Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Межличностные отношения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений 6
1.1. Понятие и сущность межличностных отношений 6
1.2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте 11
1.3. Социальный интеллект, как фактор межличностных отношений личности 16
2. Исследование взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия подростков и их социального интеллекта 23
2.1. Теоретические аспекты исследования 23
2.2. Проведение исследования и результаты анализа 24
Заключение 32
Список литературы 34

 

  

Введение:

 

1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений

1.1. Понятие и сущность межличностных отношений
Проблема формирования и развития межличностных отношений является одной из наиболее разработанных в современной психологической науке, в результате чего к настоящему моменту сформирован целый ряд характеризующих ее концепций.
К примеру, в концепции А.В. Петровского межличностные отношения представлены в форме своеобразной трехслойной сферы, где первый слой образуют эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива, второй слой – поведенческие нормы и ценностные ориентации, принятые субъектами общения, третий слой– наиболее глубинные образования, связанные с общностью целей и совместной деятельностью участников группы [20].
П.А. Сорокун, в свою очередь, трактует межличностные отношения как взаимную готовность общающихся сторон к определенному типу взаимодействия [25].
А.Л. Тертель подходит к определению межличностных отношений более системно, объединяя в рамках этого понятия и социально-перцептивные процессы, и аттракцию, и ролевое поведение людей, и процессы взаимовлияния. Автор классифицирует межличностные отношения по признакам функциональности и эмоциональности на две группы – инструментальные и экспрессивные [27].
Таким образом, межличностные отношения являются фактически базовым элементом психологии групп, который служит, с одной стороны, средством их анализа и оценки, а с другой стороны, – фактором влияние на контактирующих между собой людей и на их совместную деятельность.
На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию межличностных отношений как субъективных связей, возникающих в результате человеческого взаимодействия и сопровождаемых различными эмоциональными и другими позитивными или негативными переживаниями участвующих в них индивидов.
Г.М. Андреев в рамках своей теории объединяет весь диапазон охватываемых межличностными отношениями явлений в три основные группы [3]:
— восприятие людьми друг друга и взаимопонимание;
— межличностная привлекательность;
— ролевое поведение и взаимное влияние.
Главным критерием оценки межличностных отношений, по Г.М. Андрееву, является уровень удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Первую скрипку здесь играют проявляющиеся на эмоциональном уровне взаимные симпатии – антипатии, а также привлекательность – непривлекательность, включающие в себя моменты притяжения или отталкивания.
Под взаимным притяжением людей обычно понимают желаемую или реальную взаимозависимость субъектов, которая, что очень важно, далеко не всегда сопровождается состоянием удовлетворения. При этом привлекательность в самом общем смысле может характеризоваться одно- или двунаправленностью, тогда как межличностная привлекательность является двунаправленной и предполагает взаимность ее проявления в процессе общения.
Возникновение и сохранение межличностной привлекательности зависит и от наличия психологической совместимости–несовместимости людей, что обязательно сказывается на их взаимоотношениях. В случае несовместимости нередко возникают конфликтные ситуации, перерастающие в острый конфликт и препятствующие развитию эффективных межличностных отношений.
Большое влияние на взаимоотношение субъектов в группе оказывает также их срабатываемость в ходе совместной деятельности, которая способствует росту и поддержанию высокой удовлетворенности друг другом.
В результате влияния перечисленных выше факторов в группе или коллективе складывается определенный социально-психологический климат, демонстрирующий степень целостной удовлетворенности – неудовлетворенности всей группы от совместного общения и иного взаимодействия.
Из сказанного следует, что межличностные отношения в первую очередь обусловлены эмоционально-личностным отношением людей друг к другу, предполагающим выражение чувств, которые можно разделить на две основные категории [6]:
— конъюнктивные чувства, объединяющие и сближающие индивидов в процессе общения; переживание таких чувств выражается в готовности человека к совместным действиям, к плодотворному сотрудничеству;
— дизъюнктивные чувства, которые, напротив, вызывают нежелание сотрудничать, разъединяют людей, отдаляют их друг от друга.
Поскольку взаимоотношения по сути своей динамичны, они возникают, меняются и развиваются в границах трех основных этапов [11]:
1. Первый этап начинается со взаимного восприятия, ведущего к формированию субъектами общения первого впечатления друг о друге, которое и впоследствии будет оказывать свое влияние на характер взаимоотношений. В данном случае особенно важную роль играют сложившаяся у каждого из них система ценностей и установок, жизненный опыт, соответствующие ожидания от контакта и т.д. Успешность совместной деятельности во многом зависит от способности воспринимать других людей не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне, способность к проявлению эмпатии, рефлексии, аттракции.
Эмпатия является своеобразным способом психологического анализа, обеспечивающим возможность проникновения во внутренний мир собеседника, в его эмоциональное состояние.
Рефлексия выступает формой познания себя и окружающих людей путем мысленного сопоставления рефлексирующим человеком своей позиции и позиции собеседника, хода его мыслей, его перспективных и ближайших планов. Более того, широта и разнообразие социальных контактов, уровень представлений о других людях в значительной мере определяют полноту наших представлений о самих себе.
Аттракция – еще дна форма познания другого человека, сопровождающаяся формированием по отношению к нему устойчивого положительного восприятия. Важность аттракции заключается в том, что симпатия и дружеское отношение к партнерам по общению позволяют быстрее и лучше их понять.
Говоря о начальном этапе формирования и развития межличностных отношений, необходимо подчеркнуть, что первое впечатление о собеседнике обычно протекает на чувственном уровне, а, значит, сопровождается частыми ошибками, связанными со стереотипизацией, нахождением под воздействием чужого мнения, проекцией, атрибуцией, включением защитных механизмов и т.п.
Так, например, процесс стереотипизации осуществляется путем переноса усвоенных человеком типичных способов поведения на конкретную ситуацию общения и совместной деятельности. Любой социальный стереотип является, прежде всего, продуктом взаимодействия различных человеческих групп, которые, взаимодействуя друг с другом, вырабатывают определенные социальные стереотипы. В качестве конкретных примеров стереотипизации можно привести наличие этнические, половых, возрастных, профессиональных, статусных и других стереотипов.
Многие стереотипы, сложившиеся в обществе в целом и в том или ином коллективе в частности, настолько сильны, что при встрече с новым человеком воспринимающий его субъект подсознательно ограничивает себя рамками чужого, возможно, не совсем объективного или даже совершенно ошибочного мнения, и даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем объекте ему бывает достаточно для формирования весьма уверенной оценки этого лица.
Итак, первый этап межличностных отношений во многом обусловлен межличностным восприятием и его закономерностями.
2. Второй этап связан с непосредственным возникновением межличностных отношений. После того как первое впечатление от общения сформировано, процесс восприятия становится менее обобщенным и принимает специфический характер, позволяющий уловить максимальное количество деталей объекта на рациональном и эмоциональном уровнях. Рациональный уровень обеспечивает осознание людьми достоинств и недостатков друг друга. Эмоциональный уровень включает в себя соответствующие переживания, эмоциональные отклик и т.п.
Внутренне отношение людей друг к другу может выступать в виде доброжелательности или, недоброжелательности, доверия или недоверия, уважения или неуважения, содействия или противодействия, удовлетворенности или неудовлетворенности и т.д.
Повторим, что с учетом явления стереотипизации внутреннее отношение к участникам межличностного взаимодействия в немалой степени зависит от сложившихся на этапе первичного восприятия представлений о другом человеке. При этом по мере накопления опыта общения первое мнение может либо укрепиться, либо поменяться вплоть до кардинально противоположного.
3. Третий этап–обращение людей друг к другу как форма проявления внутреннего отношения. Следует учитывать, что отношение как внутреннее содержание и обращение, как внешняя форма его выражения не всегда совпадают. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша отмечают следующие варианты, возможные в данном случае [15]:
— отношение – положительное, обращение – вежливое, тактичное или сухое, грубоватое;
— отношение – отрицательное, неприязненное, обращение – грубое, бестактное или вежливое, культурное.
Отношение проявляется в общении вербальном и невербальном. Эффективность межличностных отношений на этом этапе во многом обусловлена особенностями общения субъектов.
Подводя итог обзору вопроса межличностных отношений в психологии, можно отметить, что межличностные отношения включают в себя множество вопросов, получивших самостоятельное обширное изучение, например, вопросы межличностного восприятия, общения и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Подростковый возраст является пограничным периодом между детством и взрослой жизнью, связанным с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Особое положение подросткового возраста в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность процессов развития, происходящих во время перехода от одной эпохи жизни к другой. Специфика подросткового возраста накладывает свой отпечаток на развитие межличностных отношений в подростковой среде. При этом межличностные отношения людей представляют собой субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, может быть представлен в следующих основных группах – восприятие людьми друг друга и взаимопонимание; межличностная привлекательность; ролевое поведение и взаимное влияние. Трудности в работе по развитию и поддержанию благоприятных межличностных отношений среди подростков обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.
Для успешного преодоления перечисленных трудностей необходимо проведение самых разных психологических исследований, опирающихся на ряд специализированных методов.
В рамках данной работы было проведено исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений среди подростков.
Проведение исследования среди подростков позволило выявить что среди подростков в каждом классе наблюдается наличие трех микрогрупп. Внутри каждой микрогруппы наличие отрицательных выборов не наблюдается, так же, как и не наблюдается положительных выборов между микрогруппами. Подростки общаются только в ореоле своей микрогруппы, где ярко выражен лидер. Наличие отрицательных выборов между мирокгруппами говорит о неблагополучном и конфликтном отношении в коллективе. Во взаимоотношениях подростков наблюдается равнодушие, игнорирование некоторых детей. Наличие же взаимных отрицательных выборов между группами говорит о том, что подростки живут в своих микрогруппах и практически не общаются друг с другом.
Наблюдается неприязненное отношение некоторых подростков друг к другу. На первый взгляд можно говорить о благоприятном климате в классе, так как не наблюдается яркого негатива. Нет травли друг друга подростками. Но при более тщательном изучении было выявлено, что не все так благополучно, как хотелось бы. Класс фактически разобщен, о чем свидетельствует наличие изолированных. Дети разобщены, их взаимодействие происходит только в сложившихся микрогруппах, объединенных вокруг определенных лидеров. Но нельзя не отметить, что эти лидеры не всегда имеют адекватные взгляды на жизнь. В классе есть микрогруппа. Лидер которой проявляет высокий уровень домиирования.
По показателям теста Дж. Гилфорда выявлено, что среди подростков преобладает уровень выше среднего, подростки умеют ориентироваться в реакциях участников взаимодействия, на основе чего предвидеть, что произойдет в ситуации общения в дальнейшем. В результате корреляционного анализа по Пирсону была выявлена взаимосвязь между показателями межличностных отношений и социальным интеллектом.

 

Заключение:

 

1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений

1.1. Понятие и сущность межличностных отношений
Проблема формирования и развития межличностных отношений является одной из наиболее разработанных в современной психологической науке, в результате чего к настоящему моменту сформирован целый ряд характеризующих ее концепций.
К примеру, в концепции А.В. Петровского межличностные отношения представлены в форме своеобразной трехслойной сферы, где первый слой образуют эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива, второй слой – поведенческие нормы и ценностные ориентации, принятые субъектами общения, третий слой– наиболее глубинные образования, связанные с общностью целей и совместной деятельностью участников группы [20].
П.А. Сорокун, в свою очередь, трактует межличностные отношения как взаимную готовность общающихся сторон к определенному типу взаимодействия [25].
А.Л. Тертель подходит к определению межличностных отношений более системно, объединяя в рамках этого понятия и социально-перцептивные процессы, и аттракцию, и ролевое поведение людей, и процессы взаимовлияния. Автор классифицирует межличностные отношения по признакам функциональности и эмоциональности на две группы – инструментальные и экспрессивные [27].
Таким образом, межличностные отношения являются фактически базовым элементом психологии групп, который служит, с одной стороны, средством их анализа и оценки, а с другой стороны, – фактором влияние на контактирующих между собой людей и на их совместную деятельность.
На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию межличностных отношений как субъективных связей, возникающих в результате человеческого взаимодействия и сопровождаемых различными эмоциональными и другими позитивными или негативными переживаниями участвующих в них индивидов.
Г.М. Андреев в рамках своей теории объединяет весь диапазон охватываемых межличностными отношениями явлений в три основные группы [3]:
— восприятие людьми друг друга и взаимопонимание;
— межличностная привлекательность;
— ролевое поведение и взаимное влияние.
Главным критерием оценки межличностных отношений, по Г.М. Андрееву, является уровень удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Первую скрипку здесь играют проявляющиеся на эмоциональном уровне взаимные симпатии – антипатии, а также привлекательность – непривлекательность, включающие в себя моменты притяжения или отталкивания.
Под взаимным притяжением людей обычно понимают желаемую или реальную взаимозависимость субъектов, которая, что очень важно, далеко не всегда сопровождается состоянием удовлетворения. При этом привлекательность в самом общем смысле может характеризоваться одно- или двунаправленностью, тогда как межличностная привлекательность является двунаправленной и предполагает взаимность ее проявления в процессе общения.
Возникновение и сохранение межличностной привлекательности зависит и от наличия психологической совместимости–несовместимости людей, что обязательно сказывается на их взаимоотношениях. В случае несовместимости нередко возникают конфликтные ситуации, перерастающие в острый конфликт и препятствующие развитию эффективных межличностных отношений.
Большое влияние на взаимоотношение субъектов в группе оказывает также их срабатываемость в ходе совместной деятельности, которая способствует росту и поддержанию высокой удовлетворенности друг другом.
В результате влияния перечисленных выше факторов в группе или коллективе складывается определенный социально-психологический климат, демонстрирующий степень целостной удовлетворенности – неудовлетворенности всей группы от совместного общения и иного взаимодействия.
Из сказанного следует, что межличностные отношения в первую очередь обусловлены эмоционально-личностным отношением людей друг к другу, предполагающим выражение чувств, которые можно разделить на две основные категории [6]:
— конъюнктивные чувства, объединяющие и сближающие индивидов в процессе общения; переживание таких чувств выражается в готовности человека к совместным действиям, к плодотворному сотрудничеству;
— дизъюнктивные чувства, которые, напротив, вызывают нежелание сотрудничать, разъединяют людей, отдаляют их друг от друга.
Поскольку взаимоотношения по сути своей динамичны, они возникают, меняются и развиваются в границах трех основных этапов [11]:
1. Первый этап начинается со взаимного восприятия, ведущего к формированию субъектами общения первого впечатления друг о друге, которое и впоследствии будет оказывать свое влияние на характер взаимоотношений. В данном случае особенно важную роль играют сложившаяся у каждого из них система ценностей и установок, жизненный опыт, соответствующие ожидания от контакта и т.д. Успешность совместной деятельности во многом зависит от способности воспринимать других людей не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне, способность к проявлению эмпатии, рефлексии, аттракции.
Эмпатия является своеобразным способом психологического анализа, обеспечивающим возможность проникновения во внутренний мир собеседника, в его эмоциональное состояние.
Рефлексия выступает формой познания себя и окружающих людей путем мысленного сопоставления рефлексирующим человеком своей позиции и позиции собеседника, хода его мыслей, его перспективных и ближайших планов. Более того, широта и разнообразие социальных контактов, уровень представлений о других людях в значительной мере определяют полноту наших представлений о самих себе.
Аттракция – еще дна форма познания другого человека, сопровождающаяся формированием по отношению к нему устойчивого положительного восприятия. Важность аттракции заключается в том, что симпатия и дружеское отношение к партнерам по общению позволяют быстрее и лучше их понять.
Говоря о начальном этапе формирования и развития межличностных отношений, необходимо подчеркнуть, что первое впечатление о собеседнике обычно протекает на чувственном уровне, а, значит, сопровождается частыми ошибками, связанными со стереотипизацией, нахождением под воздействием чужого мнения, проекцией, атрибуцией, включением защитных механизмов и т.п.
Так, например, процесс стереотипизации осуществляется путем переноса усвоенных человеком типичных способов поведения на конкретную ситуацию общения и совместной деятельности. Любой социальный стереотип является, прежде всего, продуктом взаимодействия различных человеческих групп, которые, взаимодействуя друг с другом, вырабатывают определенные социальные стереотипы. В качестве конкретных примеров стереотипизации можно привести наличие этнические, половых, возрастных, профессиональных, статусных и других стереотипов.
Многие стереотипы, сложившиеся в обществе в целом и в том или ином коллективе в частности, настолько сильны, что при встрече с новым человеком воспринимающий его субъект подсознательно ограничивает себя рамками чужого, возможно, не совсем объективного или даже совершенно ошибочного мнения, и даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем объекте ему бывает достаточно для формирования весьма уверенной оценки этого лица.
Итак, первый этап межличностных отношений во многом обусловлен межличностным восприятием и его закономерностями.
2. Второй этап связан с непосредственным возникновением межличностных отношений. После того как первое впечатление от общения сформировано, процесс восприятия становится менее обобщенным и принимает специфический характер, позволяющий уловить максимальное количество деталей объекта на рациональном и эмоциональном уровнях. Рациональный уровень обеспечивает осознание людьми достоинств и недостатков друг друга. Эмоциональный уровень включает в себя соответствующие переживания, эмоциональные отклик и т.п.
Внутренне отношение людей друг к другу может выступать в виде доброжелательности или, недоброжелательности, доверия или недоверия, уважения или неуважения, содействия или противодействия, удовлетворенности или неудовлетворенности и т.д.
Повторим, что с учетом явления стереотипизации внутреннее отношение к участникам межличностного взаимодействия в немалой степени зависит от сложившихся на этапе первичного восприятия представлений о другом человеке. При этом по мере накопления опыта общения первое мнение может либо укрепиться, либо поменяться вплоть до кардинально противоположного.
3. Третий этап–обращение людей друг к другу как форма проявления внутреннего отношения. Следует учитывать, что отношение как внутреннее содержание и обращение, как внешняя форма его выражения не всегда совпадают. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша отмечают следующие варианты, возможные в данном случае [15]:
— отношение – положительное, обращение – вежливое, тактичное или сухое, грубоватое;
— отношение – отрицательное, неприязненное, обращение – грубое, бестактное или вежливое, культурное.
Отношение проявляется в общении вербальном и невербальном. Эффективность межличностных отношений на этом этапе во многом обусловлена особенностями общения субъектов.
Подводя итог обзору вопроса межличностных отношений в психологии, можно отметить, что межличностные отношения включают в себя множество вопросов, получивших самостоятельное обширное изучение, например, вопросы межличностного восприятия, общения и др.

 

Список литературы:

 

Введение
Отношение человека к окружающим его людям составляет важнейшую часть человеческой жизни. По мнению С.Л. Рубинштейна, сердце человека заполнено тканью его отношения к окружающим его людям близким, знакомым, не знакомым. С характером этого отношения связано содержание его психической жизни, мысли, переживания, поступки, действия.
Особенности межличностного взаимодействия личности определяют его нравственную ценность и его духовно-нравственное становление, самосознание и непосредственно отношение к миру в целом.
Асоциальные явления в молодежной среде, негативные поступки, противоречащие общечеловеческой морали, свои истоки берут в подростковом возрасте, тогда, когда закладывается фундамент межличностного взаимодействия. Собственно, в данном возрасте у подрастающего человека формируются установки по отношению непосредственно к миру и себе в мире. Социальное окружение подростка является важнейшим фактором, определяющим формирование не только межличностного взаимодействия, но и его социального интеллекта.
Сложное интегральное образование – социальный интеллект – заключает в себе следующие компоненты: умение определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать речевое и моторное выражение эмоций в аспекте той или иной конъюнктуры, осознавать логичность становления условий межличностного взаимодействия.
В психологических исследованиях проблема социального интеллекта отражалась непосредственно вместе с вопросами изучения деятельности. В трудах А.А. Бодалева [6], С.С. Белова [7], В.Н. Кунициной [17], Л.П. Гримак [11], Н.А. Лужбиной [19], К.А. Альбухановой – Славской [1], Г.М. Бреслава [8] и других отражаются вопросы непосредственно восприятия человека человеком, формирования образа партнера по общению в процессе его восприятия и толкования его лица, внешнего и выразительного поведения.
В работах зарубежных авторов Э. Берна [5], К. Роджерса и других проводилось исследование вопросов межличностного взаимодействия в связи с воплощением человеком базовых потребностей и достижением значимых для нее целей.
Главные навыки благоприятного общения — социальный интеллект и социальная компетентность, и их строение — исследовались в трудах Н.В. Клюевой, А.Я. Коломинского, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Д.В. Ушаковой, и других.
Актуальность исследования обуславливается потребностью в оптимизации межличностного взаимодействия и социального интеллекта детей подросткового возраста как факторов благоприятного приспособления к социуму. Наличие противоречия между потребностями психологической практики в решении этой задачи и отсутствием эмпирических данных о характере взаимосвязи межличностных отношений и составляющих элементов структуры социального интеллекта подростков детерминирует содержание данного исследования.
Цель исследования – изучение специфики взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта подростков.
Объект исследования – межличностное взаимодействие и социальный интеллект подростков.
Предмет исследования — особенности взаимосвязи межличностного взаимодействия со сверстниками и социального интеллекта подростков.
Гипотеза исследования: предполагаем о существовании связи между уровнем социального интеллекта и типом межличностного поведения у подростков. Сделать предположение более конкретным трудно в связи с личностной несформированностью, незрелостью подростка.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать содержание и структуру понятий «межличностные взаимодействия» и «социальный интеллект».
2. Эмпирически изучить особенности межличностного взаимодействия и уровень сформированности социального интеллекта подростков.
3. Выявить характер взаимосвязи параметров межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта подростков
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирические: психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, теста межличностных отношений Лири, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. О’Салливена (адаптация Е. С. Михайловой);
методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных, методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— работы зарубежных исследователей по изучению социального интеллекта – Дж. Гилфорда, Р. Стернберга, М. Форда и М. Тисака, Н. Кантор и Дж. Килстрома, С. Гринспена и Дж. Дрискола, К. Леонгарда; и отечественных исследователей – Ю. Н. Емельянова, М. И. Бобневой, В. Н. Куницыной, А. Л. Южаниновой, Д. В. Ушакова, А. И. Савенкова, Е. С. Михайловой, О. В. Луневой, а также А. Е. Личко, П. Б. Ганнушкина.
— исследования в области общей психологии, посвященные проблеме развития личности, роли межличностного общения в этом развитии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.В.Знаков, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн);
— исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;
— работы, посвященные особенностям межличностных отношений подростков со сверстниками (А.Д.Глоточкин, Я.Л.Коломинский, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн).
Структура работы: введение с обоснованием актуальности выбранной темы, основная часть из двух глав, заключение и список литературы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы