Курсовая с практикой на тему Модели взаимодействия семьи и школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования моделей взаимодействия семьи и школы 6
1.1. Взаимодействие семьи и школы 6
1.2. Описание моделей взаимодействия школы и семьи 16
Глава 2. Типология школ, находящихся в различных социально-экономических условиях 33
2.1. Типы школ и факторы их устойчивости 33
2.2. Модели взаимодействия школы и семьи в школах, находящихся в различных социально-экономических условиях 39
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Введение:
Участие родителей в образовательном процессе школы своими корнями уходит в глубокую древность. Сначала именно родителям отводилась первостепенная роль в передаче детям знаний и практических навыков, социальных норм и правил поведения, которые являются необходимыми каждому члену социума, иначе говоря, родители были основными учителями своих детей. После появления формального образования, являющегося социальным институтом, образовательные функции между школой и семьёй разделились. Уже к началу ХХ века существенно стала заметна тенденция «перекладывания ответственности» на государственную систему образования за обучение и воспитание детей. То есть родители довольно часто не берут во внимание данную функцию семьи и всецело возлагают её на профессионалов [Горшкова 2013; Мерцалова 2015; Худайкулова 2015].
Данная ситуация начала изменяться к 2000-м годам. Всё большее количество людей стало осознавать, что в дальнейшем развитие системы образования, преодоление множества существующих проблем в во многом зависит от взаимодействия школы и семьи, от принятия родителями непосредственного участия в образовательном процессе их детей, иначе говоря, от их вовлечённости в школьную жизнь детей. Реформирование образовательной системы является невозможным без построения новых форм взаимодействия с общественностью, в основе которых лежат принципы равноправия, диалога, совместного принятия решений, что находит своё воплощение, в том числе в рамках взаимодействия семьи и школы [Пинский 2004, с. 12-45].
Взаимодействие школы и семьи – сложная проблема, прошедшая длительное развитие, каждый раз приобретая разный смысл, характеризуясь различными подходами к ее решению на разных этапах развития общества. После исследования проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей, анализа различных подходов к ее решению становится очевидным, что в современной педагогике взаимодействие рассматривается как двигатель педагогического процесса и, в связи с этим, исследуется учеными в историческом [Гмурман 1967], дидактическом [Бабанский 1983, Поташник 2000], воспитательном аспектах [Алексеенко 2017, Кравченко 2012, Повалий 2014]. Однако, нами не было обнаружено работ, посвященных исследованию взаимосвязи между моделью взаимодействия школы и семьи и устойчивостью образовательной организации; работ, посвященных выявлению влияния типа школы на формирование модели взаимодействия школы с родителями.
Актуальность исследования подтверждается необходимостью выявить, какие модели взаимодействия родителей и школы обеспечивают устойчивость школ, особенно находящихся в неблагоприятной социально-экономической ситуации.
Объектом исследования является процесс взаимодействия школы и семьи.
Предметом исследования являются модели взаимодействия семьи и школы.
Гипотеза исследования состоит в том, что:
1. Тип школы и ее социально-экономические условия оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на успешность учеников и устойчивость образовательной организации.
2. Правильный и обоснованный выбор модели взаимодействия школы с семьей будет способствовать повышению эффективности деятельности образовательной организации.
3. Партнерская модель способствует устойчивости образовательных организаций, находящейся в разных социально-экономических условиях.
Цель исследования − выявить модели взаимодействия семьи и школы, которые обеспечивают устойчивость функционирования школ, находящихся в разном социально-экономическом контексте.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Дать характеристику и описать модели взаимодействия школы и семьи.
2. Обобщить данные и сформулировать критерии модели партнерского взаимодействия с родителями.
3. Описать структуру модели партнерского взаимодействия с родителями.
4. Изучить вопрос того, как участие родителей и выбор модели взаимодействия школы и семьи влияет на устойчивость образовательной организации, находящейся в разных социально-экономических условиях.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута ее цель – разработана анкета для выявления модели взаимодействия школы и семьи.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика коммуникации школы и семьи. Установлено, что взаимодействие школы и семьи является обоюдным влиянием субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, родителей и учащихся), основанным на гуманистических субъект-субъектных отношениях, согласованных действиях. Анализ литературы позволил сделать вывод, что ученые и педагоги-практики в большинстве своем поддерживают мнение, что взаимодействие школы и семьи – это важный процесс, обладающий широкими возможностями для предоставления семье психолого-педагогической помощи по воспитанию детей, прежде всего, благодаря повышению педагогической культуры родителей.
2. Описаны модели взаимодействия школы и семьи. Пришли к выводу, что сегодня существует несколько основных моделей, реализуемых в современных общеобразовательных школах. К таким моделям относятся: информационно-консультативная модель; модель разноуровневого взаимодействия; экспертная модель; модель партнерских отношений. Наиболее приемлемой считаем партнерскую модель. Основа реализации этой модели − зрелая субъектная позиция родителей, которые сознательно берут на себя ответственность за воспитание детей.
3. Описана структура модели партнерского взаимодействия с родителями. Анализ литературы в процессе решения данной задачи позволил установить, что структуру партнерской модели представляют три важных блока, обусловливающие друг друга: основа партнерства; действия; образовательные результаты.
4. Изучен вопрос того, как участие родителей и выбор модели взаимодействия школы и семьи влияет на устойчивость образовательной организации, находящейся в разных социально-экономических условиях. Было установлено, что тип школы, контингент учащихся, социальный контекст семей учащихся влияют на устойчивость школы. При выборе руководством стиля управления школой, реализации правильно выбранной модели взаимодействия школы и семьи способны повысить резильентность школы.
Участие родителей в образовании и воспитании учеников школ находится вне основного фокуса исследователей. Оно принимается во внимание, но рассматривается находится на периферии изучаемых вопросов. Поэтому данная проблема является своеобразным «белым пятном», которая исследована на сегодняшний день недостаточно.
Модель взаимодействия семьи и школы в процессе обучения и воспитания должна строиться на системе педагогических идей, которые являются ключевыми и актуальными для определенного учебно-воспитательного заведения, но с учетом тех проблем, которые актуальны для отдельных семей. Поэтому основным направлением взаимодействия семьи и школы в воспитании дисциплинированности следует относить: привлечение родителей к жизни школы; достижения согласованности в подходах к ребенку; оказание квалифицированной помощи и поддержки родителям и ребенку в сложных педагогических и жизненных ситуациях; информирование родителей о школьной жизни, образовательном процессе, о ресурсах, которые семья может использовать для образования своего ребенка, справедливого решения родительско-детских конфликтов и пр.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель достигнута.
Перспективой дальнейшего исследования считаем проведение эмпирического исследования, направленного на изучение специфики школы, ее типа и выявление влияния типа школы на формирование и реализацию модели взаимодействия школы с родителями учащихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования моделей взаимодействия семьи и школы
1.1. Взаимодействие семьи и школы
Коммуникация и взаимодействие семьи и школы сегодня активно изучается во многих странах мира. Налаженная коммуникация между школой и семьей – это важное условие высокой вовлеченности родителей в школьную жизнь, способствующей повышению успеваемости учащихся, оказывающей положительное влияние на поведение детей, на самооценку и интерес ребенка к школе, создающей «боевой» настрой у педагогов, помогающий родителям лучше понять собственных детей [Epstein 1983; Grolnick 1999; Hill 2004; Hoover-Dempsy 2010; Pomerantz 2007; Wilder 2014].
В современной философской литературе анализу понятия «взаимодействие» посвящено сравнительно небольшое количество исследований. Как философская категория, «взаимодействие» определяет наиболее общую форму движения и развития, процесс обоюдного влияния субъектов друг на друга; структуру любой системы, свойств присущих ей процессов; проявляется, прежде всего, в целенаправленных связях, взаимной обусловленности явлений.
К.А. Любицкая и М.А. Шакарова отмечают, что в ходе коммуникации между семьей и школой ожидания этих субъектов относительно друг друга не всегда четко определяются и однозначно выражаются. Часто их коммуникация затрудняется из-за страха педагога перед оценкой родителей, стремления учителей к сохранению собственной профессиональной автономии, недостаточного количества у них времени и отсутствия поддержки со стороны директора школы [Любицкая 2018]. Поэтому так важно наладить взаимодействие между школой и семьей.
Взаимодействие с точки зрения психологии, как отмечает В.Б. Шапарь, является процессом воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга (непосредственного или опосредованного), что порождает их взаимную обусловленность [Шапарь 2011].
Характеризуя социальное взаимодействие, Г.В. Дворецкая [Дворецкая 2002] считает его непосредственным контактом между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды влияют на поступки и образ мыслей друг друга. Очевидно, существует обоюдное влияние субъектов взаимодействия на формирование личностных новообразований, то есть во время взаимодействия происходят взаимные изменения в субъектах, которые участвуют в этом процессе.
Близким к понятию «взаимодействие» является «совместная деятельность». По мнению Т.В. Кравченко, если в первом случае речь идет о взаимном влиянии субъектов друг на друга, обусловливающим их равномерное развитие, то совместная деятельность предусматривает согласованную деятельность для достижения общей цели [Кравченко 2009, с. 159].
Принципы, на которых основывается совместная деятельность школы и семьи, проанализированы Е.Г. Нимаевой и А.Е. Парамоновой [Нимаева 2016, Парамонова 2009]. Основные из них следующие:
− органическая связь деятельности школы и семьи;
− сочетание форм индивидуальной, групповой и массовой работы;
− опора на положительные качества родителей, учеников, на положительный опыт в воспитании детей;
− принцип параллельного действия учителей на родителей, общества на родителей, родителей на родителей.
Если при взаимодействии невозможно отделить деятельность одного участника от деятельности другого, то во время совместной деятельности субъекты могут действовать разрозненно, однако совокупность их действий должна обеспечивать достижение общей цели. Итак, прежде всего, взаимодействие является не только оказанием влияния людей друг на друга, но также и непосредственной организацией их совместных действий, что позволяет группе реализовать общую для ее членов деятельность.
По представлениям В.Я. Ляудис [Ляудис 1995], взаимодействие всегда состоит из двух компонентов, которыми являются содержание и стиль. Содержанием взаимодействия определяется то, по какой причине разворачивается та или иная деятельность. Стиль взаимодействия позволяет определить, как индивид осуществляет взаимодействие с окружающими. В этом случае можем говорить о наличии продуктивного и непродуктивного стилей взаимодействия.