Курсовая с практикой на тему Модели образовательной среды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогических подходов к понятию «образовательная среда» в современных исследованиях 5
1.1. Сущность понятия «образовательная среда» 5
1.2. Построение универсальной информационной образовательной среды 9
Глава 2. Анализ основных моделей образовательной среды 13
2.1. Основные теоретические модели образовательной среды 13
2.2. Анализ современной образовательной среды 19
Заключение 24
Список используемой литературы 27
Введение:
Актуальность работы. В отечественной педагогической психологии особый интерес представляют исследования последних десятилетий, посвященные образовательной среде.
Истоки данного направления заложены еще Л.С. Выготским, который считал, что человек «вступает в общение с природой не иначе как через среду, и в зависимости от этого среда становится важнейшим фактором, определяющим и устанавливающим поведение человека» [4, с. 12]. Среда понималась им как культурно-историческая реальность, интегрирующая в себе весь предшествующий опыт развития человечества и состоящая из предметов, имеющих для человека определенное значение.
Образовательная среда – это система социальных, культурных и специально организованных психолого-педагогических условий образовательного учреждения. В результате взаимодействия с ними у индивида происходит становление личности и меняется мировосприятие.
Образовательная среда – это категория, которое в последнее время стала широко использоваться в процессе обсуждения и исследования проблем образования. Этот термин, однако, содержательно не устоялся и до сих пор трактуется разнообразно. Рассмотрение понятие образовательной среды происходит с точки зрения позиций, которые больше относятся к современному пониманию образования в качестве области социальной жизни. Здесь среда рассматривается как фактор образования. Логика исследования подвела к необходимости раскрывать, прежде всего, понятие «среда» в качестве родового для категории «образовательная среда».
Среду определяют по-разному. Например,
Заключение:
Таким образом, существующие модели образовательной и рассматриваемые в них особенности взаимодействий человека и среды комплексно описывают данные особенности, выделяют в качестве основных целей взаимодействий развитие школьников, структурируют ОС в соответствии с ее функциями, предоставляют методологические и методические основания для ее экспертизы, задают направления развития самой среды с точки зрения определенного результата.
Вместе с тем, являясь теоретической и методологической основой для решения сложные общепсихологических и прикладных психолого-педагогических задач, данные модели недостаточно раскрывают процессуальные и динамические аспекты целостной системы взаимодействий развивающегося человека и образовательной среды, рассматривают динамику ее отдельных структур или объединенных структур (субъектов коммуникативных взаимодействий у В.В. Рубцова, личности учащегося у В.А. Ясвина, целостного человека у В.И. Слободчикова, субъектов образовательного процесса у В.И. Панова) в связи с достижением определенных результатов и целей развития, акцентируя внимание, в основном, на результативном аспекте взаимодействий.
Динамичность (в смысле изменений, движения от одного состояния к другому) целостной системы «человек – образовательная среда» является необходимым условием ее существования в силу специфичности главного субъекта взаимодействий – развивающегося школьника. В
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ психолого-педагогических подходов к понятию «образовательная среда» в современных исследованиях
1.1. Сущность понятия «образовательная среда»
Тенденции развития современного профессионального образования указывают на приоритетное значение среды, в которой происходит становление студента как профессионала.
Поэтому одной из основных задач учебных заведений является создание условий, способствующих формированию социально активной, самостоятельной, творческой личности профессионала. Образовательная среда играет важную роль в развитии личности, студент своими действиями и поступками активизирует компоненты среды, адаптируя ее к своим интересам, потребностям и возможностям.
Рассмотрим основные методологические подходы, на которых базируются современные исследования, с целью определения основных направлений в проектировании образовательной среды вуза. Системный подход предполагает рассмотрение образовательной среды как сложной целостной системы, состоящей из элементов и системообразующих связей.
Проектирование образовательной среды в вузе в виде системы позволяет определить недостающие интегративные свойства и качественные характеристики, которые необходимы для составляющих систему элементов [11, с. 68]. Это является достоинством системного подхода, так как анализ состояния образовательной среды и выявление ее недостатков дает возможность корректировать структуру системы и принципы взаимодействия элементов, тем самым сформировать иные эффективные характеристики данной среды.
Однако в отличие от системного подхода, с точки зрения синергетического подхода под образовательной средой понимают открытую, неравновесную систему, в которой за счет совместного действия