Курсовая с практикой на тему Модальные глаголы в современном английском языке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ В ЯЗЫКЕ 5
1.1 Понятие модальности………..………………………………………………….5
1.2 Классификация модальных глаголов в английском языке 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСОМ ЯЗЫКЕ 17
2.1 Модальные глаголы в художественной литературе 17
2.2 Частотность модальных глаголов в художественном тексте 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
В лингвистике модальные глаголы считаются одной из самых противоречивых лексико-грамматических разрядов слов. Модальные глаголы до сих пор не получили полного объяснения в связи с их многоплановостью, специфичностью языкового выражения и прочими особенностями, отличающими их от других глаголов. Эти сложности в их описании связаны со сложностью самого понятия «модальность».
В лингвистике модальность – это выражение отношения говорящего к содержанию его высказывания. Модальность – это обязательная категория любого текста и любого устного высказывания, как его формализованная составляющая. Так же как в любом языке не существует текста стилистически нейтрального, так не существует текста, лишенного модальности. Любое устное высказывание имеет автора, и он тоже всегда высказывает свое отношение к сообщению.
Модальность присуща и любому художественному тексту, так как он является результатом субъективного авторского осмысления действительности и, естественно, отражает не просто мир, но мир, увиденный глазами автора. Поэтому любой художественный текст тоже полон средствами выражения модальности, то есть отношения автора к тому, о чем он пишет.
Модальность можно выразить различными средствами языка (не только модальными глаголами). Но модальные глаголы относятся к наиболее явному способу выразить модальность. Нужно отметить, что каждый язык имеет свою систему выразить модальность, и системы модальных глаголов заметно отличаются в разных языках. Modal verbs или модальные глаголы в английском языке – это глаголы, которые не имеют собственного значения и применяются для того, чтобы выразить модальность, то есть отношение говорящего к какому-либо действию. Соответственно, они могут использоваться исключительно в связке с другим глаголом.
Актуально рассмотреть модальные глаголы в современном английском языке, так как модальные глаголы английского языка употребляются в речи достаточно часто, их необходимо знать, чтобы придавать предложениям смысл. Употребление модальных глаголов со временем меняется. Одни модальные глаголы употребляются все чаще, другие – все реже.
Объектом исследования является категория модальности английского языка.
Предметом исследования являются модальные глаголы в англоязычном художественном тексте.
Целью данного исследования является выявление и описание закономерностей использования модальных глаголов в англоязычном художественном тексте.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) рассмотреть категорию модальности в английском языке;
2) представить классификацию модальных глаголов английского языка;
3) рассмотреть конкретные примеры использования английских модальных глаголов в англоязычном художественном тексте;
4) выделить частотность использования разных модальных глаголов в англоязычном художественном тексте.
Методами исследования послужили: метод анализа научной литературы, описательный метод, метод контекстуального анализа, метод интерпретации языковых фактов.
Теоретическую базу данной работы составили труды лингвистов, посвященные проблеме модальности (В.В. Виноградов, Л.С. Ермолаева,
Г.А. Вейхман и др.).
Теоретическая значимость исследования: уточняется представление об использовании модальных глаголов в современном английском языке.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Заключение:
Модальность изучается уже давно. Но поскольку это сложное лингвистическое явление, то взгляды на модальность различны. В самых общих чертах модальность может быть определена как выражение говорящим человеком своего отношения к тому, что он говорит. Как правило, в любом предложении можно найти указание на отношение говорящего, потому что люди обычно отмечают в своем выступлении, достоверна ли сообщенная информация, или это только предположение и т. д.
В английском языке категория модальности может быть выражена различными способами. Это морфологические категории наклонения, времени, сочетания модальных глаголов с инфинитивом, модальные слова, и даже на синтаксическом уровне английского языка модальность может быть выделена с помощью различных конструкций. Модальные глаголы – это особая группа глаголов, которые не имеют собственного значения, и служат только для выражения отношения говорящего человека к какому-то действию. Это может быть выражение необходимости совершения действия, выражение желательности и т.д.
Модальные глаголы рассматриваются как дефективные, т. к. они не имеют одной или нескольких форм, присущих любому нормальному глаголу, а также характеризуются определенным набором правил. Все модальные глаголы тесно связаны с инфинитивной формой глагола.
В английском языке существует от 12 до 19 модальных глаголов (различные грамматики выделяют разные модальные глаголы). Для английского языка это глаголы: can, may, must, ought, shall, dare. С XVI века в эту группу попадают глаголы need и will. Некоторые ученые расширяют группу модальных глаголов, включив в их число такие глаголы и сочетания, как have, be, used to, (had) better, (had) best, be going to, be about to и другие.
Все модальные глаголы можно разделить на группы в зависимости от степени выражения необходимости или большой степени вероятности действия. Часть глаголов выражает идею обязательности действия. Другие модальные глаголы связаны со значением желательности действия, его возможности. Однако модальные глаголы часто имеют несколько значений. Поэтому для точного понимания значения модального глагола необходимо понимать контекст ситуации.
В практической части исследования мы проанализировали роман Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» на предмет частотности использования модальных глаголов. Исследование, проведенное в работе, показало, что в романе было использовано 779 модальных глаголов. Среди них наиболее популярным является модальный глагол could, именно он встречается чаще всех других модальных глаголов. Модальный глагол can тоже составляет значительную часть от общего числа модальных глаголов.
Имея значение возможности или утверждаемой возможности, эти модальные глаголы обладают средней степенью модальности побудительности по отношению к другим глаголам. То, что именно они лидируют по числу использования, показывает, что английский язык в целом тяготеет к небольшой категоричности. По-английски проще выразить совет, чем жесткий приказ.
Второе место по популярности занимают глаголы, выражающие идею обязательного действия. Это модальный глагол must, модальный глагол have to и модальный глагол should. Но и эти глаголы в романе часто выражают не запрет, а желательность, пожелание, совет. Магия в романе преподается не через строгие запреты или команды, а через советы и наставления.
Модальные глаголы may и might также распространены в книге. Оба они выражают разрешение и предположение. Реже всего можно встретить модальные глаголы will, ought и shall. Но это не значит, что английскому языку с этими глаголами пора распрощаться. Может быть, в других художественных произведениях они встречаются чаще.
Фрагмент текста работы:
В современной лингвистике категория модальности проявляет тенденцию к смыканию с категорией субъективности [Панфилов, 1977, с. 10]. Модальные глаголы выражают субъективное отношение к действию (необходимость его совершения, вероятность, возможность его совершения и др.).
Как правило, любое высказывание состоит как из сообщения фактов, так и из выражения своего отношения к ним. Любой факт человек может оценить как желательный, нежелательный, возможный, невозможный и т.д. Анализ категории модальности можно найти в работах В. В. Виноградова, который считает, что в любом предложении можно найти указание на отношение говорящего человека к действительности [Виноградов, 1975, с. 55]. По мнению Э. Н. Алиевой, категория модальности является постоянно действующим признаком предложения [Алиева, 2010, с. 6].
Действительно, модальность (отношение к тому, что сообщается) заложена уже в основе коммуникации между людьми. Редко человек способен просто передать сообщение, практически всегда он одновременно высказывает и свое отношение к этому сообщению, определяет его как достоверное, всем известное и т.д.
Отношение к сообщению может быть также эмоциональным. Пока в лингвистике не определено до конца, как понимать эмоциональное отношение человека к сообщению (выражение им возмущения по поводу информации и т.д.). Например, Ю. Н. Шведова считает, что экспрессивное отношение к сообщению является модальным [Шведова, 1960, с. 79]. Но есть и прямо противоположная точка зрения – что эмоциональное отношение к высказыванию не является модальным [Ваулина, 1988, с. 116].
О.С. Ахманова говорит о категории модальности как о понятийной категории со значением отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности, то есть отношения сообщаемого к его реальному осуществлению [Ахманова, 2005, с. 237].
По мнению Э. Н. Алиевой, модальность может быть двух видов [Алиева, 2010, с. 16]:
1) объективная;
2) субъективная.
Объективная модальность – это обязательный признак любого высказывания. Она, согласно В.З. Панфилову, отражает характер объективных связей, наличных в той или иной ситуации. Связи могут быть возможные, действительные и необходимые [Панфилов, 1977, с. 38].
На самом деле, субъективность и объективность ограничиваются точкой зрения человека на истинность фактов. Субъективность – это точка зрения отдельного человека, которая зависит от того, как каждый человек переживает свою повседневную жизнь и как это влияет на то, как и что он думает. Например: водитель может испытывать чувство возмущения из-за того, что кто-то его подрезал. Это пример субъективного мышления. Субъективное отношение также включает вещи, которые человек любит, не любит, боится и т. д.
Субъективная модальность – это одна из категорий модальности, которая в общем смысле выражает отношение субъекта речи к содержанию своего высказывания. Н. Ю. Шведова предложила для этого значения термин субъективная модальность, и так отделила его от модального значения объективной модальности [Шведова, 1960, с. 77].
Объективная модальность выражает отношение содержания чьего-либо высказывания к действительности. Субъективная модальность – это то, что сам говорящий человек думает в отношении той информации, которую он предоставляет.