Курсовая с практикой на тему «Мистика в романах сестёр Бронте»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Готический роман как основа творчества Бронте. 5
1.1. Понятие
готического романа. 5
1.2. Жанрово-стилевые черты готических произведений. 8
Глава 2. Особенности мистики в романах
сестер Бронте. 12
2.1. Мистика в романе «Грозовой перевал». 12
2.2. Особенности мистики в романе Джен Эйр. 16
2.3. Мистика в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Энн
Бронте. 24
Заключение. 27
Список литературы. 28
Введение:
Актуальность данного исследования
определяется необходимостью понимания британской литературы, которая отражает
направление социокультурных исследований в мировой литературе и вносит важный
вклад в формирование приоритетов общечеловеческих ценностей.
Научная новизна работы обусловлена
недостаточной изученностью творчества всех сестер Бронте в отечественном и
постсоветском литературоведении, в частности отсутствием исследований экспериментов
писательниц с точки зрения готической прозы.
Готическая традиция является одним из
важнейших элементов развития американской литературы на протяжении XVIII–XX
веков, на разных этапах истории американской словесности.
Это устойчивый исторический литературный
феномен, зародившийся во второй половине XVIII – начале XIX вв., когда в
зарубежной литературе зародился «готический роман», сочетающий в себе желание
изобразить современный мир с желанием показать загадочный, мистический,
сверхъестественный и страшный мир, восходящий к таинственному прошлому.
Кризис традиционного
культурно-исторического сознания вызвал поиск новых художественных приемов,
сюжетов и персонажей и неизбежно привел к появлению принципиально новых явлений
в американской художественной жизни. Одним из наиболее радикальных открытий является
появление и формирование важных и продуктивных так называемых готических
традиций в американской литературе следующих столетий.
По словам Т. Н Денисовой: «характерными
чертами «новейшей готики» являются: творческое переосмысление и обновление
жанровых доминант, отдельных стереотипов и штампов, устоявшихся в рамках данной
литературной традиции, акцентирование кризисных состояний человеческого разума,
психики, описание деградации, распада мира, разрушение и саморазрушение» [3, c.
97].
Среди писателей, которые относятся к
готической традиции в литературе, можно выделить: Эдгара Аллана По, Говарда
Филлипса Лавкрафта, Брэма Стокера, Стивена Кинга, Уильяма Фолкнера, Фланнери
О’Коннор, Юдору Уэлти, Натаниэля Готорна, Мэтью Грегори Льюиса.
Актуальным проблемам эволюции готической
традиции в мировой американской литературе посвящены труды отечественных,
российских и зарубежных ученых, таких как: В. Э. Вацуро, Т. Н. Денисова, Г. В.
Заломкина, Я. Н. Засурский, Н. В. Колядко, М. Ю. Лотман, Е. М. Макарова.
Целью работы является выявление основных
идейных тенденций и эстетических основ творчества сестер Бронте на основе
анализа проблематики, специфики художественного метода, жанровой природы и
стиля ее романов экспериментального готического цикла.
Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Привести обзор процесса становления
готического романа.
2. Выделить ключевые художественные
особенности готического романа, приводимые исследователями.
3. Определить отличительные черты
индивидуальной писательской манеры каждой из сестер Бронте, присущие их прозе
изобразительные принципы.
4. Выявить специфику готической составляющей
в творчестве сестер Бронте
5. Изучить жанрово-стилевые черты готической
прозы сестер Бронте
Объектом исследования являются романы
сестер Бронте.
Предмет исследования – отражение мистики в
романах сестер Бронте.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Заключение:
Литературная готика, зародившаяся во
второй половине XVIII века и эволюционирующая на протяжении XIX и XX столетий,
имеет огромное значение для развития англо-американской и мировой литературы.
Сверхъестественные элементы, мотивы ужасного, мистицизм, усложнение сюжетной
схемы, введение тайны как обязательного организующего и интригующего момента,
ряд эффектных приемов, вызывающих волнение читателя, возбуждающих интерес и
становятся характерными чертами готического канона в целом. При этом
специфической особенностью «готических» произведений является яркое,
гиперболизированное изображение действительности, неудержимость личных
вожделений, часто ведущая к гибели главных героев.
В готической прозе сестер Бронте также
поднимаются актуальные проблемы отчуждения человека, хаотичности и
разорванности его сознания, кризиса личностного самоопределения на рубеже
тысячелетий. Эти проблемы отразились в неврозах, пограничных состояниях
психики, страхе перед кризисными процессами современности.
В историю литературы Эмили Бронте вошла
как автор сборника стихов, написанного ею вместе с сестрами, Шарлоттой и Энн,
под псевдонимом братьев Белл (Стихотворения Куррер, Эллис и Эктон Белл) и
одного единственного романа ´Грозовой перевал (Bronte E. Wuthering Heights,
1847), который во многом предопределил дальнейшее движение английского романа
При всей легкости, непринужденности
повествования, при всей естественной многосложности родственных связей между
героями, проанализированные романы – достаточно сложные произведения, в которых
самым тщательным образом продумана композиция.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Готический роман как основа творчества Бронте 1.1. Понятие готического
романа Готические романы расширяют понимание человеческой
психологии. Они открывают новую эстетическую концепцию, которая выходит за
рамки традиций эпохи Просвещения, обогащая при этом литературную традицию.
Готический роман – произведение, основанное на приятном
ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами
таинственных приключений, фантастики, сверхъестественных «ужасов» и мистики
(семейные проклятия и привидения).
Тема загадочного и сверхъестественного издавна
привлекала к себе человека, составляла предмет его постоянных размышлений, заставляла
осмысливать себя в форме мифов, легенд и преданий, эпических песен и сказаний, самых
разнообразных фольклорных форм с самого начала существования человеческой
культуры. Постепенно
эта тема нашла свое отражение в искусстве, литературе и культуре в целом, реализуясь в выдающихся
памятниках мировой культуры.
Интересен следующий вопрос: чем объясняется
популярность готической литературы во всем мире, ведь готическая эстетика
напрямую связана с образом смерти. Ответ достаточно прост. Привлекательность
«литературы ужасов» объясняется приятным чувством страха. И, как это ни
странно, чувство это для многих людей является очень притягательным, и
заставляет их возвращаться к этой теме вновь и вновь. Говард Лавкрафт в своем
исследовании «Сверхъестественный ужас в литературе» (“Supernatural Horror in
Literature”) писал: «Страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств, а
самый древний и самый сильный страх – страх неведомого [13].
Чувство страха, как ничто другое, толкает человека к
глубоким размышлениям, открывает путь к философии и религии. Ни одно из чувств
не может лишить человеческий мозг рассудочности и способности к действию в
такой степени, в какой способен это сделать страх. Чувство страха – как
производная неизвестности, то есть, когда что-то непонятно и скрыто для
человека, когда невозможно что-то предугадать или предсказать. Незнание и
неопределённость часто пугают, но вместе тем и завлекают человека. Пройдя же
сквозь призму его воображения, это «неизвестное» может приобрести фантастическую
окраску.
Анна Радклиф в эссе «О сверхъестественном в поэзии»
выделяет две категории страха – horror и terror, при этом только один из них,
как полагает писательница, способен вызвать эстетическое переживание. Terror –
это страх, вызванный деятельностью души, это предчувствие ужаса, которое
порождает напряженная атмосфера ожидания, она «одновременно возбуждает чувства
мрачности, или меланхолии, или торжественности и ведет к высшей степени
любопытства и волнующему трепету». Horror – это «ужас от созерцания страшных и отвратительных
физических предметов». Таким образом, согласно А. Радклиф, terror пробуждает
воображение читателя, horror напротив – убивает его [2, с. 148].
Какое место в литературоведении занимает готика?
Готический роман всегда вызывал огромный интерес
литературоведов. Хотя романы, которые относят к готическим, а также
произведения, созданные на основе готической традиции, и объединены некоторыми
тематическими и стилистическими признаками, они все же отличаются в плане эмоционального
воздействия на читателя. Термин «готика» используют по отношению к
произведениям, в которых сверхъестественное вступает в конфликт с реальностью.
Готический роман за время своего существования
подвергался разнообразной критике. Литературные деятели часто связывали
элементы готического романа с затаенными чувствами и желаниями человека. Новый
век и развитие психоанализа послужило поводом для проведения параллелей между
готическими элементами и человеческим подсознанием. По мнению Джеймса Морриса,
«жанр – готический роман – предоставляет выход тем желаниям и страхам, эмоциям
и чувствам, которые человек обычно стремится контролировать, старается скрывать
и игнорировать. Борьба главного героя со сверхъестественным злом является
метафорой для вполне реальной борьбы, которую человек ведет с неугодными,
скрытыми и затаенными мыслями» [4, c. 5].
Определению места готике в контексте мировой
литературной традиции посвящено значительное число трудов. Существуют разные и
порой противоречивые суждения. Литературоведы и критики до сих пор не могут
прийти к единому мнению по поводу границ и критериев определения этого
многоликого подвижного феномена, вот уже много лет стимулирующего полемику
вокруг самого факта своего существования. Так, некоторые критики, например Р.
Джексон, исследуя все художественные и идеологические новации, трактуют
«готическую прозу» как «субверсивный» жанр [12, c. 97], другие же, например,
Цв. Тодоров, Дж. Фроу, напротив, склонны выявлять компоненты, свидетельствующие
о «консервативности произведений», вписывающихся в данный литературный контекст
[11, c. 126].
По словам британского критика Теодора Уаттса-Дантона,
«готика – это «ренессанс чудесного» в английской литературе» [7, c. 58]. Но
существовали и другие мнения: профессор Йельского университета Уильям Лайон
Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как
«синоним варварского, хаотичного и безвкусного». Такое явление как готика
пытались описать многие литературоведы и учёные. Такие как: Монтегю Саммерс,
Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Эдмунд Бёрк, Девендра Варма. Чувственное обоснование
готического стиля принадлежит Эдмунду Бёрку, выпустившему книгу «Исследование
наших представлений о возвышенном и прекрасном» [10].