Курсовая с практикой на тему Межличностные конфликты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ. 6
1.1.Понятие и виды
межличностного конфликта. 6
1.2.Причины возникновения
межличностных конфликтов. 9
1.3.Технология профилактики
межличностных конфликтов в педагогическом коллективе. 15
Выводы
по первой главе…………………………………………………………..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. 21
2.1. Организация и описание исследования. 21
2.2. Обоснование
и выбор методов и методик исследования. 22
2.3. Представление и
анализ результатов
исследования……………………….23
Выводы
по второй главе………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
Список использованной
литературы.. 30
Приложение 33
Введение:
Актуальность
темы исследования связана с тем, что сегодня профессия учителя — одна из самых
стрессовых. Причины стресса — проводимые государством реформы в образовании,
которые включают внедрение инноваций в образовательный процесс; высокая
загруженность учителей; возникающие конфликты в педагогическом составе и др.
Не каждая конкретная
образовательная организация может повлиять на решения, принимаемые на
государственном уровне, но это может повлиять на развитие ее педагогического
коллектива. Результат их работы зависит от согласованности действий учителей —
т.е. сбалансированное развитие личности ученика. На наш взгляд, одной из
важнейших проблем, негативно влияющих на развитие педагогического коллектива,
являются конфликты между его членами.
Конфликты затрагивают
все слои общества, поэтому преподавательский состав не исключение. В процессе
выполнения своей деятельности педагог становится постоянным участником или
свидетелем бесконечных и постоянных конфликтов между коллегами, которые могут привести
к конфликтам с другими участниками учебного процесса и неудовлетворенности
своей профессиональной деятельностью.
Но конфликт не всегда
имеет только отрицательные последствия для участников и организации, если
причина конфликта устранена вовремя и развитие конфликта направлено в
конструктивном направлении, то из конфликта можно добиться положительных
результатов. Сложность исследования заключается в том, что на сегодняшний день
нет однозначного ответа на вопрос, каким должно быть содержание 4-го процесса
предотвращения конфликтов в педагогическом составе общеобразовательного
учреждения.
Существует множество
подходов и методов управления конфликтами в коллективе, но конфликтное поле в
педагогическом коллективе изучено недостаточно, что, несомненно, имеет свои
особенности, влияющие на характер и содержание конфликтов и выбор методов их предотвращения.
Степень
разработанности исследования.Конфликтам в педагогических коллективах также
посвящены работы С. С. Андреевой, С. В. Баныкиной, Е. А. Задорожной, Л. Г.
Карповой, Р. В. Овчаровой, А. П. Панфиловой, С. Л. Фоменко. Методы профилактики
конфликтов рассматривали в своих работах Е. М. Аношина, В. Р. Бильданова, А. Х.
Зейналабдинова, З. М. Курбонова, Ю. В. Марков.
Объектом
исследования являются межличностные конфликты в педагогических коллективах.
Предмет
исследования – методы профилактики межличностных конфликтов в педагогических
коллективах.
Цель исследования – на
основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс
мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом
коллективе общеобразовательной организации.
Задачи:
— дать
определение понятию межличностного конфликта и его видам;
— выявить
причины возникновения межличностных конфликтов;
— определить
технология профилактики межличностных конфликтов в педагогическом коллективе;
— провести
эмпирическое исследование межличностных конфликтов в педагогическом коллективе;
— на основе
результатов эмпирического исследования предложить мероприятия по профилактике
межличностных конфликтов в педагогическом коллективе.
Гипотеза
исследования: на возникновение конфликтов в педагогических коллективах
оказывают влияние стиль поведения в конфликте.
Теоретико-методологическая
основа исследования выступают подходы отечественных ученых А.Я. Анцупова, А.И.
Шипилова к методологии определения инструментов управления конфликтом.
Методы:
— теоретические (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по
теме исследования); — эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение,
беседа).
Методика исследования – Тест
К. Томаса «Стиль конфликтного поведения»
Практическая
значимость исследования заключается в том, что разработанные практические
рекомендации могут быть использованы в средней общеобразовательной школе, а
также в других организациях, в которых отмечаются аналогичные проблемы.
База
исследования педагогический в количестве в количестве15 человек.
Структура
курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
Заключение:
Итак, в данном исследовании на основе теоретических и
полученных эмпирических данных был разработан комплекс мероприятий по
профилактике конфликтов в педагогическом коллективе общеобразовательной
организации. Для этого были решены следующие задачи:
изучены понятие, структура и функции
конфликта; изучены виды, причины и особенности конфликтов в педагогическом
коллективе; рассмотрены методы профилактики конфликтов в коллективах;
проведено
эмпирическое исследование конфликтов в педагогическом коллективе средней
общеобразовательной школы № 31;
на основе результатов эмпирического
исследования предложены мероприятия по профилактике конфликтов.
Конфликт – это столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или
субъектов взаимодействия. Педагогический коллектив – это вид трудового
коллектива, который представляет собой общность учителей, объединенную
духовными и социально значимыми ценностями и гуманными целями обучения и
воспитания подрастающего поколения, организованную для совместной
профессиональной деятельности.
Для
педагогического коллектива характерен такой вид конфликтов как межличностный.
Причины, которые вызывают конфликты в педагогических коллективах, очень
разнообразны. Условно их можно разделить на три большие группы: трудовой
процесс, психологические особенности и личностное своеобразие.
К методам
профилактики межличностных конфликтов относят: социально-психологический
тренинг; индивидуально-психологическое консультирование; аутогенная тренировка;
посредническая деятельность психолога; самоанализ конфликтного поведения;
конкретные ситуации (кейсы).
Основными
условиями предупреждения межличностных конфликтов являются компетентное
принятие управленческого решения и компетентную оценку результатов
деятельности.
В
настоящем исследовании приняли участие 15 человек из педагогического состава
школы. В качестве методов исследования выступила методика определения стиля
поведения в конфликте К. Томаса.
В целом,
в данном педагогическом коллективе сложилась благоприятная психологическая
атмосфера. Но по некоторым показателям, таким как сотрудничество,
занимательность, успешность были получены низкие оценки. Это говорит о том, что
в коллективе есть педагоги, которые не чувствуют себя полностью
удовлетворёнными климатом в коллективе.
Но при этом такие показатели коллектива как
дружелюбие, продуктивность, взаимная поддержка были оценены наиболее высоко,
что говорит о высоком морально-нравственном духе коллектива. У большинства
членов педагогического коллектива средний уровень самоконтроля в общении. Это
значит, что эти люди искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных
проявлениях, при этом они считаются в своем поведении с окружающими людьми. Большинство педагогов данного коллектива
привыкли избегать конфликтов в своей повседневной и трудовой деятельности.
Также
многие педагоги используют в конфликтном поведении стратегию приспособления,
что означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. По 16%
педагогов используют стратегии сотрудничества и компромисса. 12% участников
исследования демонстрируют деструктивную стратегию соперничества, соревнования
или конкуренции.
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась: на
возникновение конфликтов в педагогических коллективах оказывают влияние стиль
поведения в конфликте.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 1.1.Понятие и виды межличностного конфликта
Конфликт (от латинского «Conflictus» —
столкновение) – это форма выражения противоречия. Это сотрудничество двух или
более субъектов с целью исключения друг друга и реализации их за счет другого
(или одного из других) [1].
Объектом конфликта является
реально существующая объективная причина, с которой конфликт обостряется.
Объект конфликта появляется задолго до самого конфликта. Субъектами конфликта
или соперниками могут быть отдельные лица или группы лиц, объединенных общей
целью и участвующих в конфликте.
В этом контексте можно выделить предмет
индивидуальных и коллективных конфликтов. Противники выстраиваются в три ряда:
первый – тот, кто говорит от своего имени, и реализация такого типа конфликта –
это не только слова, но и действия. Здесь все сотрудничество противоборствующих
сторон ясно показано, объявлено и предсказуемо.
Такие конфликты известны высшему руководству
организации и каждому сотруднику в ней, а иногда и представителям (обычно
менеджерам) других организаций. Конфликтные отношения проявляются в виде прямых
протестов, косвенных действий (подстрекательство), открытых взаимных обвинений,
открытого бездействия (невыполнение обязанностей или бездействие) и т. д.
Большинство открытых конфликтов хорошо структурированы, четко выражают интересы
и претензии сторон, а границы конфликтной ситуации четко определены[2].
Скрытый конфликт основан не столько на
противоречиях действий и реакций, сколько на несовместимости системы отношений,
несовместимости чувств, решений и ценностей. Секретные конфликты – важная часть
конфликтных отношений. Эти конфликты недоступны для прямого наблюдения, потому
что конкуренты пытаются оказывать давление друг на друга, навязать свою волю и
используют неожиданные или неопределенные факторы[2].