Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Мифологема пути в романе Т.Толстой «Кысь».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5

1.1. Отражение концепта «путь» в
художественном произведении. 5

1.2. Общая характеристика произведений
Т.Толстой и место романа «Кысь». 6

Глава 2. Анализ мифологемы пути в
романе Т.Толстой «Кысь». 10

2.1. Анализ романа Т.Толстой «Кысь». 10

2.2. Способы и приемы раскрытия
мифологемы пути в романе Т.Толстой «Кысь»  16

Заключение. 23

Список использованной литературы.. 24

  

Введение:

 

Актуальность.
Постмодернизм в русской литературе — явление отнюдь не новое, но для
многих он по-прежнему остается не до конца интерпретированным. В качестве одной
из наиболее ярких особенностей этого направления критики называют
обезличенность, которая проявляется «посредством комбинирования цитации» [2],
то есть через интертекстуализацию повествования.

Роман «Кысь»
(1986—2000) — постмодернистская антиутопия, соединяющая в себе отличительные
особенности этого жанра с русским фольклором, сказкой, научной фантастикой
(Взрыв отбрасывает страну в средневековье).

Действие в романе
происходит почти через двести лет после Взрыва, повернувшего историю вспять, к
средневековью, в городе на семи холмах — бывшей Москве, смена названий которого
отражает череду исторических переворотов (Сергей-Сергеичск, Федор-Кузьмичск, Кудеяр-Кудеярычск).

Основная проблема
романа — поиск утраченной духовности, внутренней гармонии — реализуется через
символический образ Книги. Утраченная духовная культура, погубленная
катастрофой, воплощена в книгах. Однако культура эта — мертва, ибо ее жизнь не
в отвлеченных черных знаках на белом фоне — буквах, а в людских Словах,
сознаниях.

Объект исследования: роман Т.Толстой «Кысь».

Предмет исследования:
анализ мифологемы
пути в романе Т.Толстой «Кысь».

Цель: анализ
мифологемы пути в
романе Т.Толстой «Кысь».

Задачи:

1. Проанализировать отражение
концепта «путь» в художественном произведении.

2. Дать общую характеристику
произведений Т.Толстой и место романа «Кысь».

3. Провести анализ романа
Т.Толстой «Кысь».

4. Выделить способы и
приемы раскрытия мифологемы пути в романе Т.Толстой «Кысь».

Методы
исследования: В соответствии с целью, задачами и особенностями
предмета изучения были использованы различные методы исследования.

Среди
них:

— сравнительно-исторический
метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во
времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы
изучения творчества Т. Толстой;

— системно-структурный
метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а
также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и
взаимодействия особенностей нравственно-этической проблематики романа Татьяны
Толстой.

Теоретическая
часть исследования заключается в выделении и обобщении,
существующих исследований об особенностях творчества Т. Толстой, идентификации
сюжетно-композиционных, тематических особенностей публицистического творчества
писательницы.

Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная литература — это
литература новой эпохи, эпохи «детей». «Отцы» отрицают зачастую новое искусство
как чуждое, непонятное; молодым же оно ближе, доступнее.

Литература нашего
времени достойна внимательного прочтения, интересна своеобразным раскрытием
нравственных аспектов, необычна своим неординарным, аллюзионным,
экзистенциальным подходом к изображению героев. В то же время она — продолжение
великой русской классики на новом витке.

Толстую относят к
«новой волне» в литературе. Критики Е. Гощило, Н. Какшто, М. Липовецкий, Л.
Меньшов, Б. Парамонов и др. почти единодушно характеризуют стиль писателя как
постмодернистский.

Творчеству Т.
Толстой — рассказам, эссе и роману — свойственна внутренняя
интертекстуальность. Кроме того, в разных жанрах ее творчества прослеживаются
как стилевое, так и проблемное единство. Однако единство произведений Т.
Толстой не означает однообразия ее творчества. Наблюдается некая эволюция
творческого пути и развитие художественного сознания.

Ключевой
особенностью современной социокукультурной парадигмы является то, что всякая
мысль представляет собой результат взаимодействия, соотнесения и наложения
других мыслей, вступающих друг с другом в многовекторную и необязательно
обусловленную смысловую перекличку. Ярким тому примером является
публицистическое творчество Татьяны Толстой, чья мысль и слово всегда
отличаются весомостью, оригинальностью, неожиданностью, полемичностью и
ироничностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования 1.1. Отражение
концепта «путь» в художественном произведении Концепт пути входит в
общую теорию пространственных координат культуры. Аспекты пространственной
поэтики обстоятельно исследовались в филологической науке (М. Вайскопф, Ю.
Лотман, В. Кривонос, В. Гуминский и др.). Особую страницу составляют наблюдения
над архетипическими и фольклорными структурами пространственных координат, в
том числе связанных с концептом пути. В этой связи представляется интересным
взглянуть на обозначенную проблему с иной стороны и проследить, как
архетипическая и фольклорная модель пути реализуется в статичном и замкнутом,
на первый взгляд, городском пространстве. При этом позволю себе оставить в
стороне иную, не менее важную и освоенную архетипику города и городского текста
в его метафизическом аспекте [30].

Мифологема пути (дороги)
— это универсалия мировой культуры. В мифопоэтическом представлении
пространства центр и путь являются его основными составляющими.

Для славянского этноса
передвижения всегда играли заметную роль. Дорога в ее культурной
представленности всегда жила особой жизнью: странники, «калики перехожие»,
странствующие богомольцы, нищие, коробейники, отходники-промысловики, охотники,
беглые крестьяне и каторжники, ушкуйники и разбойники, ямщики, уходившие в
дальние извозы, переселенцы — вот далеко не весь российский люд, судьба
которого была связана с постоянными странствиями и передвижениями, дорожными
конфликтами [22].

Вся совокупность понятий,
образов, символов, связанных с идеей пути, образуют мифологему пути, неизменно
и ощутимо присутствующую в коллективном национальном сознании. С дорогой
связаны поиски судьбы, счастья, доли. Концептуальный архетип пути в его мифологическом
измерении всегда соотносился с хаосом, который противостоит освоенному
пространству, как природа противостоит культуре, как «свое» (дом) противостоит
«чужому». В религиозно-философской традиции общая «дорожная символика»
дополняется идеей страдания, неустроенности, жертвенности, крестного пути,
восходящей к иконографии Христа и агиографии[15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы