Курсовая с практикой на тему Мифологема пути в романе Т.Толстой «Кысь».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5
1.1. Отражение концепта «путь» в
художественном произведении. 5
1.2. Общая характеристика произведений
Т.Толстой и место романа «Кысь». 6
Глава 2. Анализ мифологемы пути в
романе Т.Толстой «Кысь». 10
2.1. Анализ романа Т.Толстой «Кысь». 10
2.2. Способы и приемы раскрытия
мифологемы пути в романе Т.Толстой «Кысь» 16
Заключение. 23
Список использованной литературы.. 24
Введение:
Актуальность.
Постмодернизм в русской литературе — явление отнюдь не новое, но для
многих он по-прежнему остается не до конца интерпретированным. В качестве одной
из наиболее ярких особенностей этого направления критики называют
обезличенность, которая проявляется «посредством комбинирования цитации» [2],
то есть через интертекстуализацию повествования.
Роман «Кысь»
(1986—2000) — постмодернистская антиутопия, соединяющая в себе отличительные
особенности этого жанра с русским фольклором, сказкой, научной фантастикой
(Взрыв отбрасывает страну в средневековье).
Действие в романе
происходит почти через двести лет после Взрыва, повернувшего историю вспять, к
средневековью, в городе на семи холмах — бывшей Москве, смена названий которого
отражает череду исторических переворотов (Сергей-Сергеичск, Федор-Кузьмичск, Кудеяр-Кудеярычск).
Основная проблема
романа — поиск утраченной духовности, внутренней гармонии — реализуется через
символический образ Книги. Утраченная духовная культура, погубленная
катастрофой, воплощена в книгах. Однако культура эта — мертва, ибо ее жизнь не
в отвлеченных черных знаках на белом фоне — буквах, а в людских Словах,
сознаниях.
Объект исследования: роман Т.Толстой «Кысь».
Предмет исследования:
анализ мифологемы
пути в романе Т.Толстой «Кысь».
Цель: анализ
мифологемы пути в
романе Т.Толстой «Кысь».
Задачи:
1. Проанализировать отражение
концепта «путь» в художественном произведении.
2. Дать общую характеристику
произведений Т.Толстой и место романа «Кысь».
3. Провести анализ романа
Т.Толстой «Кысь».
4. Выделить способы и
приемы раскрытия мифологемы пути в романе Т.Толстой «Кысь».
Методы
исследования: В соответствии с целью, задачами и особенностями
предмета изучения были использованы различные методы исследования.
Среди
них:
— сравнительно-исторический
метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во
времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы
изучения творчества Т. Толстой;
— системно-структурный
метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а
также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и
взаимодействия особенностей нравственно-этической проблематики романа Татьяны
Толстой.
Теоретическая
часть исследования заключается в выделении и обобщении,
существующих исследований об особенностях творчества Т. Толстой, идентификации
сюжетно-композиционных, тематических особенностей публицистического творчества
писательницы.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Заключение:
Современная литература — это
литература новой эпохи, эпохи «детей». «Отцы» отрицают зачастую новое искусство
как чуждое, непонятное; молодым же оно ближе, доступнее.
Литература нашего
времени достойна внимательного прочтения, интересна своеобразным раскрытием
нравственных аспектов, необычна своим неординарным, аллюзионным,
экзистенциальным подходом к изображению героев. В то же время она — продолжение
великой русской классики на новом витке.
Толстую относят к
«новой волне» в литературе. Критики Е. Гощило, Н. Какшто, М. Липовецкий, Л.
Меньшов, Б. Парамонов и др. почти единодушно характеризуют стиль писателя как
постмодернистский.
Творчеству Т.
Толстой — рассказам, эссе и роману — свойственна внутренняя
интертекстуальность. Кроме того, в разных жанрах ее творчества прослеживаются
как стилевое, так и проблемное единство. Однако единство произведений Т.
Толстой не означает однообразия ее творчества. Наблюдается некая эволюция
творческого пути и развитие художественного сознания.
Ключевой
особенностью современной социокукультурной парадигмы является то, что всякая
мысль представляет собой результат взаимодействия, соотнесения и наложения
других мыслей, вступающих друг с другом в многовекторную и необязательно
обусловленную смысловую перекличку. Ярким тому примером является
публицистическое творчество Татьяны Толстой, чья мысль и слово всегда
отличаются весомостью, оригинальностью, неожиданностью, полемичностью и
ироничностью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 1.1. Отражение
концепта «путь» в художественном произведении Концепт пути входит в
общую теорию пространственных координат культуры. Аспекты пространственной
поэтики обстоятельно исследовались в филологической науке (М. Вайскопф, Ю.
Лотман, В. Кривонос, В. Гуминский и др.). Особую страницу составляют наблюдения
над архетипическими и фольклорными структурами пространственных координат, в
том числе связанных с концептом пути. В этой связи представляется интересным
взглянуть на обозначенную проблему с иной стороны и проследить, как
архетипическая и фольклорная модель пути реализуется в статичном и замкнутом,
на первый взгляд, городском пространстве. При этом позволю себе оставить в
стороне иную, не менее важную и освоенную архетипику города и городского текста
в его метафизическом аспекте [30].
Мифологема пути (дороги)
— это универсалия мировой культуры. В мифопоэтическом представлении
пространства центр и путь являются его основными составляющими.
Для славянского этноса
передвижения всегда играли заметную роль. Дорога в ее культурной
представленности всегда жила особой жизнью: странники, «калики перехожие»,
странствующие богомольцы, нищие, коробейники, отходники-промысловики, охотники,
беглые крестьяне и каторжники, ушкуйники и разбойники, ямщики, уходившие в
дальние извозы, переселенцы — вот далеко не весь российский люд, судьба
которого была связана с постоянными странствиями и передвижениями, дорожными
конфликтами [22].
Вся совокупность понятий,
образов, символов, связанных с идеей пути, образуют мифологему пути, неизменно
и ощутимо присутствующую в коллективном национальном сознании. С дорогой
связаны поиски судьбы, счастья, доли. Концептуальный архетип пути в его мифологическом
измерении всегда соотносился с хаосом, который противостоит освоенному
пространству, как природа противостоит культуре, как «свое» (дом) противостоит
«чужому». В религиозно-философской традиции общая «дорожная символика»
дополняется идеей страдания, неустроенности, жертвенности, крестного пути,
восходящей к иконографии Христа и агиографии[15].