Курсовая с практикой на тему Мобильные технологии в обучении иностранному языку (в школе)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей использования
текстов сказок на уроках английского языка в начальной школе. 4
1.1. Специфика овладения иностранным языком в начальном
образовании 4
1.2. Особенности организации образования младших
школьников. 8
1.3. Мобильные технологии как средство формирования
языковой базы иностранного языка в младшем школьном возрасте. 13
Глава 2. Экспериментальное изучение англоязычной
компетенции младших школьников. 19
2.1. Организация исследования по выявлению уровня
успеваемости на уроках английского языка. 19
2.2. Анализ результатов исследования. 22
Заключение. 35
Список
литературы 38
Введение:
Актуальность
исследования. Современный мир характеризуется высокой
степенью развитости и масштабности международного и межъязыкового общения. По
этой причине вопрос изучения иностранных языков выходит на первый план,
поскольку именно знание иностранного языка является залогом успешного
международного и межкультурного взаимодействия. В России изучение иностранного
языка (преимущественно – английского языка) является важным элементом школьной
общеобразовательной программы, существует государственный образовательный
стандарт, согласно которому ключевая цель изучения иностранного языка состоит в
формировании устойчивых коммуникативных навыков. Согласно ФГОС, каждый школьник
должен иметь навыки поддержания беседы, участия в дискуссии, запрашивать
информацию, выражать свое отношение и мнение, формировать монолог, делать
сообщения, реферировать полученную информацию. Стоит отметить, что в рамках
актуального подхода к изучению иностранного языка в школе полноценное
соблюдение требований ФГОС затруднительно.
Напротив, когда речь идет
о применении на уроках иностранного языка нестандартных форм ведения занятия,
включая мобильные технологии, можно отметить более высокий уровень
эффективности усвоения материала. Стоит отметить, что при этом и от учителя
иностранного языка требуется большая вовлеченность в процесс обучения.
Объектом
настоящего исследования является изучение английского языка в начальной школе.
Предметом
настоящего исследования является использование мобильных технологий в изучении
английского языка в начальной школе.
Цель исследования состоит в том, чтобы
проанализировать основные приемы использования мобильных технологий как
средства повышения эффективности учебного процесса на уроках английского языка.
Поставленная цель
подразумевает выполнение следующих задач
исследования:
1. Изучить специфику овладения
иностранным языком в начальном образовании.
2. Выявить особенности организации
образования младших школьников.
3. Охарактеризовать
использование мобильных технологий как средства формирования языковой базы иностранного
языка в младшем школьном возрасте.
4. Организовать
исследование по выявлению уровня успеваемости на уроках английского языка.
5. Проанализировать
результаты исследования и предложить методические рекомендации по использованию
мобильных технологий для формирования языковой базы английского языка детей
младшего школьного возраста.
Методы
исследования:
— теоретические методы:
анализ нормативно-правовых документов об образовании, анализ педагогической и
психологической литературы, сравнение, обобщение;
— эмпирические методы
исследования: наблюдение, тестирование, анализ работ учащихся.
— количественный и
качественный анализ полученных данных.
Вышеназванные цель и
задачи исследования определили содержание и структуру дипломной работы, которая будет состоять из введения, 2
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Сегодня модернизация
сферы образования ставит изучение иностранного языка на важное место не только
как средство общения, а скорее, как способ формирования у обучающихся понимание
«нового образа мира», а также приобщение его к культурному наследию других
стран. Современная методическая наука указывать на основную целью обучения
иностранному языку, которая заключается в формировании умения обучающихся
применять его в общении с другими народами.
Такая цель меняет
требования к уровню владения языков, тем самым определяя новые подходы для
содержания и организации подачи материала обучающимся. Опираясь на
образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку,
задачами обучения иностранного языка выступают следующие:
1. Развивать у
обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, включая речевую, языковую,
социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенцию;
2. Воспитывать
способности и готовность к самостоятельному и постоянному изучению иностранного
языка.
В связи с этим для
реализации поставленных задач, важно соблюдать условия применения всех групп
образовательных технологий. Среди них сегодня на первый план выходит
использование мобильных технологий, позволяющих расширять рамки
образовательного процесса, тем самым оказывая эффективное влияние на повышение
практической направленности обучения, способствуя интенсификации
самостоятельной работы обучаемых и повышению их познавательной активности.
Современный интернет дает
возможность педагогам иностранного языка использовать информационные ресурсы и
новые технические возможности, которые позволяют повышать качество обучения.
Среди отличительных характеристик таких ресурсов можно назвать аутентичность,
информативность, наличие межпредметной связи и актуальность. Посредством
использования таких технологий могут быть решены как отдельные задачи,
связанные с учебным процессом, так и достигаться максимально эффективный
прогресс за минимальное время с наименьшей затратой средств.
При
обучении иностранным языкам возникает проблема эффективного внедрения
образовательных возможностей сети Интернет в учебный процесс. Интеграция мобильных
технологий
в процесс обучения иностранному языку может осуществляться несколькими способами:
— изолированный
практикум: ограниченное использование только одной из возможностей
интернет-технологий (например, работа с электронной почтой лишь в качестве
средства распространения организационной информации);
— комбинированный
способ: применение нескольких возможностей интернет-технологий обучения
(например, применение электронной почты и форума для достижения коммуникативных
задач);
— централизованный
способ: интеграция интернет-технологий на основе персонального веб-сайта
преподавателя, объединяющего максимальное количество различных
интернет-технологий.
На наш взгляд, именно централизованный способ
интеграции мобильных технологий в процесс обучения иностранному
языку является наиболее оптимальным, поскольку позволяет максимально полно и
эффективно реализовать возможности сети Интернет. Интернет предоставляет
уникальные возможности в виде услуг и информационных образовательных ресурсов.
Необходимо грамотно воспользоваться этими возможностями с учетом поставленных
задач в области образования, ориентируясь на новые тенденции образовательного
процесса.
Таким образом, мобильные технологии
не используются изолированно в процессе обучения иностранному языку, а в своем
взаимодействии позволяют построить более эффективный и продуктивный процесс
передачи знаний. Тем самым, использование современных образовательных
технологий дает возможность достигать продуктивности и эффективности
образовательного процесса, делая его более интересным и информационно
насыщенным.
Эмпирическое исследование
уровня сформированности грамматической англоязычной компетенции у учащихся
начальных классов проводилось с детьми младшего школьного возраста, которые
обучаются во втором классе, в количестве 19 человек.
Для выявления начального
сформированности грамматической англоязычной компетенции учащихся начальных
классов, нами были предложены учащимся ряд задач, направленных на диагностику
уровня сформированности фонетических, лексических, грамматических навыков, а
также культуры речи. В комплексе результаты по всем этим заданием позволили
оценить общий уровень сформированности грамматической англоязычной компетенции
учащихся начальных классов.
Результаты первичной
диагностики показали, что в уровне сформированности грамматической англоязычной
компетенции учащихся начальных классов преобладают показатели ниже среднего и
низкий. В связи с этим были разработаны методические рекомендации по
использованию мобильных технологий для проведения уроков иностранного языка.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретическое изучение особенностей использования текстов сказок на уроках
английского языка в начальной школе
1.1.
Специфика овладения иностранным языком в начальном образовании
Ключевой интегративной
целью обучения иностранному языку в рамках начальной школы является
формирование элементарной коммуникативной компетенции на доступном уровне в
базовых видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме [11].
При этом под элементарной коммуникативной компетенцией следует понимать
способность младшего школьника эффективно осуществлять межличностное и
межкультурное взаимодействие с носителями иностранного языка в определенных
контекстах и сферах взаимодействия. Таким образом, изучение иностранного языка
в рамках программы начальной школы неразрывно связано с тем, чтобы сформировать
коммуникативные навыки на иностранном языке на элементарном уровне, приобщить школьников
к новым знаниям с активным привлечением иностранного языка (литература,
культура, история и т.д.); повысить коммуникативные и познавательные способности
младших школьников; повысить мотивацию школьников к дальнейшему изучению
иностранного языка [17].
Кроме того, стоит
отметить, что изучение иностранного языка в начальной школе повышает общий
уровень речевого развития младших школьников; повышает уровень их
коммуникативной культуры; формирует определенные ценностные ориентиры и основы
нравственности, с учетом понимания многообразия культур и языков [30].
Среди личностных
результатов изучения иностранного можно выделить получение общего представления
о мире как о сообществе, основным признаком которого является поликультурность
и многоязычие. Предметными результатами обучения иностранному языку в начальной
школе остаются овладение начальными представлениями о правилах иностранного
языка (фонетических, лексических, грамматических); умение находить и
сопоставлять языковые единицы, такие как как звук, буква, слово.
По сути, ключевой задачей
изучения иностранного языка в школе является успешное формирование
коммуникативных навыков младшего школьника на доступном уровне. Тем не менее,
необходимо отметить, что обучение младших школьников подразумевает
использование иных педагогических подходов, в отличия от преподавания в старшей
школе или ВУЗе.
Изучение английского
языка в начальной школе направляется на обеспечение преемственной подготовки с
начальной школы для продолжения обучения далее в старшей школе, а после в
специальных учебных организациях (колледж, университет и т.п.). Важным моментом
при организации процесса обучения в данный период времени является наличие
необходимости учета психолого-педагогических особенностей развития детей,
обучающихся в начальных классах школы. Для них характерно наличие достаточного
уровня представлений об окружающей действительности, в этот возрастной период
протекает существенное расширение кругозора, что в свою очередь сказывается на
процессе получения предметных знаний [24].
Отмечается, что к началу
обучения в начальной школе, обучающиеся имеют элементарные иноязычные
коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности. Однако к этому
времени важно, чтобы у обучающихся были сформированы основные общеучебные
умения и специальные учебные умения, которые имеют значение для конкретного
учебного предмета, в данном случае, для дисциплины английского языка. Также для
обучения в начальном звене школьники должны иметь представления о правилах
речевого поведения. Все это составляет умения обучающихся в английском языке на
начальном этапе обучения в школе [11].
Такие особенности
определяют выбор методики обучения английскому языку на данном этапе, что
выделяет необходимость соблюдать ряд критериев:
— важно усиливать
значимость имеющихся принципов когнитивной направленности при организации
процесса обучения, а также обеспечивать соблюдение принципа индивидуализации и
дифференциации обучения;
— необходимо применять
наглядный материал, который должен опираться на вербальную и зрительную память
(видео и фотоматериалы, таблицы, диаграммы и т.п.);
— следует систематически
повторять и обобщать пройденный материал на уроках английского языка, используя
речевой и языковой материал;
— важным является
снижение длительности устного опережения при введении в речевой процесс новых
языковых явлений;
— важно соблюдать
правильный баланс в коммуникативных умениях обучающихся в устной и письменной
речи, тем самым обеспечивая усиление взаимосвязи между письмом, чтением и
говорением;
— необходимо создавать
благоприятные условия в учебной деятельности, которые будут учитывать
психологические особенности школьников (самооценку, самоконтроль и др.);
— следует применять
современные педагогические и образовательные технологии, среди которых может
быть проектная деятельности, интернет технологии, игровые и здорвьесберегающие [17].
Результатом использования
данных критериев возможно обеспечивать связь английского языка и других учебных
предметов, так как появляется возможность применять ценности мировой культуры,
опираясь на средства английского языка, тем самым достигая метапредметные
результаты обучения [20].
Среди метапредметных
результатов при изучении английского языка на этапе обучения в младших классах
выделяются следующие:
— умение школьниками
самостоятельно планировать речевое и неречевое поведение;
— умение организовать
взаимодействие с другими обучающимися с помощью выполнения разных социальных
ролей;
— навыки работы с
информацией, осуществление поиска необходимой информации, выделение главного в
ней, обобщение и фиксация, навыки работы с текстами разных жанров;
— умение проводить
самонаблюдение и самоконтроль, оценивать свои действия и навыки при
осуществлении коммуникативной деятельности на английском языке [28].
Что касается целей
изучения английского языка, то они определены федеральным государственным
образовательным стандартом и предполагают следующее:
1. Развивать иноязычную
коммуникативную компетенцию, в частности речевую, языковую, социокультурную,
компенсаторную, учебно-познавательную.
2. Развивать и
воспитывать у обучающихся понимание важности изучать иностранный язык в
современном мире, формировать потребность использовать язык как средство
общения, познания, самореализации и социальной адаптации [8].
Отметим, что
совершенствование владения английским языком становится непрерывным и зависит
от наличия мотивации обучающихся. В связи с этим в материалах стандартов особое
внимание предусмотрено стратегиям обучения, а также владению умения
самостоятельно поддерживать и получать знания в будущем.
Школьники, которые имеют
стремление достигать успеха, зачастую ставят перед собой некоторую цель,
которую активно реализуют, выбирая средства и методы для ее достижения.
Обучение при этом может вызывать у них положительные эмоции, способствовать
мобилизации внутренних ресурсов и сосредоточенности внимания. Мотивация на
успех у школьников способствует развитию знаний, умений и навыков, необходимых
для дальнейшего обучения [19].
Таким образом,
осуществление обучения на уроках должно направляться на совершенствование
мотивации и всего учебного процесса в школе. Среди основных направлений такого
осуществления учебной деятельности можно выделить следующие:
— усиливать системность в
компоновке содержания и структуры учебного материала;
— организовывать
теоретическое обобщение знаний и активизировать познавательную деятельность
старших школьников в методах и приемах обучения;
— создавать комплексность
и сотрудничество педагогов-предметников при организации занятий.
Важным моментом является
то, что реализация успешного процесса обучения у детей младшего школьного
возраста на уроках может достигаться только в благоприятным и здоровом климате
в коллективе, при наличии сотрудничества, основанного на взаимопонимании и
уважении.