Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Модель комедийного диалога в драматургии А.Н. Островского и А.П. Чехова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования комедийного
диалога. 5

1.1 Понятие «диалог» в научных исследованиях. 5

1.2 Роль диалога в литературном произведении. 9

Глава 2. Модель комедийного диалога в русской драматургии. 14

2.1 Модель комедийного диалога в пьесе А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»……………………………………………………………………………..14

2.2 Модель комедийного диалога в водевиле А.П. Чехова
«Предложение». 21

Заключение. 29

Список литературы. 31

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что диалоги в
художественном произведении максимально полно передают особенности характера
персонажей. Диалог является основной формой разговорной речи, значит, в них
можно использовать характерные черты разговорного русского языка, что не всегда
уместно в авторском тексте. В драматургическом произведении диалог становится
единственной формой речи, следовательно, автор должен именно через диалоги
выразить свою основную мысль. Анализ модели диалогов позволит раскрыть факторы,
формирующие текст.

Драматургия А.Н.
Островского и А.П. Чехова относится к числу лучших комедийных произведений
данного жанра. Драматургические произведения А.Н. Островского до сих пор с
успехом идут на сцене и экранизируются. Это говорит о том, что их автор уловил
знаковые для русской культуры черты, и талантливо воплотил их в своем
творчестве. Пьесы А.Н. Островского, несмотря на их комизм, часто строятся
вокруг сложных социальных проблем, иногда доходя до трагикомедии. Так, в пьесе
«Не был ни гроша, да вдруг алтын» (1872) поднимаются такие сложные проблемы,
как бедность, взяточничество в судах, бесправие людей, хотя счастливая концовка
пьесы смягчает впечатление от описываемых драматургом ситуаций.

А.П. Чехов создал целый
ряд пьес, которые известны не только в России, но и в мире. Чеховские
театральные пьесы («Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры») признаны в качестве
шедевров, но Чехов писал также и одноактные водевили. Несмотря на то, что
чеховские пьесы и водевили часто не кажутся смешными современному человеку, сам
автор даже пьесу «Вишневый сад» считал комедией. Чеховский комизм своеобразен,
так как связан с непониманием персонажами себя и других людей (что сам
драматург Чехов считал комедийным сюжетом). Водевили А.П. Чехова в настоящее
время не так известны, как его пьесы и рассказы; но они связаны с чеховским
мировоззрением и стилистикой, и заслуживают изучения в контексте его
творчества. Анализ модели комедийного
диалога в драматургии А.Н. Островского и А.П. Чехова позволит лучше понять
особенности их творчества, что и объясняет актуальность данной темы. Объектом данного
исследования являются комедийные диалоги в драматургии А.Н. Островского и А.П.
Чехова.

Предметом исследования является модель
комедийного диалога в драматургии А.Н. Островского и А.П. Чехова (на материале
пьесы Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и водевиля Чехова
«Предложение»). Целью исследования является анализ модели
комедийного диалога в драматургии А.Н. Островского и А.П. Чехова (на материале
пьесы Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и водевиля Чехова
«Предложение»).

Задачи исследования:

1) рассмотреть особенности драматургии как
жанра;

2)
рассмотреть роль диалога в литературном произведении;

3)
проанализировать модель комедийного диалога, представленную в драматургии А.Н.
Островского;

4)
проанализировать модель комедийного диалога, представленную в драматургии А.П.
Чехова. Практическая
часть работы выполнена на материале драматургических
произведений А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) и А.П.
Чехова «Предложение» (1888).

Методы
исследования.
В работе применялся метод анализа и синтеза, стилистический анализ.

Структура
исследования
обусловлена целями и задачами исследования. Работа содержит введение, две главы
по теме исследования, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Драма
– это жанр литературы, тесно связанный с театром. Драматургическое произведение
(пьеса или водевиль) написано автором, как литературное произведение, но оно
разыгрывается актерами. Нет никаких правил того, как создавать драматическое
произведение, этот жанр дает свободу для творческого самовыражения автора. Но,
так как драматическое произведение
рассчитано на воспроизведение перед публикой, в нем часто поднимаются
социальные темы. В прошлом (от античности до середины ХIХ века) драматические произведения
тяготели к эффектности, гиперболе, экспрессивности. Диалоги персонажей
перемежались долгими монологами, диалоги и монологи произносились с пафосом, «на
публику».

С середины ХIХ века наметилась тенденция к
психологической достоверности пьес, что особенно заметно в драматических
произведениях таких драматургов, как А.И. Островский и А.П. Чехов. В их
произведениях отсутствуют наигранность, неестественные сюжеты, пафосные
монологи, неправдоподобные персонажи и т.п. Оба драматурга стремились к достоверности
происходящего на сцене, к реалистичности характеров и диалогов.

Во второй главе мы рассмотрели модели
комедийного диалога в драматургии А.Н. Островского и А.П. Чехова (на материале
пьесы Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) и водевиля Чехова
«Предложение» (1888)). Структура
диалогов в пьесе А.Н. Островского отличается соответствием значения и смысла,
реплики имеют понятное содержание и не содержат подтекста. Это позволяет
персонажам хорошо понимать друг друга. Показателем взаимопонимания становятся
повторы, подхваты реплик, неполные предложения. Зрители тоже втягиваются в
создаваемую ситуацию, и поэтому им понятны даже краткие и однословные высказывания
персонажей. Комизм ситуации часто возникает из-за того, что персонаж на время
«выпадает» из диалога, например, неправильно понимая смысл какого-нибудь слова,
и только постепенно осознает смысл ситуации. Особенностью пьесы можно назвать
то, что разговоры персонажей часто не сопровождаются никакими физическими
действиями, но речь персонажей Островского настолько интересная, что выражает
характер и мировоззрение персонажей. Комизм часто строится именно на том, что
персонаж имеет смешной или нелепый характер, выражает в своих словах нелепый
взгляд на мир. Пьеса «Не было ни гроша, да вдруг алтын»
строится на типичном для русской драматургии сочетании комедии и трагедии, что,
безусловно, не могло не повлиять на диалоги. Персонажи часто обсуждают
невеселые темы, и, чтобы приблизить диалоги к комедии, Островский наполняет диалоги персонажей поговорками,
фразеологизмами, трансформированными фразеологизмами, забавными фразами,
вызывающими смех у зрителей.

Драматический
диалог в водевиле А.П. Чехова «Предложение» связан с типом конфликта.
Комедийный конфликт в водевиле связан с тем, что персонажи не понимают, чего
они хотят, в результате чего они теряют цель своих действий, начинают спорить
из-за пустяков, запутываются в происходящем, что и определяет комизм диалогов,
наполненных спорами, криками, оскорблениями. Чехов усложняет характеры
действующих лиц, делая героев «Предложения» упрямыми и неуживчивыми людьми, что
тоже приводит к комическим репликам, так как никто не желает уступить друг
другу последнее слово в споре. Кроме того, А.П. Чехов наполняет диалоги забавными
и смешными словами, что тоже добавляет комизма.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы исследования комедийного диалога в драматургии

1.1 Особенности
драматургии как жанра

В литературоведении
драма – это изображение вымышленных или не вымышленных событий через исполнение
на сцене письменного диалога (прозы или поэзии). Драмы обычно называются пьесами,
а их создатели известны как «драматурги». Пьеса – это
форма литературного произведения, написанного драматургом, которое, как
правило, состоит из диалогов между персонажами и предназначено для чтения или
театрального исполнения. Термин «пьеса» относится как к письменным текстам
драматургов, так и к их театрализованному исполнению.

Термин «драма»
происходит от греческих слов δρμμα (действие) и δράω (действовать). Две
знаковые маски древнегреческой драмы – это смеющееся лицо и плачущее лицо. Эти
маски являются символами двух древнегреческих муз: Талии, музы комедии, и
Мельпомены, музы трагедии.

Драма принадлежит
одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с
тем воспринимается и в чтении. В прошлом тексте часто становился основой для
импровизации; только в последние триста лет текст драматурга стал
восприниматься как обязательный к исполнению, до этого актеры могли широко
отходить от текста и импровизировать.

Драма сформировалась
на основе эволюции театральных представлений. Выдвижение на первый план
актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее
возникновение как рода литературы [12, с. 186].

Драма – это
конфликт. Чтобы сделать свои пьесы драматичными, драматурги стремятся
постепенно создавать у зрителей чувство напряжения по мере развития сюжета.
Драматическое напряжение нарастает по мере того, как аудитория начинает
задаваться вопросом: «Что будет дальше?», и старается предвидеть исход событий.

Драматическое
напряжение нарастает на протяжении всего сюжета, пока не обнаруживается
захватывающий или непредвиденный кульминационный момент. Кульминация – это
центр драмы, когда эмоциональность доходит до высшей точки.

Для понимания сути
драматического произведения надо понимать, что оно предназначается для
коллективного просмотра. Если поэзия или прозаическое произведение можно читать
в одиночестве, то на постановку пьесы не может прийти один человек. Поэтому
драма всегда тяготела к описанию сложных общественных проблем.

Суть драмы
сводится к противостоянию двух ключевых персонажей, или к противостоянию
личности и условий ее существования. При этом действие либо прослеживается от
завязки до развязки, захватывая большие промежутки времени, либо берется лишь в
его кульминационном моменте, близком к развязке (например «Бесприданница»
А. Н. Островского).

Классическая
эстетика XIX в. абсолютизировала эти принципы построения. Однако у
А. П. Чехова одновременно развертывается несколько равноправных
сюжетных линий. Нередко в современной драме преобладает действие внутреннее,
при котором герои не столько совершают что-либо, сколько переживают
устойчиво-конфликтные ситуации и напряженно размышляют.

Виды драмы
многообразны [20].

Комедия: легкие по
тону, комедии предназначены, чтобы заставить зрителей смеяться и, как правило, события
приходят к счастливому концу. Комедии помещают необычных персонажей в необычные
ситуации, заставляя их делать и произносить смешные вещи.

Комедия также
может быть саркастической по характеру, заставляя зрителей задумываться над
серьезными темами. Существует несколько жанров комедии, включая романтическую
комедию, сентиментальную комедию и трагикомедия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы