наиболее радикальных оппозиционных, националистических движений. Таким образом, в целом направленность самоорганизации молодежи отражает основные социальные противоречия и проблемы становления молодежи как субъекта общественных отношений.
Проанализировав историческую ретроспективу молодежных протестных движений в России и за рубежом, мы выявили, что в период «золотого века» весь западный мир начинают сотрясать протесты, появляется огромное количество общественных движений, а «старые» движения возрождают свою борьбу и уже мало напоминают себя в своей предыдущей «версии». Протестные движения, в 1960-х, к 2000-м стали нормальным общественным явлением во всем мире. В современном мире протест – это особое явление информационного общества.
Изучив влияние процесса глобализации на социально-общественную среду было установлено, что культурная глобализация проявляется в формировании глобализированных однородных средств массовой информации, литературы, искусства, кинофильмов, поп-культуры, компьютеров, факсов, Интернета, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения. В связи с этим доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию.
Существует корреляция глобализации и протестных политических движений. Социальный состав участников антиглобалистского движения очень широк. Под лозунгами антиглобализма выступают различные социальные слои с различными идеологическими взглядами: фермеры, представители малого бизнеса, хиппующие студенты, представители профсоюзов, неонацисты, «зеленые», сторонники религиозных организаций и экзотических культов, безработные, молодые люди из вполне обеспеченных семей и многие другие. В антиглобалистском движении представлено много молодежных организаций, которые активно участвуют в демонстрациях и акциях протеста.
Правомерно утверждать, что в современной России пока не сложилось достаточно влиятельная и массовая молодёжная организация, способная занять лидерство как в социокультурной, так и в политической сфере.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
1.1. Типология протестных движений
Типология протестных движений напрямую связана с пониманием протеста как социально-психологической установки человека. Понимание невротической реакции и фрустрации, как основы природы протеста стало возможным благодаря представителям парадигмы коллективного поведения. Данная реакция является ситуативной, обусловленной лишь рядом внешних социально-экономических и политических факторов, что позволяет не делать выводов о каждом участнике протестного движения как о психически неустойчивом маргинале , в силу того, что ситуативный невроз распространен как среди людей не принимающих участие в протестных акциях, так и среди людей не относящихся к маргинальным слоям общества. Существование основной психологической установки на протест не всегда ведет к непосредственному возникновению протестного движения. Человек может быть склонен к протестной деятельности, но ключевым элементом в данной ситуации будет преобразование протестного потенциала группы в само общественное движение, которое разрастается в самостоятельный социальный субъект со своей идеологией, структурой и организацией, а также со своими методами борьбы и целым спектром разнообразных особенностей. Анализируя данные факторы, целесообразно выстроить типологию движений. В социологической науке примерами такой классификации являются теория коллективного действия, представленная в рамках американской школы, а также теория Новых социальных движений, представленная в рамках европейской школы.
Пониманием общественного движения, как сложной части коллективного поведения занимались представители теории коллективного поведения Р. Тернер, Л. Киллиан и Г. Блумер. Согласно их трудам, движение появляется из среды маргиналов, как ответная реакция на возникающую в обществе проблемную ситуацию. По мнению Блумера, хотя сами истоки движения кроются в состоянии беспокойства, их движущая сила возникает, из неудовлетворенности настоящим с одной стороны и из желания на какое-то новое устройство с другой.
Следует отметить, что несмотря на достаточную изученность психологических аспектов возникновения протеста, собственно, само движение, со своей организацией и структурой не изучено. Коллективное поведение имеет ряд отличий от общепринятого, так, например коллективное поведение носит антиинституциональный характер и является спонтанным, реактивным и иррациональным.
Согласно Блумеру, существуют 3 типа общественных движений:
1. Общие – характеризуются неопределенностью как образов, так и поведения. Как правило слабо скоординированы и не имеют выраженных ценностных ориентаций. Данный тип движения основан на субъективном интеллектуальном переживании. Основными действиями у представителей общего типа общественных движений выступают разговоры и дискуссии. Блумер относит в категорию общих общественных движений женские движения, студенческие движения, а также движения за мир.
2. Специфические – движения, обусловленные конкретной целью и направлены на ее достижение. Особенностью специфических общественных движений является наличие четкой организации и идеологии. Примерами таких общественных движений являются революционные и реформистские движения.
3. Экспрессивные – движения, к которым, по мнению Блумера, относятся религиозные огранизации и мода. Их косвенное влияние на общество позволяет отнести данные движения к разряду социальных.
4. Смешанный – тип движений, к которым относятся националистические и возрожденческие.
Следовательно, классификация базируется на не слишком конкретных критериях, весьма обширна и воспринимает общественные движения как нечто иррациональное.
Н. Смелзер предложил более позитивный концепт. Опираясь на базовое предположение о психологической основе протеста, на недовольство, Смелзер уделяет большее внимание самим движениям на этапах формирования их коллективного поведения, следовательно и классифицировать общественные движения Смелзер предлагает непосредственно по характеру желаемых перемен, по целям движения и по кругам интересов его участников.
Данное понимание общественных движений весьма широко, и со временем их постановка в один ряд с толпой, модой и общественным мнением перестала быть корректной. В наши дни общественные движения стали системным явлением и наряду с прочими социальными институтами представляют отдельный субъект. Однако несмотря на то, что все вышеизложенные трактовки в социальном плане являются не совсем корректными, с точки зрения психологии данные основы протеста по-прежнему актуальны. Так, например, в рамках американской парадигмы коллективного поведения было выявлено проблемное поле, связанное с мобилизацией – механизмом, лежащим между психологическими условиями к протесту и непосредственным формированием активных протестных движений.
Таким образом, ключевой теоретической проблемой понимания общественных движений и их типологии является синтез парадигм. Парадигмы коллективного действия и Новых общественных движений практически исключали психологический фактор при разработки своих концепций, а то время как последние в свою очередь, недооценивали роль социально-экономических, политических и культурных факторов в формировании протестных движений.
1.2. Особенности протестных движений в молодежной среде
Изучение социального состава членов молодежных протестных движений дает возможность получить представление о преобладающих социальных характеристиках самоорганизации в молодежной среде, другими словами, дать ответ на вопрос, среди каких классов молодежи процесс саморегуляции и самоорганизации происходит с большей интенсивностью. Принято выделять следующие факты.
Для начала следует учесть гендерный состав молодежных движений, как правило он неоднороден. В националистических и протестных движениях преобладают молодые мужчины, что является проекцией характерных для данной гендерной группы качеств: экстремальности и повышенного неадаптивного потенциала, который, как правило, остро проявляется именно в юношеском возрасте. Кроме того, количественное превосходство мужчин в правозащитных движениях объясняется направленностью деятельности данных движений, гораздо более сходной с протестами. Солидарность девушек как правило наблюдается с проправительственными и экологическими движениями, имеет связь с созидающим женским началом, выраженном в желании девушек сохранять порядок в природе и обществе.
Следующей особенностью являются возрастные особенности различных движений, а также специфика молодежного возраста, в особенности ранней юности. Наиболее яркими представителями являются националистическое и прокремлевское движения.
Отчетливо видно стремление к омоложению контингента в национально-патриотических оппозиционных и националистических движениях, старшие возрастные группы заметно сокращаются. Таким образом, наиболее экстремальны молодые люди в возрасте до 25 лет.
С возрастом протестных ориентаций молодежи заметно снижается. Данное изменение протестных настроений в старших возрастных группах обусловлено, во-первых, снижением эмоциональной экстремальности участников, во-вторых, достижению их социальной зрелости и экономической самостоятельности, и, в-третьих, разочарованием в политической жизни.
Следующей характерной особенностью молодежных групп является то, что среди работающей молодежи особенно высок уровень солидарности с радикальными протестными оппозиционными движениями. Объединяющим для социального состава данных движений является значительная доля работников сферы материального производства в составе данных групп. Это вызвано социальным положением молодых людей в данной сфере. Возможности самореализации, а также уровень и качество жизни работающих молодых людей в данной группе ограничены.
Молодые люди, занятые в других сферах производства, как правило в меньшей степени представлены в социальном составе молодежных движений. Следует отменить, что представители духовной сферы склонный проявлять либеральные настроения и как следствие в большей степени согласны с идеологией правозащитных движений, выступая в роли оппозиции для прокремлевских, национально-патриотических и экологических движений. Представители сферы обслуживания в большей степени ориентированы на правозащитные движения, а представители системы распределения, как правило, являются сторонниками протестных движений, что может быть вызвано преимущественно маргинальным положением молодежи, задействованной в сфере услуг.
Следующая особенность заключается в номинальных показателях ориентаций учащейся молодежи по формам обучения. Наибольшей экстремальностью обладают школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений, данные молодежные группы, как правило, поддерживают протестные и правозащитные движение (более характерно для школьников), а также националистические и национально-патриотические движения (более характерно для учащиеся средних специальных учебных заведений). Грань между конструктивной и деструктивной направленностью протеста у обеих групп весьма малозаметная, что влечет за собой свободный переход от одной направленности к другой.
Молодежь, обучающаяся в высших учебных заведениях, как правил, отдает предпочтение ориентациям, заинтересованным в защите окружающей среды, или поддержке принципов социальной справедливости. Возможность решения данных проблем молодые люди связывают с деятельностью действующей власти, что влечет за собой солидарность с прокремлевскими структурами.
Также следует отметить, что молодые люди, обучающиеся за счет государства также более склонны к протестным действиям. По уровню жизни обучающиеся в бюджетных учебных заведениях молодые люди уступают учащимся, способным платить за учебу. Они защищены перед лицом дискриминации в меньшей степени и не всегда удовлетворены сложившейся системой общественных отношений. Отсюда вытекает их поддержка тех общественно-политических сил, которые высказывают свое стремление отстоять их права и интересы.
Еще одной особенностью является весьма низкий показатель занятости жителей основных мегаполисов в молодежных движениях, что, также вызвано относительно более благополучным качеством жизни. Молодежь из районов мегаполисов не поддерживают протестные и националистические направления ровно также, как и не является сторонником прокремлевских движений, зато в свою очередь с большим энтузиазмом участвует в правозащитных движениях и в экологических движениях.
Различие форм протестных движений в крупных городах и сельской местности является весьма значительным. Так, например, в крупных городах расположена социальная база протестных движений, а для сельской местности в сельской местности свойственно расположение правозащитных движений, что является отражением имеющихся в сельских регионах проблем социальной ущемленности.
Некоторые различия наблюдаются в движениях националистической и национально-патриотической ориентации. В национально-патриотических – больше сельской молодежи, а в националистических, особенно радикальных – городской.
На этом фоне менее выражено представительство молодых жителей средних и малых городов в национально-патриотических и протестных движениях, хотя в абсолютном выражении доля их участия составляет шестую часть и не может быть признана несущественной. Причем, если националистические и проправительственные движения привлекают больше выходцев из малых городов, то молодежь средних городов охотнее поддерживает правозащитные движения. В средних городах больше удельный вес либерально-настроенной молодой интеллигенции и студенчества. Видимо, различия определяются социальным составом молодежи в этих типах поселений.
Таким образом, в целом направленность самоорганизации молодежи отражает основные социальные противоречия и проблемы становления молодежи как субъекта общественных отношений. Самоорганизация есть проявление социальной субъектности молодежи. Повышение ее продуктивности и социальной направленности зависит от степени сотрудничества с институциональными механизмами социальной регуляции, общественными структурами.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
1. Типология протестных движений напрямую зависит от понимания протеста как психологической и социальной установки индивида. Многие специалисты видят в общественном движении один из сложных типов коллективного поведения, наряду с толпой и массой. Однако, принято выделять три типа протестных движений общие, характеризующиеся неопределенностью образов и поведения, слабой координацией и ценностной ориентацией, специфические, направленные на конкретную цель и отличающиеся наличием организации и четкой идеологии и экспрессивные движения, к которым относят религиозные движения и моду.
2. Гендерный состав молодежных движений неоднороден. Отчетливо выявляются возрастные особенности различных движений, специфика молодежного возраста, особенно ранней юности. Отчетливо видна тенденция резкого омоложения национально-патриотических и наиболее радикальных оппозиционных, националистических движений. Таким образом, в целом направленность самоорганизации молодежи отражает основные социальные противоречия и проблемы становления молодежи как субъекта общественных отношений.