Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ 6
1.1 Сущность интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.2 Научно-теоретические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3 Модели интеграции детей с ОВЗ 14
2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 18
2.1 Организация и реализация инклюзивной модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, представленной в форме экстернальной интеграции в условиях комбинированного детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи 18
2.2 Создание современной образовательной среды в рамках инновационного проекта «партнёрство детского сада, семьи и школы в сенсорной интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена необходимостью модернизации тра-диционных форм и методов воспитательной деятельности детей с ОВЗ. В свя-зи с реформированием многих сфер общества, в том числе усовершенствова-ния образовательной системы, традиционные формы деятельности становят-ся малоэффективны и не приносят желаемого результата. Набирает развитие инклюзивная (inclusion – включение; inclusive – включение в себя) практика, подразумевающая под собой включение детей с ОВЗ в среду здоровых детей и их совместное обучение. Однако существует ряд проблем для инклюзивно-го образования. Во-первых, это отсутствие в образовательных учреждениях специализированного оборудования для комфортного обучения в них детей-инвалидов. Во-вторых, существуют социально-психологические проблемы детей с ОВЗ, связанные с их индивидуальными особенностями, что также усложняет их инклюзивный процесс. В-третьих, у людей, без физических от-клонений бытует стереотипное мнение об инвалидах, как о «иных» людях, в связи, с чем общество, в том числе педагоги и дети порой не готовы взаимо-действовать с данной категорией населения. В-четвертых, российское зако-нодательство, нацеленное на всестороннее поддержание инвалидов, часто ставит во главу мероприятия по социальной защите данной категории насе-ления, а не предусматривает меры по их реабилитации и социальной инте-грации. Однако, инклюзивная воспитательная система, в большинстве случа-ев, строится на традиционном воспитании, которое направлено на получение формальных знаний, а не на развитие личностного потенциала учащегося.
Таким образом, исследование детей с ОВЗ в среде инклюзивного обра-зования представляет собой довольно значимую проблему, а результаты ис-следования дают возможность оценить современное состояние этого процес-са и определить пути преодоления негативных тенденций на современном этапе.
Теоретическое обоснование инклюзивного образования в образова-тельных учреждениях разрабатывалось в научных исследованиях Н. П. Ар-тюшенко, Б. В. Беляевским, Б. П. Бруновым, И. П. Весельевой, Г. Н. Ищенко, Ю. В. Мельник, Л. Е. Олтаржевской.
Объектом исследования является инклюзивное образование как фактор социально-культурной интеграции и адаптации детей с ограниченными воз-можностями здоровья.
Предметом изучения являются особенности воспитательной и образо-вательной среды дошкольного образовательного учреждения как базы для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель — исследовать особенности воспитательной и образовательной среды дошкольного образовательного учреждения как базы для интеграции детей с ограниченными возможностями здоров.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие за-дачи:
— исследовать сущность интеграции людей с ограниченными возможно-стями здоровья;
— представить научно-теоретические основы интегрированного и ин-клюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
— изучить модели интеграции детей с ОВЗ;
— раскрыть особенности организации и реализации инклюзивной моде-ли получения дошкольного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, представленной в форме экстернальной интеграции в условиях комбиниро-ванного детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи;
— рассмотреть возможности создания современной образовательной среды в рамках инновационного проекта «партнёрство детского сада, семьи и школы в сенсорной интеграции дошкольников с ограниченными возмож-ностями здоровья».
Гипотеза исследования состоит в предположении, что воспитательная и образовательная деятельность детей с ОВЗ, будет способствовать социально-культурной интеграции и адаптации, если:
1. Педагогическими работниками используются принципы инклюзив-ной практики в процессе организации воспитательного процесса детей с ОВЗ.
2. Внедряются современные формы и технологии воспитания детей с ОВЗ в процессе совместной деятельности с родителями.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследо-вания. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литерату-ры.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образова-тельной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными воз-можностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить по-требности как семьи, так и государства Дети с ограниченными возможностя-ми здоровья (ОВЗ) — это дети-инвалиды и дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуж-дающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения — это за-кономерный этап развития специального (коррекционного) образования в любой стране мира, в том числе и в России.
Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекци-онной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жиз-ни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования.
Необходимо осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка и возможности выбора полезной и доступной для него мо-дели интеграции:
постоянная частичная интеграция эффективная для детей, которые спо-собны наравне с нормально развивающимися сверстниками овладевать не-большой частью необходимых умения и навыков, проводить с ними только часть времени;
временная частичная интеграция, при которой все воспитанники специ-альной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого раз-вития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для про-ведения совместных различных мероприятий;
постоянная полная интеграция может быть эффективна для детей, кото-рые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют воз-растной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению и воспитанию. Такие дети по 1-2 человека включа-ются в обычные группы детского сада, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь специалистов;
эпизодическая интеграция — целенаправленная организация минималь-ного взаимодействия детей с ограниченными возможностями со сверстника-ми.
На сегодняшний день в практической деятельности дошкольных учре-ждений реализуются несколько разнообразных моделей организации психо-лого-педагогической помощи детям с ОВЗ, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения:
Группы кратковременного пребывания для осуществления индивидуа-лизированной коррекционно-развивающей работы с детьми со сложными нарушениями развития. Необходимость таких групп обусловлена тем, что не все дети с тяжелыми нарушениями развития способны сразу адаптироваться к коллективу сверстников. Часть детей впоследствии переходят в специали-зированные группы и успешно адаптируются к коллективу сверстников и режиму жизни детского сада, некоторые успешно адаптируются к массовой группе, где продолжается индивидуальная работапо сопровождению ребен-ка.
Индивидуальная работа с детьми, интегрированными в общеобразова-тельные группы Часть детей по заключению психолого-медико-педагогического консилиума может быть переведена в массовые группы. В этом случае коррекционно-развивающая работа проводится дефектологами, психологами, воспитателями группы. Они тщательно и всесторонне изучают ребенка, четко планируют программу индивидуальной работы и последова-тельно, поэтапно реализуют ее, обязательно привлекая родителей.
Консультативные группы, группы общения, развития подготовки к школе и пр. для детей с нарушениями в развитии, не посещаощих ДОУ. На специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с пси-хологом, дефектологом, педагогом дети приобретают необходимые умения и навыки адаптации, готовности к школе и пр. Необходимость такой модели особенно актуально на данный момент в силу нехватки мест в дошюлы-ныхобразовательных учреждениях, недостаточности специализированных групп в детских садах.
Одна из основных задач ДОУ по осуществлению интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство состоит в организации условий, благоприятных для профилактики или пре-одоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие заболевания, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционально-го, коммуникативного, физического развития детей данной категории.
Квалифицированная поддержка семьи, воспитывающей ребенка с огра-ниченными возможностями здоровья, помогает преодолеть дополнительные воздействия на личность ребенка, осознать собственные возможности, спо-собности. Важнейшее условие преодоления негативных переживаний у роди-телей, имеющих ребенка-инвалида — включение их в активную деятельность, прежде всего связанную с воспитанием ребенкa.
Несомненно, что эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки кадров. Целью такой подготовки является овладение воспитателями ДОУ дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возмож-ность квалифицированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.

 

Фрагмент текста работы:

 


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
1.1 Сущность интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья

Существует несколько вариантов социальной интеграции людей с ОВЗ: интеграция посредством спортивной деятельности, игровой деятельности, образовательного процесса и других видов активности. В настоящее время социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья (да-лее – ОВЗ) является приоритетным направлением государственной политики многих стран, по причине того, что каждый десятый член общества относит-ся к этой категории лиц. У многих лиц данной категории остается нереализо-ванный потенциал, они могли бы стать активными членами общества, однако зачастую не хватает условий для их полноценной жизнедеятельности. Обра-тимся к определению социальной интеграции, о которой в дальнейшем пой-дет речь.
Существует немало определений социальной интеграции. Видный ис-следователь интеграции людей с ОВЗ в общество Зайцев Д.В., применитель-но к вопросу инвалидности, трактует интеграцию как процесс и одновремен-но систему включения инвалида в различные социальные группы и отноше-ния посредством организации совместной деятельности (игровой, образова-тельной, трудовой) [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы