Курсовая с практикой на тему «Мистические мотивы в рассказах Элизабет Гаскелл»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МИСТИКА И ГОТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 6
1.1 Мистика: понятие, признаки, сущность и история 6
1.2 Готический роман в западной литературе 17
2 МИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РАССКАЗАХ ЭЛИЗАБЕТ ГАСКЕЛЛ 21
2.1 Мистика в рассказе «Любопытно, если правда: выдержки из письма Ричарда Ваттингема, эсквайра» 21
2.2 Мистика в рассказе «Рассказ старой няньки» 26
2.3 Мистика в рассказе «Призрак садовой комнаты» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Контакт со сверхъявственным всегда занимал умы человечества, начиная еще с первобытного времени. С приходом научно-технических инноваций, человек хоть и стал более рассудительным, но суеверие все таки не оставило его до конца. Викторианский период богат на литературные произведения, отсылающие к мистике и постороннему миру. Причиной тому общее состояние в мире на тот момент: в мире отягощенном социальными и экономическими проблемами все активнее прослеживались пессимистические мотивы, которые отражались либо в произведениях в жанре реализм, либо в представителям готической литературы.
Одним из таких представителей можно считать Элизабет Гаскелл, британского автора, писавшей как в реалистичном, так и в готическом жанре. К сожалению, когда речь заходит о видных авторах-мистиках викторианского периода, чаще всего вспоминают Уилки Коллинза, Чарльза Диккенса, Брэма Стокера и пр. Однако Элизабет Гаскелл тоже можно считать достойным представителем данного жанра. Так как в настоящее время стало модным репрезентовать роли тех или иных деятелей культуры, в том числе представительниц слабого пола, нам считается актуальным, обратится к литературному наследию Элизабет Гаскелл.
Для того чтобы рассмотреть то, каким образом мистические мотивы используются в краткой прозе Гаскелл, мы обратились к ряду авторов, которые в работах которых дается представление о понятии «мистика» и «готическая литература». Для изучения мистики были использованы следующие работы:
1) История философии. Коллектив авторов.
2) Козлов В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект.
3) Сказкин С.Д.Настольная книга атеиста.
4) Сурков Д.В. Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт».
Для изучения готического жанра в западной литературе были использованы следующие работы:
1) Приданникова Т. Готический роман. Что это такое?
2) Соловьёва Н.А. У истоков английского романтизма.
3) Ладыгин М. Б. Английский готический роман и проблемы романтизма .
Также был использован ряд научных публикаций для изучения мистических мотивов в работах Элизабет Гаскелл. Наиболее полезной можно считать статью Васильевой Э.В. «Готические конвенции и воспитательная интенция в “Рассказе старой няньки”».
Объектом данного исследования является краткая проза Элизабет Гаскелл.
Прдеметом данного исследования являются мистические мотивы в краткой прозе Элизабет Гаскелл.
Целью данной работы являются анализ рассказов Элизабет Гаскелл и характеристика мистических мотивов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Охарактеризовать понятие «мистика» и изучить историю данной категории;
— Изучить историю и особенности готического жанра в литературе;
— Проанализировать три рассказа Элизабет Гаскелл на предмет мистических мотивов;
Теоритическую базу исследования составляют рассказы Элизабет Гаскелл «Любопытно, если правда: выдержки из письма Ричарда Ваттингема, эсквайра», «Рассказ старой няньки» и «Призрак садовой команты».
Методологическую базу исследования составляет метод системного анализа.
Новизна работы заключается в том, что в ней дается русскоязычный анализ трех рассказов Элизабет Гаскелл.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа может быть использована в качестве пособия по изучению готического жанра в литературе на примере работ Элизабет Гаскелл.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Перед началом работы нами была поставлена цель и определены задачи, которые бы позволили прийти к ней. В ходе выполнения этих задач были написаны главы настоящей работы. Выполнение задач можно характеризовать выводами, которые были сформулированы входе выполнения работы.
Было установлено, что под мистикой чаще всего понимают столкновение со сверхъестественным, однако так как христианская традиция была доминирующей на территории западной Европы, то под мистическим опытом долгое время понималось соприкосновение с божественным. Лишь позднее в данном понятии были заключены такие практики как оккультизм, спиритуализм и т.д. В настоящее время в массовом сознании мистика не отождествляется только лишь с божественным проявлением, а характеризуется, прежде всего, контактом с потусторонними силами и миром мёртвых.
Готический жанр в литературе связан именно с данным пониманием мистики. Для него характерно противостояние романтизму и сосредоточение акцента не на положительных сторонах бытия, а напротив, на тех вещах, что характеризуются со смертью. Для готики привычно пограничное состояние между миром живых и миром мертвых. Последний чаще всего имеет явное воплощение в реальном мире.
Рассказы Элизабет Гаскелл во многом можно считать прозой готического жанра. В них есть:
1) Мистические элементы.
2) Пограничное состояние.
3) Размышления о жизни и смерти.
Нами были проанализированы три рассказа Элизабет Гаскелл тем или иным образом связанных с мистикой: «Любопытно, если правда: выдержки из письма Ричарда Ваттингема, эсквайра», «Рассказ старой няньки» и рассказ из сборника «Дом с приведениями» «Призрак садовой комнаты».
«Любопытно, если правда: выдержки из письма Ричарда Ваттингема, эсквайра» содержит следующие мистические элементы:
1) Атмосфера загадочности и таинственности.
2) Образ темного леса и старинного замка в самой его чаще.
3) Наличие призрака маленькой девочки.
4) Неясность происходящего: в финале есть сомнение относительно того, происходили ли события с главным героем на самом деле.
Однако рассказ больше относится к фантасмагории с юмористическими элементами:
1) В рассказе присутствует деконструкция известных сказочных сюжетов.
2) Главный герой не ощущает тревоги или страха, а лишь недоумение.
3) Многие «загадочные» элементы вызывают лишь смех.
«Рассказ старой няньки» наиболее подходит к определению готической литературы:
1) Основной сюжет рассказа строится на конфликте мира живых и мира мертвых.
2) В нем используются ставшие сейчас классические способы нагнетания саспенса: загадочная музыка, призраки детей и т.д.
3) Элементы реального мира отсылают к миру мертвых: пространство вкруг дома не цветет, действие происходит зимой и т.д.
Однако рассказ нельзя отнести к жанру ужасов. Скорее это поучительная сказка, о чем говорят мораль в финале и тот факт, что история рассказана под Рождество.
Несмотря на то, что рассказ «Призрак садовой комнаты» входит в сборник страшных историй, произведение, написанное скорее в жанре реализма, потому как все события в нем, за исключением начала, довольно реальны.
В заключении стоит отметить, что, несмотря на использование мистических мотивов в краткой прозе Элизабет Гаскелл, они не являются самой целью, а скорее используются для обогащения довольно классических тем: отношения отцов и детей и несение ответственности за свои поступки.
Фрагмент текста работы:
1 МИСТИКА И ГОТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.1 Мистика: понятие, признаки, сущность и история
Под термином «мистика» (от др.-греч. μυστικός «мистерийный, таинственный», от μυέω — «посвящать в мистерии, таинства») понимается вера в существование сверхъестественных сил с которыми или связан или каким-либо образом способен общаться человек. Однако по Е.А. Торчинову мистика и все производные от данного понятия часто употребляются в литературе в различных значениях из-за чего происходит непонимание его лексического смысла. Чаще всего в литературе можно найти следующие смыслы термина «мистика»:
— Единение и слияние с первоосновой мира и бытия;
— Различного рода эзотерические ритуалы;
— Оккультные ритуалы, как правило связанные с паранаукой (магия, астрология и тд.)
Данные определения, как правило могут существовать независимо друг от друга, однако их связь с понятием мистики чаще всего приводит к заблуждению касательно последнего. Если остановится найти общую точку соприкосновения данных определений, то можно сказать что мистика это некое человеческое состояние, выводящее его за пределы физического, достигаемое путем определенных практик и ритуалов. Мистика, так или иначе все равно будет связана с эзотерическим опытом.
В переносном значении под мистикой так же понимают совокупность действий и явлений сближающих человека с некими тайнами, которые, как правило, нельзя постичь рациональным и научным путем. Мистика разделяется на следующие категории:
1) Прорицательная мистика, позволяющая усматривать явления и предметы, которые находятся вне пространственно-временного кругозора. К такой мистике чаще всего относят астрологию, гадание и ясновидение;
2) Деятельная мистика. В ее задачи входит влияние на физический мир, влияние на процессы и явление силой воли, на расстоянии. Способность создавать или поглощать материю. К такой мистике обычно относят магию, некромантию и тд.
Указанные выше категории относятся к так называемой реальной мистике, то есть той, что предполагает практическое применение. Однако так же под мистикой подразумеваются и познавательные процессы религиозно-философского толка. Если под традиционным познанием понимается использование рациональных и эмпирических методов познания, таких как опыт, эксперимент, наблюдение, анализ и тд., то мистическое познание предполагает общение между субъектом и объектом познания. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.
Мистику часто синонимируют с мистицизмом, однако последний несете в себе несколько иное лексическое значение. Под мистицизмом понимают философское или богословское учение, а так же способ познания мира через иррациональные практики и действия (через эмоции, интуицию и тд.). Под мистическим опытом понимают контакт человека со сверхъестественным, а в религиозной практике с проявлением божественного или Абсолюта. Суть мистицизма как раз и строится на возможности единения человека и сверхъестественного начала. Данный тезис как правило встречается во многих религиозных течениях, в том числе и в христианстве. Мистические черты в религиозных течениях встречаются как правило следующие:
— Тяга к символизму и интуитивизму;
— Использование различных психофизических упражнений для приобщения к таинствам.
Не смотря на то, что мистические элементы встречаются в различных религиозных верованиях, мы подробнее остановимся на христианской религии, как на основе современной западной культуры.
Мистицизм свойственен как западному, так и восточному христианству. Однако содержание мистического в католицизме и православии часто становится предметом дискуссии. Так, Иоанн Мейендорф и Евгений Торчинов считали, что мистицизм более развит в православии (исихазм). Павел Флоренский писал о «воображательной» мистике католиков, противопоставляемой «умной» мистике православных. По поводу последней Каллист (Уэр) пишет: «Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова» Для мистики в христианстве, в общем, характерны следующие черты:
— Бог понимается в качестве внутренне присутствующего в человеческом существовании;
— Люди призваны в качестве своей основной задачи развивать любовь и служение ко всему человеческому и всему созданному;
— Христос является внутренним идеалом, гидом ведущим к развитию;
— Личностный рост понимается в историческом контексте христианского сакраментального служения, теологической рефлексии и общинной поддержки. Этот путь обычно включает медитативные молитвы.