Курсовая с практикой на тему Межличностные отношения в учебных коллективах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Психологические особенности старшего школьного возраста. 7
1.1
Психические особенности старшего школьного возраста. 7
1.2 Структура
и значение межличностных отношений старших подростков 15
1.3
Межличностные отношения старшеклассников. 18
Выводы по 1
главе. 21
Глава 2.
Исследование межличностных взаимоотношений в школьном коллективе. 22
2.1
Организация исследования. 22
2.2 Обработка
и анализ результатов исследования. 25
Вывод по 2
главе. 27
Заключение. 28
Список
используемой литературы.. 30
Приложение. 33
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время уже не приходится
доказывать, что межличностные отношения – совершенно необходимое условие бытия
людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной
психической функции или психического процесса, ни одного блока психических
свойств, личности в целом. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая
возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии,
психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени.
Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за
рубежом и является, по существу, ключевой проблемой социальной психологии.
Осуществляя совместную
деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают
психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного
отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс,
которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия
индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и
как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и
взаимного понимания друг друга» [31, с.15].
Достаточно условно
многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся
контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где
необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих
задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают
по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых
и профессионально раскрываемых ролей.
Ко второму виду общения
относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решения задач
какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа
симпатии и антипатии доверия и недоверия, уважения и презрения.
Заключение:
Общение – намеренное
влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении
происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание,
формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.
Общение – специфическая
форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении
реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных
стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между
людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между
людьми; перцептивная сторона включает процесс восприятия друг друга партнерами
по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Общение, будучи сложным
социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми,
осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от
латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.
Проблема межличностных
взаимоотношений относится к числу важнейших для подростка сфер
жизнедеятельности. Межличностное взаимодействие имеет значение в формировании
личности подросткового возраста. Для социализации человека важен каждый
возрастной период. И все же подростковый возраст занимает особое место в
педагогике и психологии. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех
возрастов, представляющий собой период становления личности.
Каждый день человек
включается в контакт с другими людьми. В зависимости от целей и результатов
деятельности, а также возраста человека, значимость данных контактов то
возрастает, то уменьшается.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические особенности старшего школьного
возраста 1.1
Психические особенности старшего школьного возраста
В разных источниках
указаны разные возрастные периоды. Старший подростковый возраст составляет в
среднем от 13 до 16 лет. Есть также мнения, что старшие подростки находятся в
пределах от 12 до 15 лет; с 14 до 16 и с 14 до 18 лет.
В старшем подростковом
возрасте наблюдается определенное расхождение смыслов и ценностей. От выбора
профессии зависят осмысленные жизненные ориентиры. Школьники еще не
определились с профессией и чувствуют себя более неуверенно, в отличие от
студентов вузов, которые уже выбрали профессию, поэтому они более
целенаправленны и уверены в себе. На ценности больше влияет возраст. Дружба,
любовь – важные проблемы этого возраста, и решение этих проблем – самое ценное.
На втором месте по степени воздействия на ценности стоит тип образовательного
учреждения, в котором осуществляется обучение. Из литературы также известно,
что между смыслами и ценностями у взрослого человека существует не
противоречие, а прямая связь. В результате это противоречие с возрастом
утрачивается, но для того, чтобы безболезненно потеряться и способствовать
развитию смысловой сферы, нужна специальная работа [17, с. 231-234].
В подростковом возрасте у
молодых людей активно формируется самосознание, складывается собственная
самостоятельная система норм самооценки и самооценки, все больше развиваются
способности проникновения в собственный мир и самоощущения. и начинается
уникальность. Постепенно у подростка формируется собственная «Я-концепция». «Я
есть понятие» способствует дальнейшему, сознательному или бессознательному,
конструированию поведения молодого человека. «Я — концепт» во многом определяет
социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и
деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие в этом
возрасте положительной «Я-концепции», самооценки является необходимым условием
позитивного развития и социальной адаптации. Негативная «концепция Я»
подростка, произошедшее снижение самооценки иногда приводит к социальной
дезадаптации. Именно в этот период, по мнению одного из крупнейших
отечественных психологов Б.Г. Сознание Ананьева, прошедшее через многие
субъекты отношений, становится предметом самосознания и, дополняя структуру
характера, обеспечивает его целостность, способствует формированию и
стабилизации личности. В процессе развития самосознания фокус внимания
подростков все больше переносится с внешней стороны личности на ее внутреннюю
сторону, с более или менее случайных признаков на характер в целом. С этим
связано осознание своей оригинальности и переход к духовной, мировоззренческой
шкале самооценки. В результате человек определяется как личность более высокого
уровня [1].