Курсовая с практикой на тему Мифологема сада в английской литературе XIX века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МИФОЛОГЕМА САДА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУНОГО ПРОСТРАНСТВА 5
1.1 Мифологема: сущность понятия и функции 5
1.2 Образ сада в мировой культуре 9
ГЛАВА 2 МИФОЛОГЕМА САДА В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 14
2.1 Сад в английском романтизме 14
2.2 Сад в английском реализме 19
2.3 Сад в фантастической литературе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Термин «мифологема» впервые был использован К. Юнгом и К. Кереньи в работе « Введение в сущность мифологии» в 1941 году. Под данным термином понимается определенный культурологический материал, сохранившийся до наших дней с определенным набором смыслов. Благодаря широкому значению данных конструкций их нередко используют в произведениях искусства, для усиления глубины и узнавания со стороны потребителя. Наиболее широко мифологема используется в таком виде искусства как литература.
Одной из самых узнаваемых мифологем в мировой культуре можно считать мифологему «сада», которая чаще всего отражает собой изобильное, практически райское место, единственный островок безопасности.
Тем не менее каждая эпоха имеет ряд отличительных особенностей, которые отражаются на классических образах. Так резкие изменения в культуре связаны с революционными действиями во Франции во второй половине XVIII века. Это прямо отразилось и на искусстве, в частности на литературе. Наиболее популярной можно считать английскую литературу XIX века.
Объектом данной работы является мифологема «сада».
Предметом данной работы является мифологема «сада» в произведениях английской литературы XIX века.
Целью работы является характеристика мифологемы «сада», ее особенностей и функций в произведениях английской литературы XIX века.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
— охарактеризовать сущность понятия «мифологема», а также выделить ее основные функции;
— изучить основные представления о саде в мифологии, религии и некоторых научных дисциплинах;
— проанализировать произведения английской литературы XIX века относящихся к направлению «романтизм» с целью определения роли мифологемы «сада»;
— проанализировать произведения английской литературы XIX века относящихся к направлению «реализм» с целью определения роли мифологемы «сада»;
— проанализировать фантастические произведения английской литературы XIX века с целью определения роли мифологемы «сада».
Степень научной проработки темы выражена в ряде работ посвященных непосредственно феномену мифологемы, это работы таких авторов как Кереньи К., Юнг К. Г., Круталевич А.Н., Ильинова Е.Ю., Коновалова Н.И, Шишова Ю.Л., а также в ряде работ посвященных символизму и значению сада в мировой культуре (Аткина Л. И., Вишнякова С. В, Свиридова Л. О.)
Источниковая база исследования строится на работах таких авторов как Ч. Диккенс, Ш. Бронтэ, П. Шелли, М. Шелли, Г. Уэллс, Р. Стивенсон, В. Скотт, У. Блейк и др.
Методологическая база исследования построена на следующих методах:
— исторический;
— историко – культурный;
— герменевтический.
Также в основе работы лежат общенаучные методы, такие как метод системного анализа и синтеза.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
В процессе написания данной работы было установлено, что мифологема, как термин, имеет различные трактовки. Так можно обозначить следующие представления о ней:
1) Мифологема как синоним архетипа;
2) Мифологема как минимальная структурная единица мифа, так называемый «атом мифа»;
3) Мифологема как конкретное воплощение архетипа.
Если попытаться дать однородное определение, то можно указать, что под мифологемой понимается устойчивая совокупность образов и представлений, которые выдержав проверку временем имеют широкую узнаваемость.
Мифологема обладает следующими признаками:
— «свернутая сюжетность»;
— региональная специфика;
— ретроспективность.
Функции мифологемы следующие:
— Функция реализация, позволяет на основе мифологем приспосабливаться к меняющимся мировым и жизненным обстоятельствам;
— Функция смыслополагания позволяет человеку вписать себя в существующий порядок вещей и социокультурный контекст;
— Интегрирующая функция способна обеспечить национальное самосознание, осознание общества или коллектива.
Сад является наиболее одной из наиболее древних и узнаваемых мифологем. Ее значения следующие:
1) Рай на земле;
2) Непорочность и невинность женщины;
3) Место изобилия, как итог испытания;
4) Олицетворение сознания человека;
5) Точка прохождения испытаний.
Английская литература XIX века богата на направления и сюжеты. В частности мифологема «сада» в каждом из направлений может трактоваться по разному.
В английском романтизме сад имеет следующие значения:
1) Образ «райского сада» подвергается переосмыслению, для критики привычных религиозно-феодальных устоев;
2) Сад также представляется как рай на земле, однако в отличии от классических представлений этот рай не закрыт от человека, а напротив создан им;
3) Сад символизирует достаток и благополучие, а также сакральность и интимность.
В английском реализме сад имеет следующие значения:
1) Символ упадка и декаданса;
2) Символ безопасности и непорочности;
3) Символ внутреннего мира и состояния героя;
4) Сокровенное место, которое открыто не каждому.
Также сад использовался и в английской фантастической литературе – это и укромное место для творчества и фактически игры в бога и олицетворение женского целомудрия. Использование классического образа добавляло контрастности с фантастическими сюжетами и обстоятельствами.
Подводя итог можно сказать, что в английской литературе XIX века сохраняются классические образы сада, в особенности «рай на земле» и «чистота и невинность» и именно благодаря этим устойчивым образом авторы удачно деконструировали или дополняли данную мифологему.
Фрагмент текста работы:
1 МИФОЛОГЕМА САДА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУНОГО ПРОСТРАНСТВА
1.1 Мифологема: сущность понятия и функции
Термин «мифологема» (от др. греческого «сказание» + «мысль») подразумевает под собой совокупность мифологических сюжетов, сцен или образов, которые характеризуются глобальностью, универсальностью, вследствие чего имеют широкое распространение в культурах мира. Синонимично данному термину иногда употребляется термин «мифологический архетип».
Данное понятие было введение в науку К. Г. Юнгом и К. Кереньи в работе « Введение в сущность мифологии» в 1941 году. В той же работе отмечается, что «мифологема» одновременно является мифологическим материалом и почвой для образования нового:
«Искусство мифологии определяется своеобразием своего материала. Основная масса этого материала, сохранявшаяся традицией с незапамятной древности, содержалась в повествованиях о богах и богоподобных существах, героических битвах и путешествиях в подземный мир — повествованиях («мифологема» — вот лучшее древнегреческое слово для их обозначения), которые всем хорошо известны, но которые далеки от окончательного оформления и продолжают служить материалом для нового творчества. Мифология есть движение этого материала: это нечто застывшее и мобильное, субстанциональное и всё же не статичное, способное к трансформации». [Кереньи, ,Юнг 1997., с. 13]
В современной литературе мифологемой часто обозначают мифологический мотив, сознательно перенесенный в мир современной художественной культуры.
На данный момент формулировка данного термина довольно расплывчата. Можно выделить три группы вариантов употребления и трактовки термина «мифологема»:
1) Мифологема как синоним архетипа;
2) Мифологема как минимальная структурная единица мифа, так называемый «атом мифа»;
3) Мифологема как конкретное воплощение архетипа.[Круталевич 2016., с.12]
Неоднозначность трактовки термина становится причиной неоднородно изучения его в литературе. Вследствие этого существуют различные подходы к анализу данного феномена.
Мифологему действительно можно признать структурной составляющей мифа, выраженной в коммуникативную систему, которая допускает развитие и сохранение интуитивно постигаемых единиц значения.
Существует также термин «мифема» введенный в науку К. Леви- Строссом. Данным термином обозначается структурно-смысловая языковая единица мифа. Метафорически «мифема» выражает представление о некоторой ситуации или отношении. Распознать мифему сложнее, чем мифологему.
Понимание последней как синонима архетипа возникло в качестве побочного эффекта использования в различных науках идеи о врожденных «первообразах», являющихся частью коллективного бессознательного. «Архетип» как правило, отражает в психологии и антропологии то, что в филологии и культурологии отражается термином «мифологема». Однако определять их тождественность не всегда целесообразно.
Несмотря на то, что трактовать термин однозначно довольно проблематично, в науке существуют устоявшиеся признаки мифологемы:
— «свернутая сюжетность»;
— региональная специфика;
— ретроспективность.
Под «свернутой сюжетностью» понимается отсутствие фабульности. Такое определение данному обстоятельству дал М.В. Дмитренко. Е. Ю. Ильинова поясняет: «Основой операционной среды для концептуализации мифологического сознания является синкретизм мифологемы и слов, ее номинирующих»..[Ильинова 2012., с. 185] Например мифологема мирового древа не нуждается в пояснениях вне зависимости от контекста. Тот факт что древо символизирует мироздание и его энергетический центр известно практически в любой мировой культуре. Данный образ можно видеть как в древнейших мифах народов мира, например в скандинавской мифологии, славянской или индийской, так и в современных масскультурных феноменах, в которых дерево выполняет те же функции. Отсюда следует, что мифологеме свойственна ретроспективность и преемственность поколений. Таким образом в мифологеме можно выделить историко-генетическую и актуальную части. Н. И. Коноваловаа пишет следующее: «во-первых, она обращена в прошлое, ее основу составляют традиции … во-вторых, она отражает настоящее, реальность современной культурной ситуации».[Коновалова 2013., с. 210]
Бинарность мифологемы можно наблюдать на примере «конца света». Данная мифологема присутствует практически в каждом народном мифе до появления первых цивилизаций, в религиозной практике, и во многих художественных произведениях. Практически в каждом примере конец света становится следствием пика цивилизации и представляет собой некое обновление. Однако разница каждый раз ощущается в деталях. Например у коренных народов Северной Америки конец света наступает в следствии огненный разрушений, если верить верованиям индейцев чоктау. У чироки, также обитавших в Северной Америке конец света происходит в результате потопа. У обитателей Новой Гвинеи конец света наступает в результате землетрясения. В древнеиндийских текстах причиной конца света становится огонь и вода в совокупности.