Курсовая с практикой на тему Моделирование при изучении основ геометрии с младшими школьниками.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ГЕОМЕТРИИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.. 6
1.1 Сущность и особенности организации
процесса моделирования. 6
1.2. Педагогические условия развития
учащихся младших классов на уроках математики. 10
1.3 Характеристика организации работы с
учащимися младших классов средствами моделирования. 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДЕЙСТВИЙ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТНОМ СОДЕРЖАНИИ МАТЕМАТИКИ.. 18
2.1. Выявление исходного уровня развития
познавательной деятельности по моделированию у детей младшего школьного
возраста. 18
2.2. Программа формирующего этапа
исследования. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 29
Введение:
Актуальность
исследования: Реализация системно-деятельностного
подхода, положенного в основу ФГОС основного общего образования, требует в
рамках метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы формирование универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных). Формирование универсальных учебных действий
обеспечивает обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. В результате
изучения предметной области Математика и обучающиеся развивают логическое и
математическое мышление, получают представление о математических моделях;
овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические
знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;
овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию;
получают представление об основных информационных процессах в реальных
ситуациях. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные
и логические учебные действия; постановку и решение проблемы. В
последнее время теоретические основы отдельных образовательных систем и
технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С.
Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник,
И. С. Якиманская и др.). Деятельность моделирования ряд авторов, таких как Т.
А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др. Моделирование в
предметном содержании математики при изучении основ геометрии с младшими
школьниками, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей,
развить творческое мышление, воображение, формирует у детей стремление
самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем их
предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов
действительности. Делает образовательную систему школы открытой для активного
участия родителей. Однако в практике школьного образования педагог не всегда
использует потенциал метода в развитии интересов ребёнка, а применение метода
носит ситуативный и формальный характер. Таким образом, складывается
противоречие между требованиями ФГОС к школьному образованию, где акцентируется
внимание на развитие способностей ученика и недостаточной компетентностью
учителей в организации деятельности моделирования.
Разрешение этого
противоречия нацеливает нас на проблему данного исследования: какие
педагогические условия необходимо создать для развития самостоятельной деятельности
по моделированию в процессе использования метода моделирования.
Объект
исследования: моделирование при изучении основ
геометрии с младшими школьниками.
Предмет
исследования: формирование действий моделирования при
изучении основ геометрии с младшими школьниками.
Цель
исследования: теоретически обосновать возможности формирования
действий моделирования на при изучении основ геометрии с младшими школьниками и
предложить комплекс упражнений для формирования действий моделирования
Согласно объекту, предмету
и цели были поставлены задачи:
1. Выявить сущность и особенности организации процесса моделирования
2. Изучить педагогические условия развития учащихся младших классов
на уроках математик
3. Охарактеризовать организацию работы с учащимися младших классов
средствами моделирования
4. Провести диагностику интереса младших школьников к проектированию
5. Разработать упражнения для формирующего этапа.
Гипотеза исследования: если выявить операционный состав моделирования
и на этой основе построить методику формирования его у учащихся, то такой
подход обеспечит овладение ими этим приемом как средством учения и тем самым
повысит эффективность процесса обучения в целом, так как даст возможность
обеспечить большую управляемость процессом обучения.
Методические условия успешного формирования действия моделирования
на содержании математики в начальной школе: создание
условий для организации работы по освоению детьми моделирования; предварительный
анализ задачи; перевод текста на знаково-символический язык, который осуществляеся
графическими средствами; построение
модели; работа с моделью; соотнесение
результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами). Методологической основой исследования
являются: концепция моделирования в образовании (В.С.Андреев, И.В.Блауберг,
В.Ф.Взятышев, Б.С.Гершунский, А.С.Запесоцкий, Г.И.Ибрагимов, О.Г.Прикот,
Т.Хюсен и др.), идеи совместной деятельности детей и взрослых (В.П.Бедерханова,
С.Пейперт и др.). Для решения поставленных задач и достижения цели был
использованы следующие методы:
Теоретические методы исследования: изучение и анализ научной и методической
литературы по проблеме исследования; методы познания (анализ, синтез,
абстрагирование, обобщение) для обоснования теоретических основ проблемы
исследования, анализ, синтез.
Эмпирические методы исследования: адаптированная методика «Юный
исследователь» С.В.Коваленко; методика выявления уровня овладения учениками
экспериментальной деятельностью А.В.Ивановой, количественный и качественный анализ результатов исследования, анкетирование
для родителей.
Практическое
значение работы состоит в возможности использования ее
результатов учителями при организации деятельности моделирования.
Структура
курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Школьный
возраст — это возрастной период, важный для развития познавательной потребности
ученика, выражающееся в форме поисковой, исследовательской активности,
направленной на выявление нового. На протяжении всего школьного периода в
процессах социализации, вместе с игровой деятельностью, определенную значимость
играет познавательная и исследовательская активность. Учебное
моделирование предусматривает системное и последовательное моделирование
тренировочного решения проблемных ситуаций, требующих от участников
образовательного процесса поисковых усилий, направленных на исследование и
разработку оптимальных путей решения проектов и оформление отчетом его
практического результата, их непременная публичная защита и анализ итогов
внедрения. Метод моделирования ориентирован на самостоятельную деятельность
детей (индивидуальную, парную, групповую) в отведенное для нее время(от
нескольких минут до нескольких недель, а иногда и месяцев).Моделирование будет
успешным, если соблюдать создание в группе таких условий, которые будут
способствовать развитию детской творческой самостоятельности, создание
развивающей предметно-пространственной среды соответствующей деятельности
моделирования; учет возрастных, индивидуальных особенностей детей; — выявление
детских интересов и желаний; создание в группе благоприятного эмоционального
настроя, чтобы каждому ученику было комфортно; поощрения детей, создание
условий для ситуаций успеха, вовлечение малоактивных детей, стимуляция детской
активности; сотрудничество детей и взрослых, активное вовлечение родителей в
реализацию деятельности моделирования. Провели
констатирующий этап исследования и выяснили, что у детей интерес к
моделированию неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о
свойствах и качествах объектов и предметов. Это свидетельствовало о
необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию моделирования
у детей школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ГЕОМЕТРИИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Сущность и особенности организации процесса моделирования
Деятельность по моделированию
учеников является одной из наиболее прогрессивных форм обучения в современной
школе. Если мы говорим об этимологии слова «исследование», то легко увидеть,
что в этой концепции заложено указание получить что-то «из следа», то есть
восстановить некоторый порядок по косвенным признакам, случайным субъектам.
Таким образом, здесь есть концепция способности человека сравнивать,
анализировать факты и предсказывать ситуацию, то есть концепция базовых
навыков, необходимых исследователю.
Это позволяет более полно выявлять и
развивать как интеллектуальный потенциал, так и творческие способности детей.
Проведение независимых исследований стимулирования мыслительного процесса,
направленного на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей
знаний из разных областей.
Работа по моделированию может
проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы исследования
определяется склонностью учеников, а также задачей, которая требует терпения.
Руководитель исследования должен
всегда помнить — работа должна быть посильна для учеников [1].
В организации деятельности по
моделированию учеников необходимо учитывать, что выбор темы исследования, ее
формулировка и содержание должны повлечь за собой:
— интеграцию дисциплин и различных
областей практики,
— практическую направленность целей,
задач и содержания работы,
— предметно-объективный принцип
исследования,
— практическую значимость результатов
моделирования.
Любое исследование включает в себя следующие
этапы и их содержание: 1. Подготовительный этап: формулировка темы и ее
понимание; установление мотивации к действию: выявление объекта и предмета
исследования; формулировка гипотезы исследования; 2. Этап планирования: определить
направления работы для выполнения исследовательских задач; программа обучения; выявление
источников информации и методов сбора; определение методов отчетности по
результатам; определение методов исследования; 3. Фаза исследования (экспериментальная):
требует обязательного использования основных инструментов исследования:
наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и
экспериментальных данных.
4. Эффективный аналитический этап: анализ
собранной информации; формулировка выводов; 5. Стадия отчетности и презентации:
выполнить отчет. представление результатов моделирования. Деятельность по
моделированию учеников может оцениваться по следующим параметрам:
познавательная деятельность и предприимчивость, логика построения программы
исследований, качество использования источников информации, эффективность
представления результатов, потенциальное продолжение моделирования.
Деятельность по моделированию учеников организована на основе ряда принципов,
определяющих содержание, методы учебной работы и характер управленческой деятельности
учителя.
Принцип является ведущей идеей,
основным правилом, требованиями деятельности. При организации деятельности по
моделированию учеников важно руководствоваться, во-первых, общепринятыми
принципами научной деятельности: подтверждаемостью, наблюдаемостью, простотой,
соответствием и последовательностью; во-вторых, конкретными педагогическими
принципами. [5] Имеющийся у школьников уровень владения исследовательскими процедурами
сильно отличается. Поэтому важно предоставить им возможность выбрать уровень
независимости при выполнении исследовательских процедур. Выделяют три уровня
успеваемости учеников в деятельности моделирования.