Курсовая с практикой на тему Модель индивидуальной коррекционно-развивающей программы для детей дошкольного возраста с учетом ведущего нарушения в их развитии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Сущность и содержание понятий «коррекционно-развивающая деятельность», «индивидуальная коррекционно-развивающая программа» 5
1.2 Сравнительный анализ коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного возраста в России и за рубежом 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с учетом ведущего нарушения в их развитии в образовательной организации (г. Мегион, Детский сад № 10 «Золотая рыбка») 12
2.1 Анализ коррекционно-развивающей деятельности специалистов с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения, как ведущего нарушения в развитии 12
2.2 Результаты исследования 14
2.3. Совершенствование модели индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением зрения, как ведущего нарушения в развитии 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность темы исследования. Тема индивидуальной коррекции дошкольников всегда была и остается актуальной. В последнее время в Рос-сии все больше внимания стало уделяться проблемам детей-инвалидов и внедрению инновационных технологий их реабилитации и адаптации к жиз-ни в обществе. Как показывает опыт уже имеющихся исследований в этой сфере, существовавший в социальной политике нашей страны в прошлом столетии медико-социальный подход показал свою неспособность, поскольку не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем её жизнен-ной устойчивости. Данный подход сформировал у многих инвалидов потре-бительскую установку к обществу, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, стремление переложить на других ответственность за организа-цию своей собственной жизни, досуга, развития себя как полноценной лично-сти. В результате инвалиды, как отмечают исследователи, имеют огромный психологический барьер при взаимодействии с социальной микросредой, барьер, состоящий из страхов, а также незнания как своих собственных сил, так и той общественной среды, с которой они общаются [9].
Цель исследования: проанализировать модель индивидуальной кор-рекционно-развивающей программы для детей дошкольного возраста с уче-том ведущего нарушения в их развитии.
Объект исследования: модель индивидуальной коррекционно-развивающей программы для детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: модель индивидуальной коррекционно-развивающей программы для детей дошкольного возраста с учетом ведуще-го нарушения в их развитии.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание понятий «коррекционно-развивающая деятельность», «индивидуальная коррекционно-развивающая программа»
2. Провести сравнительный анализ коррекционно-развивающих про-грамм для детей дошкольного возраста в России и за рубежом
3. Проанализировать коррекционно-развивающую деятельность спе-циалистов с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения, как веду-щего нарушения в развитии
4. Проанализировать результаты исследования
5. Рассмотреть совершенствование модели индивидуальной коррекци-онно-развивающей деятельности для детей дошкольного возраста с наруше-нием зрения, как ведущего нарушения в развитии
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как ме-тодологической основы ФГОС дошкольного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Бра-тусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: наблюдение, беседа;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обо-гащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной дея-тельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организа-циях дополнительного образования детей. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Проведенный анализ теоретических источников ключевого понятия «коррекционно-развивающая деятельность», позволяет утверждать, что «коррекционно-развивающая деятельность» — это комплекс мер по организации и проведению работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности при освоении программного материала.
Проведенный анализ теоретических источников ключевого понятия «индивидуальная коррекционно-развивающая программа», позволяет утверждать, что «индивидуальная коррекционно-развивающая программа» — это индивидуальный комплекс мер по организации и проведению работы с конкретным ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что в программах можно использовать различные технологии.
Цель коррекционно-развивающей деятельности:
— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственность, моральную чистоту и физическое совершенство, способную решать возникающие проблемы и преодолевать трудности;
— формирование отношения к самому себе и к окружающим, т.е. такое воспитание, при котором человек осознает свои индивидуальные, интеллек-туально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, четко представляет характер своих отношений с отдельными людьми, окружающим обществом и миром;
— воспитание компетентной личности, не только правильно понимаю-щей и адекватно оценивающей свои связи и строящей социально приемлемые отношения и взаимодействия как с людьми, страдающими нарушением зре-ния, так и с нормально видящими; умеющей быть бесконфликтной и предот-вращать проявления напряженности и непонимания в обществе;
— развитие самосознания, создание условий для формирования само-определения, самореализации и самоутверждения, которые предполагают осознание ребенком настоятельной необходимости в непрерывном позитив-ном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств, а также умения найти формы и способы дальнейшего саморазвития.
Задачи коррекционно-развивающей деятельности:
— выявление и развитие природных задатков и возможностей ребенка в разнообразной социально полезной и личностно значимой деятельности;
— формирование и совершенствование навыков общения в разнообраз-ных ситуациях;
— формирование самосознания и чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, правильного отношения к сво-ему дефекту, потребности и умения планировать и реализовывать жизненные цели, способности к самопознанию, саморегуляции и объективной самооцен-ке;
— формирование в процессе деятельности культуры поведения, соответ-ствующего гуманистическим нравственным нормам общества;
— формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в самовоспитании и самообразовании;
— развитие потребности в здоровом образе жизни, приобщение к заня-тиям физической культурой и спортом;
— формирование положительного отношения к труду, готовности к тру-довой деятельности;
— предупреждение формирования отрицательных личностных качеств, манер поведения, которые могут возникать как следствие нарушения зрения;
— выработка компенсаторных знаний, умений и навыков, повышающих эффективность реабилитации и последующей интеграции.
Этапы коррекционно-развивающей деятельности:
1. Формирование экспериментальной группы
2. Подбор диагностического инструментария для обследования
3. Анализ результатов диагностики
4. Организация формирующего этапа
5. Контроль полученных результатов диагностики.
Для выполнения цели и задач исследования было проведено исследо-вание.
Занятия проводят с учетом предусмотренного учебного плана 4-5 раз в неделю по 40 минут. Состав группы 6 человек. Существенным отличием яв-ляется трудность проведения фронтальной работы, обусловленной рядом специфических причин. У детей выявлен низкий уровень зрения.
Большинство детей при назывании реального объекта и/или 5 предмет-ных изображений ошибаются более двух раз.
У большинства детей прослеживание обеих линий до конца, более трех остановок и сдвигов с линий, следовательно развитие зрительно-моторных координаций находится на среднем уровне.
У большинства детей средний уровень ориентировки в схематическом рисунке.
У большинства детей средний уровень способности восстанавливать целое предметное изображение из частей по образцу.
Для реализации задачи был создан кружок «Ритмическая гимнастика» который посещали дети экспериментальной группы в количестве 6 человек.
На основе методических рекомендаций был разработан план – про-грамма работы кружка «Ритмическая гимнастика» цели и задачи которой способствуют развитию не только координационных способностей детей, но и пластичности, красоты и точности движений.
Программа включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координационных способностей, серию упражнений по ритмике.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и содержание понятий «коррекционно-развивающая деятельность», «индивидуальная коррекционно-развивающая программа»
Рассмотрим понятие «коррекционно-развивающая деятельность» разных авторов.
Таблица 1 – Трактовки отечественных авторов понятия «коррекционно-развивающая деятельность»
Барсукова, О. В. [3], Беженцева, Л. И. [4], Замский Х.С. [9], Курдыбайло С. Ф. [14] близки в понимании данного понятия, них описаны все особенности данной деятельности.
Кожухова, Н.Н. Mabdell [27] S., Soggech B. [27]выделяют лишь коррекцию недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.
С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, Г. Н. Лапина, О. Ю. Похоруков [12], Лисовский, В. А. [15], Miller W. R. [28], Ervin S. M., Moskowitz A. [28]отмечают лишь часть особенностей коррекционно-развивающей деятельности.
Проведенный анализ теоретических источников ключевого понятия «коррекционно-развивающая деятельность», позволяет утверждать, что «коррекционно-развивающая деятельность» — это комплекс мер по организации и проведению работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности при освоении программного материала.
Таблица 2 – Трактовки отечественных авторов понятия «индивидуальная коррекционно-развивающая программа»
Источник: составлено автором
Барсукова, О. В. [3], Беженцева, Л. И. [4], Курдыбайло С. Ф. [14], Кожухова, Н.Н. [10], Mabdell S., Soggech B. [27], С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, Г. Н. Лапина, О. Ю. Похоруков [12], Лисовский, В. А. [15], Miller W. R., Ervin S. M., Moskowitz A. [28] отмечают полное определение данного понятия, которое заключается в индивидуально разрабатываемой программе для ребенка с ОВЗ.
Замский Х.С. [9] приводит менее содержательное понятие.
Проведенный анализ теоретических источников ключевого понятия «индивидуальная коррекционно-развивающая программа», позволяет утверждать, что «индивидуальная коррекционно-развивающая программа» — это индивидуальный комплекс мер по организации и проведению работы с конкретным ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
1.2 Сравнительный анализ коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного возраста в России и за рубежом
Рассмотрим коррекционно-развивающие программы и их особенности.