Курсовая с практикой на тему «Мёртвые души» Н.В. Гоголя и «Божественная комедия» Данте: опыт компаративного прочтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Компаративистика как научная методология. 5
Глава 2.
Проблема «Гоголь и Данте» в изучении современного литературоведения 11
Глава 3. «Divina Comedia» как претекст поэмы
«Мертвые души». 21
3.1. Художественный мир дантовской поэмы в структуре композиционного замысла «Мёртвых
душ». 21
3.2.
«Мёртвые души» и «Божественная комедия» в ракурсе художественного диалогизма. 32
Заключение. 39
Библиография. 41
Введение:
Божественная комедия
считается одним из шедевров итальянской и мировой литературы. Данте суммирует в
ней все обширные знания, накопленные веками, от древней классики до
средневекового мира; его религиозную веру и моральные и философские убеждения.
Стиль пьесы обладает богатым языком, полным символов и частых ссылок на
исторических персонажей и древней мифологии. Многочисленные художники всех
времен создавали иллюстрации о ней; выделяясь среди них Сандро Боттичелли,
Гюстав Доре, Сальвадор Дали, Уильям Блейк.
Сегодня современное
литературоведение обнаруживает тесную связь «Божественную комедию» с «Мертвыми
душами» Н. Гоголя. Современные исследования в области филологии посвящены не
только изучению лексических, грамматических и фонетических особенностей языка и
литературы, но и изучению связи между языком и культурными реалиями и
ценностями. С развитием сравнительных текстов все более актуальным становится
вопрос соотношения текстов различных эпох, признания особенностей различий в
текстах.
Актуальность исследования
обусловлена повышенным интересом отечественного зарубежного литературоведения к
сравнительному анализу и поиску общих мотивов в произведении. В учебной
программе Г. С. Меркина рекомендуется изучение поэмы «Мертвые души», однако,
исследование посвящено изучению композиции и сюжета, а образные связи остаются
неизученными. Это обуславливает необходимость раскрытия данной работы в
компаративистском ключе.
Новизна –
обзор и систематизация литературы по теме, с привлечением дополнительной
аргументации по теме.
Объектом
исследования является образ, представленный в «Мертвых
душах» Н. В. Гоголя и «Божественной комедии» Данте.
Предмет
исследования – особенности передачи образа и хронотопа
в приведенных произведениях.
Целью
предпринятого исследования служит выявление сходства и различий между
«Божественной комедией» Данте и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Задачи:
1. Рассмотреть
компаративистику как научная методология
2. Проанализировать
проблему «Гоголь и Данте» в изучении современного литературоведения
3. Выявить основные
представления Гоголя о Данте
4. Охарактеризовать
дантовскую традицию в структуре композиционного замысла «Мёртвых душ»
5. Сравнить произведения «Мёртвые
души» и «Божественная комедия» в ракурсе художественного диалогизма.
Эмпирической
базой исследования послужили материалы двух произведений –
«Божественной комедии» А. Данте и «Мертвые души» Н. В. Гоголя. В работе
использованы следующие методы:
1. Дескриптивный метод
2. Сравнительно-сопоставительный
метод
3. Метод контекстуального
анализа.
Теоретическая
значимость работы заключается систематизации общих
характеристик в произведении «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Божественная
комедия» Данте. Практическая
ценность работы состоит в возможности применения результатов
исследования в рамках специальных курсов по литературоведению.
Структура
работы определяется ее целями и задачами. Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Заключение:
Проанализировав особенности
представления композиции и сюжетных линий в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, мы
пришли к выводу о том, что между поэмой и произведением Данте в настоящий
момент наблюдается большое сходство. В гоголевском мире наблюдается столкновение
духовного и материального – то же мы обнаруживаем и в дантовском произведении.
Такой подход является характерным для поэмы Данте. Религиозная картина мира Н.
В. Гоголя базируется на тех же представлениях. Представление мира в контексте гоголевской
традиции, впрочем, опирается не только на предыдущие мифы литературы, но и на
романтические представления в литературе, где мир наполнен намеренным сгущением
красок. Тем не менее, абсолютизация материи и духа представляет собой взгляд на
мир у писателя.
Материальность и телесность
настолько разведены в произведении Гоголя, что пересечение их наблюдается
только в области примитивного духа. Тем
не менее, данное противостояние пересекается только на раннем этапе творчества.
Признание значимости духовного развития,
особое отношение к Данте, не
препятствовало рассмотрению духовного в реальной действительности, где духовное
рассматривается как часть материального.
Патристика, которая лежит как в
поэме Данте, так и во многих трудах Н. В. Гоголя ложится в основу представления
писателя о мире в «Мертвых душах».
Данте, чье творчество опирается на
духовность и нравственное развитие человека, опирающееся на средневековое
духовное мировоззрение (а с собственными в XIV веке выступить было нереально), усилил
гоголевское представление о поиске духовного в окружающем мире.
Именно у Данте Гоголь увидел
взаимосвязь миров, которая легла в основу его представления о российской
действительности. Тем не менее, современный мир реализуется на основании
представления об аде.
Мертвые души, принадлежащие к
высшему сословию, погружают героя в адовое пространство. Сугубо
материальное отсутствует и у Данте и у Гоголя. Это приводит к тому, что даже
сам акт торговли умершими душами рассматривается как падение героя в бездну.
И у Данте и у Гоголя мир приобретает
символический оттенок, где, посредством аллегорического переосмысления
действительности происходит становление внутреннего мира героя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Компаративистика как научная методология Основной целью
сравнительного метода позволяет выделить общности и различия литературных
произведений. Это позволяет объяснять и интерпретировать образы и основные
композиционные приемы текста, генерировать новые знания и выделять своеобразие
известных явлений в литературе.
Сравнительный метод
исследования особенно эффективен при применении к изучению небольших образцов.
Нет согласия в отношении того, что считается небольшой выборкой. Некоторые
отмечают, что их должно быть от двух до двадцати, в то время как другие
утверждают, что пятьдесят-это максимальное число. Однако это ограничение в
выборках проистекает из того же характера проблем, которые необходимо изучить,
и количества гипотез, которые могут быть обработаны.
Осуществление принципов и
приемов приводит к тому, что мы можем выявить как интертекст, так и общие
стилистические приемы, что может говорить об общих проявлениях в литературном
тексте.
То есть, анализируя
особенности определенного явления, исследователь должен работать с переменными,
которые отвечают за явление. Напротив, если количество выборок будет увеличено,
отбор должен производиться статистическими методами. Это непредвиденное
обстоятельство приведет к уровню неопределенности, который помешает сравнительному
исследованию.
С другой стороны, эта
форма выбора позволяет сделать без якорения к определенному этапам
исследования. Исследователь при проведении работы может вернуться к материалу (еще
не завершенные исследования), которые гарантируют результаты, соответствующие
первоначальным определениям.
В сравнительных исследованиях
следует опираться на характеристику абстрации, которая выделена Джованни
Сартори (1924–2017). Сартори был итальянским исследователем, который посвятил
большое внимание исследованию социологии и политологии. Подход к абстрагированию
был предложен в начале семидесятых годов XX века с целью разрешения
концептуального хаоса, царящего в социальных науках. Исследования, согласно
представлений ученого могут быть как эмпирическими, так и теоретическими. При
этом, как правило, работа осуществляется на основе сравниртельного анализа
определенных единиц.
Активизация процесса
исследования порождается наличием конкретной проблемы, которая может быть
разнообразной по своему характеру. Желательно начать направлять исследования с
самого начала, запустив предварительные гипотезы. Они могут быть подтверждены
следствием и даже заменены им.
Формирование
теоретической структуры заключается в поиске и пересмотре предыдущих работ и
исследований, сделанных для объекта исследования. Благодаря этой настройке
разрабатывается первоначальная гипотеза.
Эта концептуальная основа
позволяет определить характеристики и свойства случаев, подлежащих
контрастированию. Переменные, таким образом, в приведенном примере будут
полностью определены как основу для исследования.
При использовании
сравнительного метода исследования следует в его начале разграничить объект
исследования. Иными словами, необходимо разграничить реальность или сюжет
реальности, которая будет подвергаться изучению. Это облегчит исследования.
В зависимости от
особенностей проблем, будет существовать оптимальный метод, скорректированный с
учетом его характеристик. Точно так же, в зависимости от ожиданий результатов,
может случиться так, что один метод будет преобладать над другими.
В то же время подбор
конкретного метода будет существенно влиять на выбор ресурсов, которые
необходимы для реализации метода, которые должны быть предоставлены, и
составить соответствующее планирование. На этом этапе определяются критерии
выбора выборки (тематическое исследование). Выбранные случаи должны быть
совершенно сопоставимы. По мнению специалистов, этот шаг желательно тщательно
планировать.
При таком сравнении (или
сопоставлении) стремятся установить различия или сходства между ними. Это
поможет провести надлежащие сравнения образцов. Кроме того, на этапе анализа
случаев будет проверено, соблюдалась ли сравнительная однородность и являются
ли выдвинутые предположения актуальными и очевидными. С другой стороны,
интерпретация связана с предсказанием. Иными словами, если повторяются условия,
при которых возникает изучаемая проблема, то предсказуемо, что полученные
результаты будут аналогичными.
Что касается сравнения
литературных произведений, то сравнительный анализ – прием, направленный на
выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых
текстов, а также объяснение их различий, способствующее дальнейшей
интерпретации произведения. При этом важно сохранять параллельность процесса,
то есть отдельные моменты сравниваются поочередно[1].
Сравнительный метод в
области литературоведения позволяет сравнить между собой произведения разных
национальных литератур, выраженные через литературные влияниия. Предметом
компаративистики могут быть жанры, стили, направления, литературные
произведения, равно как и особенности творчества отдельно взятых писателей.
Бывает, что изучаются не только единовременные явления, но и явления,
принадлежащие разным эпохам, однако это требует серьёзной аргументации и, как
правило, в таком случае берут сквозные сюжеты, подбирают прямо наследующих друг
другу авторов и т. п. Компаративистика в любой области, в том числе и в
литературе, предполагает глубокий культурологический и исторический анализ, а
также, если взяты произведения разных национальных литератур, знание
иностранных языков.
Сегодня литературная
компаративистика переживает не лучший этап своего развития, который получил
название смены культурных парадигм. М.Г. Богаткина отмечает следующие
особенности современной научной парадигмы: сегодня существует разночтение в
понимании сути парадигмы (парадигма развития научного знания — Т. Кун),
культурологическая (циклическая и эволюционная парадигма культурного развития —
H.A. Хренов, И.В. Кондаков и др.), литературно-художественная (смена методов,
направлений, стилей), историческая парадигма, философская и пр.»[2].
Некоторые ученые, такие
как А. Дима, Д. Дюришин, предполагают, что сопоставительный подход является
разновидностью сравнительного исследования, так как именно сравнение является
основой и сравнительного, и сопоставительного анализа. Однако метод сравнения
используют во многих областях литературоведения, и лежит в основе любого
научного исследования. Нельзя забывать, что сравнение литератур имеет место быть
при наличии в них сходных элементов, но если приходится говорить о различиях
между литературами, то сравнительный метод перестает быть плодотворным и тогда
можно говорить о сопоставительном методе[3].
Выделяют три
содержательных направления сопоставительных заданий: внутритекстовые,
межтекстовые и надтекстовые.
К внутритекстовым
относятся:
сопоставление
литературных героев по разным критериям: портрет; жизненные ценности,
отражающиеся в поступках и отношению к людям; представления о
духовно-нравственных понятиях [1] Минералов, Ю. И. Сравнительное литературоведение
(компаративистика): учебник для вузов / Ю. И. Минералов. — 2-е изд., испр, и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 328 с. [2] Богаткина М.Г. Теория литературы.
Формирование новой научной парадигмы: учебное пособие. — Казань, 2007. — 56 с [3]
Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. — М., 1979.