Курсовая с практикой Гуманитарные науки Основы теории коммуникации

Курсовая с практикой на тему Межкультурная коммуникация: содержание, формы, уровни, значение в условиях глобализации мирового пространства.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3 1. Культура и
цивилизация: общекультурологический подход к проблеме межкультурной
коммуникации. 6

1.1. Культура и законы ее функционирования. 6

1.2. Исторические предпосылки межкультурных коммуникаций. 10

1.3. Уровни и формы проявления межкультурной коммуникации. 14 2. Анализ проблем
межкультурной коммуникации в эпоху глобализации. 20

2.1. Человек и культура ХХI века. 20

2.2. Межкультурная коммуникация как коммуникативное
взаимодействие языковых личностей. 24

2.3. Анализ проблем межкультурной коммуникации на примере
фильма   «Страх и трепет». 35 Заключение. 41

Список литературы.. 43

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Начало
XXI
века можно охарактеризовать растущей популярностью понятия «межкультурная
коммуникация». Данный термин получил широкое распространение во многих сферах
человеческой жизни, будь то политика, социология, бизнес, образование, культура
или спорт. Одновременно с этим в науке и философии до сих пор не существует
единого мнения насчёт того, какой именно смысл следует вкладывать в понимание
сущности данного явления.

Межкультурная
коммуникация в современном мире становится краеугольным камнем резонансных
явлений – как в теоретическом, методологическом плане, так и, например, в сфере
политики. Разные трактовки феномена рождают множество противоречий и споров.

Глобальные тенденции
общемирового развития требуют осмысления проблем межкультурной коммуникации
представителей разных культур и социумов, в которую интегрируются все сферы
человеческой коммуникации на уровне индивидов, социальных групп, государств и
цивилизаций как в рамках одной культуры, так и при взаимодействии разных
культур.

Неизбежность глобализации
представляет собой как благо, так и опасность в виде риска. Новые представления
о социальной реальности послужили основой создания теорий глобализма и
антиглобализма. Типология «образцов мирового порядка» предполагает:
антиглобалистские тенденции, проявляющиеся в возрождении фундаменталистских
(традиционных) течений; идею глобального сообщества, пришедшего к общему
пониманию ценностей и целей, находящих свое подтверждение в глобальных
движениях в защиту окружающей среды, борьбе с терроризмом и т. д.

Типовая иерархия «образов
мирового порядка» представляет собой совокупность объективного фактора и
субъективного осознания каждым индивидом ее наличия и необходимости и
возможности существования в ней. Глобальная культура не является
характеристикой гомогенного состава окружающей реальной действительности, т. к.
только в контексте единого глобального существования человечества становится
возможным поддержание многообразия идентичностей, традиций и культур. Локальная
гетерогенизация культур представляет собой естественный результат
функционирования глобальной культуры, которая способствует развитию и защите
локальных идентичностей.

На фоне растущих
разногласий становится особенно актуальной необходимость научного анализа
проблемы межкультурной коммуникации. Что следует считать проявлением
толерантности по отношению к иному образу жизни, поведению или мировоззрению?
Где проходят границы между терпимостью и безразличием? Как, не выходя за рамки
толерантности, избежать молчаливого одобрения безнравственных поступков? Где
проходит водораздел между культурным взаимодействием и стиранием национальной
идентичности вследствие глобализации?

Показательно, что в связи
с семантическим «разбросом», «разнобоем» термина, в качестве источников можно
привести их практически необозримое множество, из современных отечественных
авторов, непосредственно исследующих феномен межкультурной коммуникации, укажем
на работы таких философов, как А. Дахин, С. Ильинская, Е.В. Морозова, Е.В.
Кудряшова, Л. В. Баева, Л. Я. Подвойский, Э.Б. Миннуллина, А. В. Руднев, А. А.
Мишучков, из зарубежных – Ю. Хабермас, Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др.

Объектом
исследования является коммуникативный процесс. Предмет исследования – проблемы
межкультурной коммуникации в условиях глобализации.

Целью исследования является анализ форм и уровней межкультурной

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
заключение курсовой работы можно сформулировать следующие выводы и результаты
проведенного исследования.

Межкультурная
коммуникация является предметом анализа разных наук, междисциплинарных научных
исследований, разрабатывается в рамках философских и этических, политических и
социологических, культурологических и лингвистических, психологических и
психолингвистических подходов. Выходя за рамки объекта теоретических изысканий,
обладая ярко выраженной социально-практической направленностью, феномен
межкультурной коммуникации приобретает особую остроту в современных условиях
глобализирующегося и информатизирующегося общества.

Межкультурная
коммуникация является многозначным феноменом, ее можно рассматривать как
своеобразную дилемму, находящую различные, зачастую противоположные решения в
рамках различных систем ценностей. Она не обладает характером всеобщности,
поскольку в истории были периоды, даже эпохи, в основе которых лежали иные цивилизационные
способы и подходы. Даже современный мир с его переориентацией на
многополярность далек от претворения в жизнь межкультурного взаимодействия в
качестве универсалистского.

В современных условиях
межкультурное взаимодействие должно стать нормой сосуществования различных
групп, стран, культур, цивилизаций, их «равновеликости» и равнозначности в
диалоге, способом конструктивного диалога, несущего благо и добро человечеству
в целом, но не умаляющего никаких голосов в рамках многополюсного и многополярного
мира.

Трудность межкультурной
коммуникации как взаимодействия заключается в том, что в плане практическом,
особенно в разрезе социально-политических реалий, выходящих за рамки
индивидуально-поведенческих, его содержательная сущность наполняется множеством
конфликтов, агрессией, стремлением к господству и доминированию, в котором подлинному
межкультурному взаимодействию мало места. Насколько возможно это взаимодействие
в рамках разрастающегося коммуникативного пространства с его усиливающейся
дифференциацией на всех уровнях – цивилизационном, региональном, национальном,
социальном, поведенческом и пр.

Таким образом, межкультурная
коммуникация может быть мнимой, если взаимодействие выходят за рамки диалога
(элементарное безразличие) и рациональной, рефлексивной, которая выступает в
качестве исходного принципа этики дискурса, означая готовность и способность к
диалогу и его результат в виде конструктивного единства, нового качества
отношений.

Тенденции традиционного
противостояния Востока и Запада в аспекте глобализации трансформируются в
политическое противостояние между новыми либеральными ценностями
глобализирующегося мира и традиционными нормами морали, между Западом и
Востоком (как собирательными конструкциями, обозначающими вышеназванные
моральные ценностные системы). Настраивание и выстраивание принципов
взаимоотношений между ними во многом будет определять будущее многополярного
мира, в котором «слышны» голоса не только «доминантов», но равнозначно всех, в
рамках организованного мирного диалогового пространства, эмпатии и гуманизма.

В этом контексте России,
обладающей исторически уникальным опытом налаживания «конструктивного диалога»
сосуществующих «инаковых» культур и религий, но при опоре на ценности
традиционной этики, отвергающей «ценности» мультикультурализма, отводится
особая роль в налаживании такого диалога, возведенного в ранг этического
принципа.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. КУЛЬТУРА И
ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОБЩЕКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ 1.1. Культура и законы ее
функционирования В самые отдаленные времена философов занимали вопросы о том,
почему существуют разные традиции и обычаи, языки, чем объяснить тот факт, что
в одном и том же регионе народы живут по-разному, ведут разный образ жизни,
имеют отличия в понимании одних и тех же знаков, жестов, символов[1]. Таким образом,
сформировалась так называемая культурная проблематика, которая наиболее острое
звучание приобрела к середине ХIХ века. К этому времени уже сформировались две
позиции в отношении к культуре: одна из них рассматривала культуру как средство
закабаления человека, превращения его в орудие враждебных сил. Другая,
напротив, представляла культуру как средство облагораживания человека,
превращения его в собственно человека[2].

Большинство философов рассматривают культуру как форму
существования человека и человечества, в основе которой лежит деятельность
людей. Сам термин «культура» раскрывает собственно человеческое, а не
биологическое в человеке. Выделение человека из мира животных предполагает
наличие орудийной деятельности, языка и общих символов духовной культуры,
закрепленных в вещах, предметах и знаках. Культура есть форма существования человека и человечества, в основе
которой лежит деятельность людей. В самом общем смысле слова культура – это то,
что создано и создается человеком, в отличие от природных вещей и явлений. Наиболее
существенным признаком культуры является ее двойственность, двухкачественность.

Европейская
философия ХIХ века рассматривала культуру главным образом как искания
человеческого духа, как ту сферу, которая лежит за пределами природы человека,
его социального существования [1] Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации /
Т.Б. Фрик. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2019. [2] Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. –
М., 1998.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы