Курсовая с практикой на тему Мнемотехника в речевом развитии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста. 4
1.1.
Психолого-педагогические особенности развития речи старших дошкольников 4
1.2. Мнемотехника
как средство развития связной речи у дошкольников. 8
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы развития речи
у старших дошкольников. 12
2.1. Выявление
уровня развития речи у старших дошкольников. 12
2.2. Анализ
результатов исследования. 18
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодняшний день проблема речевого
развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В
них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение
детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов
образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к
необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и
логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания
дошкольников.
В первую очередь важность
речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в
формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит
реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным
направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое
является важным условием для вхождения ребенка в социум.
При этом в последнее время многие дошкольные учреждения
переходят к применению нетрадиционных методов работы с детьми старшего
дошкольного возраста. Среди таких методов, которые позволяют достигать
эффективных результатов в развитии связной речи, можно назвать мнемотехнику,
представляющую собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс
запоминания словесной информации.
Проблемой
развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б.
Флерина и мн. др.
Целью
исследования является определение возможностей
мнемотехники как средства развития речи для детей старшего дошкольного
возраста.
Объектом
исследования — процесс развития речи старших
дошкольников.
Заключение:
В настоящее время в теории и практике дошкольной коррекционной
педагогики и психологии поднимается вопрос о создании психолого-педагогических
условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко
не случаен, так как у практических работников дошкольных организаций возникают
затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий,
так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка
дошкольного возраста.
Перспективным направлением совершенствования процесса
коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста
является использование метода мнемотехники, который представляет собой
нетрадиционный метод работы с детьми. Данный метод основан на создании определенных
образов в сознании ребенка с помощью специальных мнемотаблиц. Так, берется
информация, которую необходимо запомнить и превращается в определенный образ
путем ассоциации, доступной для старшего дошкольного возраста. Тем самым
активизируется ассоциативная память ребенка, которая в свою очередь приводит к
запоминанию нужных сведений.
Проведенное
исследование показало, что дошкольники при начальном обследовании, имели
довольно низкую степень сформированности выделенных для анализа сторон речевого
развития. Такое положение указывает, что существует необходимость проведения
дополнительных занятий, направленных на развитие связной речи старших
дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста
1.1.
Психолого-педагогические особенности развития речи старших дошкольников
Развитие личности ребенка
не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не
рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и
причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов
между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует.
Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически
многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на
множество факторов.
Формирование речи
происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у
ребенка достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при
наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и
хорошего физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет
говорить. Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая
способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное
развитие [Аджи, с. 27].
Такой исследователь как
А.А. Леонтьев, рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции
специфической деятельности человека. Автор говорит о том, что язык является
объективной основной для речевой деятельности человека. Помимо этого, он
отмечал, что речевая деятельность необходима дл создания социального смысла
коммуникации, изучая вопросы общения как деятельности [Леонтьев, с. 30].
По мнению Д.Б. Эльконина,
формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия.
Исследователь говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является
так называемым орудием, которое он использует наиболее часто, в связи с чем и
происходит интенсивное развитие речи. Так, ребенок практически за два-три года
полностью овладевает родным языком, а если воспитывается в двуязычной среде, то
двумя. Автор, продолжая свое сравнение, говорит о том, что также как и овладение
каким-либо орудием, овладение навыком слова проходит процесс дифференциации,
насыщения предметным значением, а после переноса в другие ситуации, отрывается
от предмета и обобщается [Эльконин, с. 10].
Такие исследователи как
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия напрямую связывают все психические процессе ребенка
с развитием речи. Так, мышление, восприятие, память, внимание и воображение
зависят от развития речи. Поэтому следует отметить, что воспитание чистой речи
у дошкольников становится одной из общественно важных задач [Выготский, 2008].
Следует заметить, что
развитие речи напрямую связано с процессом социализации детей, зависит так же
от усвоения ребенком норм и правил поведения. Речь, являясь высшей психической
функцией, не может возникать и развиваться в условиях социальной изоляции
ребенка, поскольку она не врожденная функция человеческого организма, а
формируется путем перенимания у того социального окружения, в котором растет
ребенок. Если он будет развиваться вне социального окружения, то его речь не
сможет сформироваться. При этом, речь может быть охарактеризована как
исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка [Гризик, с. 6].
Важным моментом является
то, что развитие речи у детей протекает поступательно. В первый год жизни
начинается формирование предпосылок к возникновению и развитию речи ребенка. Он
начинает усваивать определенные звуки и интонацию голоса, пытается их издавать.
К началу второго полугодия происходит формирование лепетной речи. А к концу
первого года у ребенка формируется пассивный словарь, когда он понимает речь,
но воспроизводить ее не может.
К году дети могут
произносить отдельные слова. Происходит формирование автономной речи, которая
по существу, понятна только самому ребенку. Такая речь является искаженным набором
слова и звуков, обозначающих отдельные предметы, явления или действия. С
течением времени словарный запас детей повышается, и ребенок начинает грамотно
произносить слова, а к третьему году может говорить предложениями [Алексеева,
с.40].
К концу старшего
дошкольного возраста при нормальном онтогенезе у детей полностью сформирована
речи и речевые навыки. В возрасте 5-7 лет дети умеют строить простые и сложные
предложения, постепенно у них начинает формироваться эгоцентрическая речи, не
имеющая коммуникативной составляющей, которая служит для анализа собственных
действий.