Курсовая с практикой на тему Модели управления образовательным учреждением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования моделей управления современной школой 6
1.1. Сущность и особенности управления в сфере образования 6
1.2. Современные модели управления образовательной организацией 11
2. Оценка составляющих модели управления современной школой на примере КГУ «Пресногорьковская общеобразовательная школа» 20
2.1. Оценка стиля руководства и личности руководителя 20
2.2. Исследование управленческой команды 27
2.3. Влияние модели и стиля поведения директора школы на эффективность управления 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 39
Введение:
Актуальность работы заключается в том, что обеспечение качественно-го и полноценного образования подрастающего поколения во многом зави-сит от эффективности управления образовательной организацией, что явля-ется важнейшим направлением государственной политики.
Образовательная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради дости-жения которых такая организация создана.
На сегодняшний день в управлении образовательными организациями существует определенные проблемы: недостаточная культура удовлетворе-ния запросов клиента; формализованность образовательных организаций со стороны государственных, местных и других контролирующих органов; слабое стратегическое мышление руководства, которое приводит к органи-зационной пассивности; недостаточное использование современных методов и технологий управления.
С одной стороны, изменения должны идти со стороны органов власти, в форме предоставления больших свобод в управлении образовательной ор-ганизацией, но с другой стороны, изменения в системе управления образова-тельной организации необходимо начинать изнутри.
Проектирование эффективной модели управления развитием общеоб-разовательного учреждения предполагает обращение к историческому опы-ту отечественной и зарубежной школы, обобщение современного передового опыта управления образовательными учреждениями в России, учет социаль-ной ситуации в стране, регионе и состояние научно-педагогических исследо-ваний по вопросам управления ученическими и педагогическими коллекти-вами, инфраструктурой школы, процессами воспитания и обучения. Эффек-тивность управленческой деятельности определяется реальными результата-ми деятельности образовательной организации.
Умение проектировать модель управления образовательной организа-ции с учетом изменений в содержании и технологии образовательного про-цесса будет способствовать достижению высокого качества образования.
Несмотря на повышенное внимание ученых и практиков к проблеме повышения эффективности управления в образовательных организациях остается тенденция применения традиционных управленческих моделей, ко-торые не отражают современное состояние и требования, предъявляемые к образовательной организации.
Цель исследования: определить модель управления современной обра-зовательной организацией, обеспечивающую высокую эффективность ее дея-тельности и качество образования.
Объект исследования: управление современной образовательной орга-низацией.
Предмет исследования: модель управления общеобразовательной ор-ганизацией.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.
1. Раскрыть сущность и особенности управления в сфере образования.
2. Изучить современные модели управления образовательной органи-зацией.
3. Провести оценку составляющих модели управления современной школой на примере КГУ «Пресногорьковская общеобразовательная школа».
4. Оценить влияние модели и стиля поведения директора школы на эффективность управления.
Методы исследования определялись его целью, необходимостью раз-решения методологических, теоретических и практических проблем.
Теоретические методы: анализ педагогической, философской, психоло-гической и социологической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, регламентирующих управление
Заключение:
Таким образом, с помощью эмпирических методов исследования были определены стили управления руководителей образовательных учреждений, также было оценено влияние стиля на эффективность организации в целом.
Руководители и их заместители данных учреждений имеют в основном смешанный стиль руководства (авторитарный — демократический), но с раз-ной степенью выраженности. Обращает на себя внимание то, что выражен-ность конкретных личных качеств, управленческих способностей у руково-дителей, различающихся по типу индивидуального стиля руководства, не одинакова.
Можно сделать вывод, что тип индивидуального стиля руководства за-кономерно связан с личностными качествами руководителей.
Соответственно, значимость и иерархическая структура личностных качеств руководителей, заместителей будет меняться и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет, сложившаяся система отношений с педагогическим коллективом и пр.).
Руководитель, обладая определенным уровнем управленческих спо-собностей, личностных качеств может правильно выстроить свои взаимоот-ношения, создать благоприятный психологический климат, определенный тип поведения с педагогическим коллективом, направить его деятельность на достижение высоких результатов.
Руководители, развивая и совершенствуя свои личностные качества, ориентируясь на реальность, безусловно, могут повысить эффективность своего образовательного учреждения. Руководитель, который желает до-биться высоких результатов в управленческой деятельности не может позво-лить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей управленческой деятельности.
Эффективный руководитель – это руководитель, обладающий не толь-ко властью, статусом лидера в коллективе, ориентированный не только на деятельность образовательного учреждения, но и на развитие, поддержание, как всего коллектива, так и отдельных его членов.
Для достижения оптимальных результатов необходимо стремиться адекватно, оценивать ситуацию, творчески анализировать объективные огра-ничения и субъективные возможности их преодоления, прогнозировать по-следствия принимаемых решений, реально оценивать возможности подчи-ненных, как руководителей, так и исполнителей, опираться на тот стиль управления, который следует из психологических и личных характеристик руководителя. при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента.
По результатам исследования были сформулированы рекомендации по оптимизации стиля управления руководителям образовательных учрежде-ний:
изменить авторитарный стиль руководства на «адаптивный» стиль, проявляющийся в умении руководителя вести себя в зависимости от требо-ваний реальной ситуации;
использовать в процессе решения управленческих задач потенциальные возможности коллектива: профессиональный, интеллектуальный, творческий потенциал;
главным ориентиром избрать создание благоприятной рабочей среды, оказание психолого-педагогической поддержки членов своего коллективу для их реализации потенциальных возможностей.
Представляется, что предложенные рекомендации по совершенствова-нию стиля управления руководителей образовательных учреждений действи-тельно являются эффективными.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты исследования моделей управления современ-ной школой
1.1. 1. Сущность и особенности управления в сфере образования
Управление в сфере образования требует решения множества разнооб-разных и сложных задач в условиях постоянно меняющегося общества и требований, предъявляемым социумом к качеству образования.
Для построения концепции управления образовательной системой (ор-ганизацией) необходимо проанализировать суть сложившегося понятия «управление» и выбрать научно-обоснованный поход к созданию систем управления в образовании.
В ранних исследованиях теории управления (А. Файоль, М. Вебер) ставился акцент на «руководстве и контроле», сейчас на «управлении» в свя-зи с тем, что объект управления (образовательное учреждение) является бо-лее динамичным, автономным, что снижает функции контроля в процессе демократизации и автономности учреждений.
Термины «управление» и «руководство» имеют общий управленческий смысл и в то же время между ними есть различия. Так, в ряде зарубежных теорий (Э. Воутилайнен, Й. Ниссенен, П. Поренне, Т. Санталайнен) суще-ствует деление на управление деятельностью и руководством людьми.
В отечественной науке также предпринята попытка (В.С. Пикельная) разделения понятий «управление» и «руководство»: «руководство» осу-ществляется каким-то одним лицом, в то же время как «управление» – это деятельность, которая направляет и регулирует общественные отношения посредством какого-то специально созданного органа; «руководство» шире «управления».
Кроме того, в образовательной сфере термин «руководство» часто свя-зывают с предоставлением педагогической помощи и методических рекомен-даций в учебной работе с использованием различных механизмов инструк-тирования [6], что обуславливает применение данного термина в семантиче-ской конструкции «методическое руководство