Курсовая с практикой на тему Миссия как ключевой элемент стратегии организации — понятие и факторы формирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Миссия компании — основа эффективного стратегического управления…………………………………………………………………………5
1.1
Место и роль миссии в процессе управления организацией. 5
1.2
Основные принципы формирования миссии компаний полиграфической промышленности. 12
Глава
2. Анализ миссии и стратегии ООО «Алина В». 15
2.1
Организационно-экономическая характеристика ООО «Алина В». 15
2.2
Анализ миссии и стратегии ООО «Алина В». 18
2.3
Рекомендации по изменению миссии и стратегии предприятия. 23
Заключение. 29
Список
использованной литературы.. 31
Введение:
Как известно, в условиях
рыночной экономики конкурентоспособность предприятия определяется
производственным, инновационным и маркетинговым потенциалом, наличием высококвалифицированного
персонала, который сочетает в себе профессионализм, опыт работы, творческую
активность и способности, финансовыми возможностями, удачно построенной
организационной структурой и выбранной системой управления и тому подобное.
Однако мало кто из современных руководителей предприятий, в частности тех,
которые действуют на территории РФ, задумывается над тем, что основным стержнем
успешного функционирования предприятия, его движущей силой является миссия
организации. Обычно, миссия разрабатывается, но прежде всего в виде лозунга или
кредо, который исключительно ориентирован на окружающую среду (потребителей,
конкурентов, поставщиков) и носит в основном рекламный характер. Что же
касается вопроса ее разработки, то этим занимаются или работники
институционального уровня, или группа назначенных лиц, которые пытаются ее
сформулировать за очень короткий срок (иногда за один день).
Цели работы
заключается в изучении миссии как ключевого элемента стратегии
организации.
В соответствии с целью, задачи
курсовой работы следующие:
— рассмотреть
место и роль миссии в процессе управления организацией;
— изучить
основные принципы формирования миссии компаний полиграфической промышленности;
— предоставить
организационно-экономическую характеристику ООО «Алина В»;
— провести
анализ миссии и стратегии ООО «Алина В»;
— разработать
рекомендации по изменению миссии и стратегии предприятия
Объект
исследования – ООО «Алина В».
Предмет
исследования – миссия предприятия.
В первой главе
использованы методы дедукции и индукции, метод сравнительного анализа. Во
второй главе — методы анализа и синтеза, а также эмпирико-статистические и
системные методы исследования.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Заключение:
Подытоживая, следует
отметить, что проследить взаимозависимость между величинами затрат и доходов
при разработке миссии довольно сложно, причем возникают дополнительные
объективные трудности для установления однозначного корреляции между этими
сравнимыми параметрами.
Однако в целом успешная
реализация процесса разработки и использования миссии организации на основе
функционального подхода обеспечивает ряд преимуществ для предприятия в условиях
частых, но труднопрогнозируемых изменений и нововведений на рынке и в сознании
людей.
Формализация процесса
формирования миссии организации, безусловно, должна поднять решения целого
комплекса вопросов, связанных с управлением, на качественно новый уровень,
обеспечив набор ориентиров для расчетов, сравнения и соответствующих
корректирующих действий. Очевидно, что влияние миссии в целом является
положительным, поскольку это дополнительный элемент на пересечении философии и
управления фирмы, который может играть мотивационную, информационную и
ценностную роль. Важным элементом при рассмотрении мотивационного аспекта
создания миссии является возможность удовлетворения определенных вторичных
потребностей работников (социальные потребности, потребности самореализации
согласно теории А. Маслоу; потребности причастности согласно теории Мак-Клеланда;
гигиенические (связанные со средой вокруг рабочего места) и мотивационные
(возможность творческого роста, высокая степень ответственности) факторы
согласно теории Герцберга. Осознание таких потребностей персонала позволит
выявить те дополнительные факторы, которые могут наиболее полно и глубже
побудить работников к достижению общеорганизационных целей.
С позиции удовлетворения
потребности в связи с определенной группой людей (например, с теми, кто
причастен к разработке миссии), которая выделена в еще одной содержательной
теории — теории Альдерфера — это тоже может быть дополнительным стимулирующим
фактором в работе с персоналом. В процесийних теориях — ожидание Врума и
справедливости Адамса — следует акцентировать внимание на процессе привлечения
работников к вопросам создания и формулировки миссии, который для более
эффективной мотивации должен проводиться с учетом ожиданий привлеченных и их
ощущениями справедливости вознаграждения. С этой точки зрения можно применять
не только разнообразные стимулы и средства для мотивирования разработчиков
миссии, но и саму возможность привлечения определенных работников к этому
процессу можно расценивать в мотивационных целях. Информационный аспект
проявляется в том, что персонал в целом имеет больше информации о своем
коллективе, о намерениях руководства. Соответственно, чем меньше "темных
пятен" в деятельности, истории и современности организации, тем более
понятной, не сложной, не страшной возникает организация для своих работников.
Также больше прозрачности и открытости для существующих и потенциальных
потребителей, поставщиков добавляет вся доступная и разрешена для обнародования
информация о деятельности предприятия, именно лаконично освещена в
задекларированной миссии организации. Проявление ценностного аспекта можно
увидеть в том, что наряду с элементами корпоративной культуры фирмы (герои,
подвиги, достижения и т.д.) миссия дает возможность сформировать высокий
уровень сознания персонала, что характерно для более развитых и успешных
организаций.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Миссия компании — основа эффективного стратегического управления 1.1
Место и роль миссии в процессе управления организацией Анализ научных источников
как зарубежных, так и отечественных авторов, позволил выделить следующие
определения миссии организации [1, 2; 3, 4, 5, 6; 7, 8]:
1. Комплексная цель.
2. Четко выраженная
причина существования и функционирования.
3. Назначение.
4. То, чем хочет
организация представить себя в будущем.
5. Рабочий документ, в
котором описаны базовые цели организации.
6. Конечный результат,
которого хочет достичь организация в будущем.
7. Короткий ответ на
вопрос "Кто мы?", "Для чего мы существуем?».
8. "Содержание
жизни" предприятия.
9. Философия организации,
в которой отражены ее основные принципы.
10. Своеобразный баланс
между стратегическими намерениями фирмы и ее стратегическими ресурсами.
11. Удовольствие той
потребности, ради которой существует организация.
12. Положение и бизнес
компании в настоящее время.
Подытоживая
вышеприведенные толкования миссии организации, можно сделать такое обобщение:
миссия — это четко выраженная причина существования и функционирования
предприятия (организации), комплексная цель, которая отражает его (ее)
назначения или состояние, направленная на удовлетворение интересов
заинтересованных сторон; один из основных инструментов, с помощью которого
можно осуществлять эффективное руководство, основываясь на принципах и аспектах
корпоративной философии.
Миссия организации
обеспечивает [2, 3, 6; 7]:
а) ощущение общности
цели;
б) ясную четкую
коммуникацию с внешней средой;
в) определение новых
направлений деятельности;
г) четкую формулировку
стратегических целей;
д) снижение риска
недальновидности управленческих работников, необоснованных и необдуманных
управленческих решений;
е) мотивацию работников к
эффективному выполнению поставленных задач, активизирует и фокусирует их усилия
для достижения цели;
е) ранжирование целей на
различных уровнях управления;
ж) влияние на
формирование взглядов высшего руководства относительно долгосрочных планов
развития предприятия;
з) подготовку организации
к будущим изменениям;
и) формирование
корпоративной культуры;
и) определение намерений
организации для потребителей, рынков, технологии, населения в целом;
и) публичное сообщение
субъектов внешней среды о стратегии поведения, убеждения и ценности
организации;
к) политику роста и
финансового обеспечения.
Как видим, роль миссии
организации многогранна. Поэтому ее разработка является важным и ответственным
этапом в процессе стратегического планирования деятельности, а ее формирование
и формулирование будет иметь решающее значение в будущем относительно дальнейшего
функционирования организации, а также при ее восприятии (организации, как
таковой, деятельности и т.д.) как внешней средой, так и непосредственно
работниками.
Постановка задач 1.
Рассмотреть процесс разработки миссии организации с позиций функционального
подхода, то есть на основе таких общих функций менеджмента, как планирование,
организации, мотивации, контроля и регулирования. 2. Разработать показатели
нормативного и фактического привлечения работников предприятия к разработке и
формулировании миссии организации, оценки ее эффективности.
Как известно, любая
управленческая деятельность на предприятии реализуется на основе 5 основных
(общих) функций менеджмента, а именно: планирование, организация, мотивация,
контроля и регулирования. Поскольку в основном именно управленческий персонал
занимается разработкой миссии организации как основного элемента стратегии
предприятия, то рассмотрим этот процесс с учетом особенностей функционального
подхода.
Разработать и
сформулировать уникальную и неповторимую, возможно, даже в чем-метафорическую
миссию организации руководство аппарата управления поощряет и / или заставляет
агрессивное и быстро изменяющаяся как внешнее, так и внутреннее среды
предприятия. Обусловлено это или проблемами выживания организации на рынке в
жестких конкурентных условиях, ее функционированием, потребностями изменить
стратегии развития, или недостатками внутри организации из-за снижения
производительности труда, громоздкую организационную структуру управления,
нежелание работников работать и тому подобное.
В процессе разработки
миссии могут принимать участие в зависимости от размеров предприятия все
работники, то есть представители управляющей и управляемой подсистем работают
как единое целое. Однако реализацию общих функций менеджмента обеспечивает лишь
управляющая система, то есть аппарат управления. Представителей управляемой
подсистемы целесообразно привлекать для получения предложений по формулировке
миссии организации, видение отдельных аспектов и нюансов, причин и мотивов
побуждения к работе, с целью выявления основных принципов и философии жизни
фирмы.
Итак, с позиций
функционального подхода процесс разработки миссии организации осуществляется в
следующей последовательности:
1. Планирование — как
формирование миссии организации или ее изменение, в свою очередь, предполагает
осуществление ряда подэтапов: 1) изучение потребностей рынка, поиск свободной
рыночной ниши; 2) ознакомление с историей функционирования предприятия и его
традициями; 3) анализ влияния факторов внешней среды на деятельность
предприятия или предприятий, исследуются; 4) исследование мотивов и интересов
заинтересованных групп внешней среды; 5) анализ сильных и слабых сторон
организации; 6) оценка и анализ интересов и видения работников; 7) выбор
основных направлений деятельности; 8) определение и ранжирование основных
составляющих миссии организации; 9) рассмотрение альтернативных вариантов
формулировки миссии; 10) выбор окончательного варианта с учетом особенностей
организации и рыночной среды.
2. Организации —
предполагает формирование соответствующей группы работников, которые
осуществляли разработку миссии организации. Если на предприятии существует
отдельное структурное подразделение, которое занимается стратегическим
планированием или стратегическим управлением, то целесообразно привлечь именно
работников этого отдела к вопросу формирования миссии организации. При
отсутствии такой структурной единицы следует сформировать комитет по
ответственных компетентных лиц различных подразделений для выполнения
поставленной задачи. Предвидя возможность привлечения всех работников
предприятия к разработке миссии, рекомендованным является использование
анкетного метода, что позволит выявить не только отдельные мысли и предложения
персонала организации по этому вопросу, но и систематизировать их взгляды,
ценности и т.п., что обеспечит системность и комплексность при формировании
миссии.
3. Мотивирование.
Поскольку, как правило, каждый труд человека так или иначе способствует
удовлетворению внутренних потребностей исполнителя, то этот процесс необходимо
рассматривать с трех позиций: 1) осознание самими работника факта, что от того,
как они сформулируют миссию, будет зависеть успех организации на рынке, что
ведет к стабильного заработка, возможного повышения его размера, наличия
постоянного рабочего места; 2) удовлетворение отдельных вторичных потребностей;
3) получение материального вознаграждения за участие в процессе разработки
миссии организации.
4. Контроль.
Предусматривает осуществление проверки сложившейся миссии в соответствии с
условиями и факторов внешней и внутренней среды, соблюдение сроков каждого из
этапов ее формирования, достоверности полученных данных, надлежащего
мотивирования работников, участвующих в этой работе.
5. Регулирование.
Предусматривает выполнение регулирующих мер по устранению ошибок, отклонений,
недостатков, неточностей в процессе планирования, организации, мотивации,
выявленных на предыдущем этапе.
Процесс разработки миссии
организации на основе функционального подхода показан на рисунке.
Численность работников,
участвующих в разработке миссии организации, зависит от многих факторов, среди
которых; уровень централизации управленческих процессов, желание работников
аппарата управления привлекать подчиненных к делам организации, размеры предприятия,
количество и квалификация персонала.
С целью определения
оптимального количества работающих, которых желательно привлечь к разработке
миссии организации, нами предлагается использовать коэффициент, отражающий
уровень занятости работников предприятия в разработке миссии организации (Кмзп).
Он рассчитывается по формуле (1): (1) где Nфзп — численность
работников, фактически задействованы в разработке миссии организации, чел; Nобщ
— общая численность работников предприятия, чел.
Этот показатель для
каждого отдельного предприятия или отрасли будет индивидуальный характер. Так,
для малых предприятий, численностью до 100 человек, предлагается при разработке
миссии привлекать весь руководящий персонал организации (менеджеров высшего,
среднего и низового звеньев управления). Это позволит объединить и
активизировать совместные усилия работников в достижении поставленной цели, а
точнее — в реализации выбранной стратегии развития предприятия. Таким образом,
оптимальное значение Кмзп может приближаться к единице.
Для средних и крупных
предприятий уместно определить нормативный коэффициент занятости работников
предприятия в разработке миссии организации (Кмнзп), который будет
полезным в процессе планирования численности привлеченных работников или при
создании специальной комиссии по разработке и формулировки миссии предприятия.
Расчет этого коэффициента будет осуществляться по формуле (2): (2) где Nнзп —
нормативная численность работников предприятия, которых желательно привлечь к
разработке миссии организации, чел. Это количество будет определяться
руководителями аппарата управления с учетом специфики отрасли и размеров
предприятия; Nобщ — общая численность персонала согласно штатному
расписанию, чел.
Выявленное отклонение при
сравнении нормативного и фактического значения коэффициентов привлечения
работников предприятия к разработке и формулировка миссии организации,
позволяет руководству организации взвешенно подходить к вопросу оптимизации
количества привлеченного персонала.
Стоит заметить, что при
расчете Кмнзп в знаменателе может отражаться не общая численность
работников предприятия, а общее количество управленческих работников. Это
обусловлено тем, что на средних и крупных предприятиях не уместно привлекать
весь персонал в процесс разработки миссии организации. Это займет не только
много времени и средств, но и не даст положительных результатов. Итак, формула
расчета Кмнзп будет выглядеть (3): (3) где Nнзуп —
нормативное количество управленческих работников предприятия, которые
целесообразно привлечь к разработке миссии организации, чел.; Nуп —
общая численность управленческих работников на предприятии, чел.
С изменением расчета
значения Кмнзп изменится и расчет Кмфзп (4): (4) где Nфзуп — численность
управленческих работников, которые фактически задействованы в разработке миссии
организации, чел.; Nуп — общая численность управленческих работников
предприятия согласно штатным расписанием, чел.
По объективным и
логических рассуждений трудно лимитировать время на разработку миссии,
поскольку этот вопрос должен быть своевременно поставлен в процессе
стратегического планирования всей деятельности организации в начале основания
фирмы (создание учредительных документов) или при смене направления и сферы
деятельности, реализации крупных проектов и т.д. . Возможность внесения
корректив миссии определяется как изменениями организационного характера
(взгляды руководства, изменение стратегии), так и изменениями во внешней среде
(вкусы потребителей, конкурентные условия, законодательство и т.д.).
Наряду с вопросами
информационного, кадрового, материального и временного обеспечения процесса
разработки миссии организации важно также оценить эффективность i / или
результативность миссии, то есть эффективность ее влияния на деятельность
персонала. 1.2 Основные принципы формирования
миссии компаний полиграфической промышленности Анализируя деятельность
предприятий полиграфии, издательского дела и книгораспространения, можно
спрогнозировать с большой долей вероятности кризис данной отрасли. Об этом
свидетельствуют определенные тенденции рынка книжной и полиграфической
продукции, а именно:
— уменьшение количества тиражей и количества
наименований книжной продукции [3];
— растет кризис неплатежей за реализованную
печатную продукцию;
— наблюдается недостаточность
государственного финансирования.
И это далеко не полный
перечень проблем. Руководители предприятий, действуя в современных условиях, на
выживание предприятий, на решение сиюминутных проблем, которые не дадут
желаемых результатов без осознания стратегических целей и разработки стратегии.
Это позволит целенаправить усилия в едином направлении развития и значительно
повысить результативность деятельности. Нарастание кризисных симптомов должно
привести к осознанию необходимости реорганизационных изменений в области и
управлении. Организация и реализация этих изменений является основной задачей
именно стратегического менеджмента.
Итак, из вышесказанного
можно сделать выводы, что наступает жизненная необходимость проведения
изменений на предприятиях полиграфической отрасли. Для того, чтобы изменения
были эффективными, необходимо создать систему стратегического менеджмента и
повысить ее действенность с помощью четко сформулированной миссии. Она
обеспечит разработку стратегии необходимых нововведений, осуществит пропаганду
необходимости изменений, будет способствовать уменьшению сопротивления
изменениям среди трудового коллектива.
В основном, предприятия
полиграфии, издательского дела работают на заказ, поэтому считаем, что основные
ключевые ценности должны в первую очередь направлены на потребителя.
Особенности продукции требуют нестандартного подхода к каждому заказу, поэтому
необходимо поощрять персонал к нестандартным креативным решениям. Значительную
долю в производстве полиграфических предприятий занимает книжная продукция,
основное назначение которой помогать познавать мир, учиться, знакомиться с
историей и культурой, способствовать популяризации родного языка. Поэтому в
перечень основных ключевых ценностей предлагаем включить:
— повышать имидж культуры, способствовать
духовному и интеллектуальному росту людей;
— с уважением и вниманием относиться к
каждому заказчику, обеспечивая высокое качество и скорость выполнения заказа;
— предоставлять работникам возможность
реализовать свой творческий потенциал;
— социальная ответственность бизнеса.
Чтобы определиться с
назначением предприятий полиграфии, необходимо ответить на вопрос: зачем нужна
их продукция? Полиграфическую продукцию можно разделить на четыре основные
группы: упаковочные материалы, рекламная продукция, книги, газеты и журналы. Она
помогает узнать среди множества товаров упаковки любимого производителя,
рекламная продукция информирует потребителей о производителях и виды их
продукции, формирует имидж компании, помогает сделать ближе производителя и
потребителя. Книги, газеты и журналы выполняют информативную, познавательную и
развлекательную функции. Поэтому назначение предприятий полиграфической
промышленности можно определить следующим образом: «Мы помогаем сделать мир
красочным и цветным, повысить информированность и интеллектуальный уровень
людей».
Используя систему
ключевых ценностей и назначения можно сформировать качестве примера следующую
миссию:
«Мы помогаем сделать мир
красочным и цветным, повысить информированность и интеллектуальный уровень
людей. Наша продукция способствует повышению имиджа страны, духовному и
культурному росту людей. Мы с уважением и вниманием относимся к каждому
заказчику, обеспечивая высокое качество и скорость выполнения заказа. Наши
сотрудники могут реализовать свой творческий потенциал, а мы способствуем этому
и поощряем. Мы несем социальную ответственность за ведение своего бизнеса,
способствуем экономическому росту страны, обеспечивая высокую доходность
предприятия, защищая интересы собственников, создавая новые рабочие места,
обеспечивая работников достойной заработной платой».
Конечно, данная миссия
это лишь пример, основания, на котором каждое предприятие может сформировать
свою миссию, выделив свою уникальность и особенность.
1. Для повышения эффективности
стратегического менеджмента каждое предприятие должно сформулировать миссию.
2. Определены термин «миссия организации».
3. Миссия должна включать систему ключевых
ценностей и предназначения организации, представить ее внешней среде,
подчеркивать ее уникальность и улучшать имидж.
4. Кризисные явления, наблюдаемые в
полиграфической отрасли, побуждают предприятия к внедрению системы
стратегического менеджмента, одним из инструментов которого является миссия
организации.
5. Сформулированы миссию полиграфических
предприятий, что может быть использовано в практической деятельности в качестве
примера, основа.
С целью дальнейшего совершенствования
системы стратегического менеджмента на предприятиях, целесообразно разработать
практические рекомендации для разработки и формулирования миссии, а также
развивать и совершенствовать другой инструментарий стратегического менеджмента.
Глава 2. Анализ миссии и
стратегии ООО «Алина В» 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Алина В» Типография полного цикла ООО «Алина В» более 10 лет является одним из ведущих
производителей на российском полиграфическом рынке. Все эти годы компания
успешно работает сразу в нескольких направлениях: производство книг, журналов,
деловой и рекламной полиграфии. Производственные мощности типографии ООО «Алина В» оптимальны для изготовления
высококачественных полноцветных книг в твердом переплете, а также
высококачественной деловой сувенирной продукции (ежедневники, еженедельники,
планинги, календари и т.п.) из каталога переплетных материалов, внутренних
блоков, датированных и недатированных, с различными видами вырубки и без, любых
форматов. Компания имеет свое собственное производство в Москве, что позволяет постоянно
контролировать процесс изготовления продукции и является необходимым условием
для обеспечения высочайшего качества печати и оптимальных сроков изготовления.
Оптимальное соотношение цены, качества и сроков исполнения, постоянное расширение
ассортимента полиграфической продукции – основные задачи, которые решаются на
базе собственной типографии.
Основные заказчики —
правительственные и государственные организации, банки, страховые компании,
производственные предприятия, зарубежные представительства, издательства,
рекламные агентства, представительства автомобильных компаний MERCEDES,
HYUNDAI, BMW, издательства «РОСМЭН», «ЭКСМО», компании «SHELL», «ЛУКОЙЛ»,
«СОГАЗ», «КОМУС», «ЕВРОСЕТЬ», «МИЭЛЬ», «ОРИФЛЕЙМ», «ADIDAS», «БАЛЧУГ»,
«КРИСТАЛЛ», «КРОКУС» и многие другие.
Специалисты высокой
квалификации, располагающие большим опытом работы и знанием технологий,
современная база печатных машин и профессиональной допечатной техники,
разнообразный ассортимент брошюровочного и отделочного оборудования – все это в
целом позволяет компании осуществлять работы любой сложности, с учетом всех
пожеланий заказчика.
Организационная структура ООО «Алина В» построена по линейно – функциональному
типу, который обеспечивает четкую вертикальную интеграцию и централизацию
принятия ключевых решений. Схема организационной структуры
представлена на рисунке 1.