Международное право Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Международный военный трибунал для бывшей Югославии: правовые проблемы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА ДЛЯ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ 6
1.1 Период полного распада 6
1.2 Юриспруденция и политика 12
2. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА 16
2.1 Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии 16
2.2 Завершение работы Международного трибунала по бывшей Югославии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования прекращение существования одного государства и появление на его месте новых образований, претендующих на самостоятельное независимое существование в соответствии с правом на самоопределение, редко обходится без вооруженного насилия, человеческих жертв и серьезных разрушений. Свидетельство тому распад Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), который происходил, на наш взгляд, по наихудшему из возможных в подобной ситуации сценариев, сопровождаясь чередой вооруженных конфликтов, отличавшихся крайней жестокостью и зверствами, которые нельзя оправдать ни реализацией права на самоопределение, ни стремлением сохранить территориальную целостность государства.
Обширный документальный, аналитический материал, включая значительное число публикаций отечественных и зарубежных исследователей, содержат самые различные, порой диаметрально противоположные, подходы к определению причин югославского кризиса, отягощенного цепью взаимосвязанных вооруженных конфликтов международного и не международного характера, в ходе которых были совершены грубые и массовые нарушения норм и принципов международного гуманитарного права .
Формальной датой начала распада и вооруженного противоборства считается 26 июня 1991 г., когда Парламенты Хорватии и Словении приняли решение о выходе из состава Югославии и провозглашении независимости. Вооруженный конфликт в Словении, в котором подразделения Югославской Народной Армии (ЮНА) вели боевые действия против местных отрядов самообороны оказался самым скоротечным и завершился подписанием Брионского соглашения 7 июля 1991 г., согласно которому ЮНА, обязалась прекратить боевые действия на территории Словении, а последняя приостанавливала на три месяца вступление в силу декларации независимости.
В ходе конфликта в Хорватии (1991-1995 гг.) ЮНА и вооруженным формированиям местных сербов противостояли хорватские силы сопротивления. Конфликт в Хорватии сопровождался взаимными этническими чистками сербского и хорватского населения, в ходе которых погибли 20-26 тыс. человек, около 550 тысяч стали беженцами.
Общее число жертв конфликтов на Балканах с начала 1990-хгг. превышает 130 тыс. человек. Материальный ущерб исчисляется десятками миллиардов долларов.
Этапы, предшествовавшие учреждению Международного Уголовного Трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) заслуживают, на наш взгляд, особого внимания, поскольку именно в это время происходило в известной мере формирование политико-правовых представлений о характере событий в Югославии, о целях их участников, о средствах и методах, которые ими использовались для достижения этих целей . Именно тогда формулировались идейно-политические и закладывались организационно-правовые основы будущего судебного органа, определялись особенности его юрисдикции, задачи, которые он призван решить, порядок его создания и деятельности, содержание его уставных документов.
Одним словом, формировалась парадигма справедливого международного судопроизводства, соответствующая нынешнему состоянию международного права, уровню правосознания и политической культуры сообщества государств. Кроме того, еще на подготовительных этапах были поставлены и стали обсуждаться проблемы, связанные с процедурой создания и функционированием МТБЮ
На 3217 заседание СБ был вынесен вопрос об учреждении Международного трибунала. Проект резолюции по данному вопросу был подготовлен Испанией, Новой Зеландией, Российской Федерацией, Великобританией, США и Францией. Этот проект был принят единогласно. В обсуждении, последовавшем после голосования, докладчики высказали ряд важных замечаний в свете принятого решения.
Цель исследования: изучить международный военный трибунал для бывшей Югославии: правовые проблемы.
Объект исследования: международный военный трибунал для бывшей Югославии.
Предмет исследования: международный военный трибунал для бывшей Югославии: правовые проблемы.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить период полного распада;
2. Рассмотреть юриспруденцию и политику;
3. Изучить международный уголовный трибунал по бывшей Югославии;
4. Проанализировать завершение работы Международного трибунала по бывшей Югославии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 33 страницы. Количество литературных источников – 21.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В Гааге в историческом Рыцарском зале прошла церемония закрытия Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ).
На церемонии присутствовал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, он выступил с речью, в которой поблагодарил суд за работу и отметил вклад МТБЮ в организацию подобных расследований. «Международный трибунал по бывшей Югославии закрывается, но мы должны продолжать поддерживать привлечение виновных к ответственности и справедливость для жертв», — написал Гутерриш в официальном Twitter трибунала.
После окончания мандата МТБЮ все не завершенные в рамках суда процессы переходят в Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов (МОМУТ).
За время работы МТБЮ, созданного в 1993 г. для преследования лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии, обвинения были выдвинуты в отношении 161 человека. Из них 90 были осуждены. Судебные разбирательства длились 10 800 дней, было опрошено порядка 4600 свидетелей. В числе осужденных — бывший политический лидер боснийских сербов Радован Караджич (40 лет тюрьмы) и бывший командир армии боснийских сербов Ратко Младич, признанные виновными в геноциде.
Последним громким делом МТБЮ стал оставленный в силе приговор бывшему представителю президента Хорватии в армии боснийских хорватов Слободану Праляку. Он выпил 28 ноября прямо в суде цианистый калий и вскоре скончался в больнице. Праляка приговорили к 20 годам лишения свободы фактически за «общее руководство» отрядами боснийских хорватов в 1992–1993 гг. в Боснии и Герцеговине.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА ДЛЯ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ

1.1 Период полного распада

События на Балканах 1990-х годов стали первой крупномасштабной войной в Европе после разгрома Гитлеровской Германии. Впервые с 1945 года континент видел бомбардировки и осады городов, военные столкновения и страдания мирного населения. Для осуждения виновных в произошедшем был создан Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге, деятельность которого, однако, быстро стала объектом жесточайшей критики и обвинение в необъективности. Центральным событием всего процесса стал суд над бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем, начавшийся 15 лет назад. Но примирения и спокойствия на Балканы он, как и деятельность МТБЮ в целом, не принес.
Внутренний кризис в Югославии, назревавший после смерти Иосипа Броз Тито в 1980 году, стремительно разрастался во второй половине 1980-х. Наружу он вырвался в 1991 году, приобретя характер уже не просто напряженности в обществе, а настоящей гражданской войны. И если провозглашение независимости Македонии прошло мирно, а во время отделения Словении произошел лишь кратковременный конфликт с небольшим числом жертв и пострадавших (десятки жертв против десятков тысяч в других конфликтах), то провозглашения суверенитетов Хорватии, а затем Боснии и Герцеговины были совершенно иными .
Кроме того, сербы хорошо помнили геноцид, который учинили хорваты во время Второй Мировой войны: лагерь Ясеновац стал символом массовых убийств и этнических чисток, а жестокость усташей (так именовали себя хорватские фашисты) шокировала даже гитлеровцев
Свою роль сыграла национальная «чересполосица», когда представители различных народов и религий (православные сербы, католики-хорваты и мусульмане-бошняки) жили бок о бок, и разделить их территориально было крайне трудно. Кроме того, сербы хорошо помнили геноцид, который учинили хорваты во время Второй Мировой войны: лагерь Ясеновац стал символом массовых убийств и этнических чисток, а жестокость усташей (так именовали себя хорватские фашисты) шокировала даже гитлеровцев.
Чтобы не допустить повторения подобных событий, сербы в Хорватии объявили о своем желании остаться в составе Югославии и начали формирование собственных органов власти – так возникла Республика Сербская Краина. В начале 1992 года те же процессы в Боснии и Герцеговине привели к созданию Республики Сербской. Так началась широкомасштабная гражданская война с несколькими фронтами, сопровождавшаяся массовыми этническими чистками, изгнаниями и убийствами мирных жителей .
Идея создания специального органа, способного дать правовую оценку всем преступлениям, совершавшимся во время распада Югославии, начиная с 1991 года, впервые была высказана в Совете безопасности ООН в октябре 1992 года, а 25 мая 1993-го с его санкции был создан МТБЮ. Страной-со учредительницей трибунала была, в том числе и Россия.
На официальном сайте ООН, декларируются, на первый взгляд, вполне положительные цели трибунала: привлечь к судебной ответственности лиц, предположительно виновных в нарушении международного гуманитарного права; установить справедливость по отношению к потерпевшим; предотвратить новые преступления; способствовать восстановлению мира путем содействия примирению в бывшей Югославии.
МТБЮ стал первым международным судебным органом, созданным ООН, и первым международным судом для рассмотрения дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде, созданным с времен Нюрнбергского и Токийского трибуналов. В соответствии с положениями Устава юрисдикция Международного трибунала распространяется только на физических лиц. Основополагающими юридическими документами МТБЮ являются Устав и Правила процедуры и доказывания. В отличие от Устава, определяющего, в частности, объем полномочий, виды юрисдикции, структуру и порядок формирования органов трибунала, Правила процедуры и доказывания, предназначенные для проведения досудебного этапа разбирательства, разбирательства и обжалования, принятия доказательств, защиты потерпевших и свидетелей, а также решения других процессуальных задач, были приняты самими Судьями.
На деле же к судебной ответственности привлечены далеко не все виновные, а из привлеченных основную массу составляет лишь одна сторона конфликта – сербы, в то время как представители других сторон – хорваты, боснийцы, албанцы – были не просто отпущены на свободу, но еще и оправданы МТБЮ. Создается впечатление, что, по мнению судей преступления, совершали исключительно сербы, что является абсолютной ложью.
Возможно, судьи трибунала считают оправдательный приговор хорватскому генералу Анте Готовине справедливым по отношению к сербам, которых он изгнал из Республики Сербская Краина. Или оправдательный приговор албанскому «мяснику», как его называли в СМИ, Рамушу Харадинаю, руководившему операциями по выселению и убийству косовских сербов и цыган. Или такой же оправдательный приговор боснийцу Насеру Оричу, на счету которого более трех тысяч жизней сербов и еще большее число беженцев.
Предотвратить новые преступления трибунал также оказался не в силах, причем это касается всего пространства бывшей Югославии. Насилие над сербами продолжается до сих пор в Косове. Одной из самых страшных страниц в этой главе истории сербского народа стали погромы марта 2004 года, когда пострадали не только мирные жители, но и уникальные памятники архитектуры Сербии – православные храмы XIV–XVI веков, превращенные албанскими экстремистами в груды камней. Антисербские настроения остаются сильными и в Хорватии, где продолжают действовать националистические группировки, а лозунги вроде «Сербов – на вербы!» можно услышать в молодежной среде или прочитать среди многочисленных городских граффити. Так, видимо, происходит обещанное МТБЮ «примирение» и «восстановление мира».
При этом трибунал даже не пытался привлечь к ответственности политических деятелей, возглавлявших агрессию НАТО против Югославии в 1999 году: Билла Клинтона, Тони Блэра, Жака Ширака, Хавьера Солану и других лидеров. Зато бывшего лидера Югославии Слободана Милошевича еще во время бомбардировок его страны обвинили в военных преступлениях .
Милошевич был вынужден уйти в отставку с поста президента Югославии в результате «Бульдозерной революции» 5 октября 2000 года. Несмотря на то, что обвинения против него были выдвинуты МТБЮ еще двумя годами ранее, он не предпринимал никаких попыток скрыться, и был арестован в апреле 2001 года. Двумя месяцами позднее с санкции премьер-министра Зорана Джинджича его тайно переправили в Гаагу. Символичен день, в который это произошло – 28 июня, Видовдан. В этот день в 1389 году сербы потерпели поражение на Косовом поле от турок, в 1914 году был убит эрцгерцог Франц-Фердинанд (что послужило поводом к началу Первой Мировой войны), а в 1991 году со столкновений в Словении началась Гражданская война в Югославии.
Выдача бывшего президента Югославии вызвала бурю негодования в сербском обществе, причем не только у его сторонников, но и противников, считавших, что только сами сербы вправе судить его. Тем не менее, Милошевич отнюдь не был сломлен: выпускник юридического факультета Белградского университета, он сам повел свою защиту и выстроил линию не только опровержения инкриминированных ему деяний, но и обвинения стран НАТО в военных преступлениях против народов Югославии. В качестве доказательств бывший президент предъявил масштабную фактологическую базу, подкрепленную фотографиями и видеозаписями бомбардировок Югославии и их последствий, включая использование кассетных бомб и боеприпасов с обедненным ураном. Произнесенная Милошевичем речь в свою защиту широко распространилась в СМИ и стала объектом пристального внимания не только жителей бывшей Югославии, но и всего мира.
Процесс, однако, так и не был завершен: он многократно прерывался в связи с ухудшением состояния здоровья Милошевича, страдавшего заболеваниями сердца . Квалифицированной медицинской помощи он так и не получил, а лечения, предоставленного трибуналом, было в его случае явно недостаточно. Ходатайство о лечении в России (при даче гарантий последующего возвращения в Гаагу) было также отвергнуто, что сам Милошевич связал с опасениями МТБЮ: при его осмотре русскими специалистами могли вскрыться неудобные для судей факты.
Самым сокрушительным поражением МТБЮ стал процесс в отношении Воислава Шешеля – лидера Сербской радикальной партии, занимающего последовательную антинатовскую позицию. Еще в конце 1992 года госсекретарь США Лоренс Иглбергер упомянул его в числе тех, кого, по его мнению, необходимо привлечь к суду. Однако официальные обвинения против Шешеля МТБЮ выдвинул лишь в 2003 году: ему вменялось разжигание межнациональной розни во время войны в Югославии, руководство сербскими добровольческими объединениями и их финансирование.
Всего через 10 дней после предъявления ему обвинений Шешель добровольно отправился в Гаагу и сдался МТБЮ, но отнюдь не потому, что признал свою вину – напротив, он желал самостоятельно доказать свою невиновность и продемонстрировать лживость выдвинутых против него обвинений. Сам он перед отправлением заявил о намерении «разбить трибунал на кусочки и вернуться победителем».
В течение почти 12 лет Шешель официально находился в предварительном заключении, дело в суде постоянно затягивалось, выдвигались весьма расплывчатые (а местами и вовсе абсурдные) обвинения. Судьи трибунала надеялись сломать его психологически с помощью подставных свидетелей обвинения (этот опыт уже был опробован на других подследственных – на том же Милане Бабиче). Однако Шешель не только успешно вел самостоятельную защиту, но и ловко выставлял судей трибунала в самом неприглядном свете . Несколько раз он получал отдельные сроки по второстепенным делам – например, за «неуважение к суду». Дело настолько затянулось, что даже закончился срок мандата МТБЮ, ограничивавшийся 2010 годом. Наряду с этим Шешель постепенно начал испытывать серьезные проблемы со здоровьем.
Когда же возникла угроза смерти обвиняемого в тюремной камере, МТБЮ пришлось забеспокоиться: третий покойник (после смерти Милошевича и самоубийства Бабича) им явно не был нужен. Ничего не оставалось, как выпустить Шешеля на свободу под обещание вернуться «по первому требованию». Естественно, вернувшись в Сербию, Шешель выполнять такое обещание не собирался.
Возвратить обвиняемого в Гаагу силой оказалось невозможно. Даже нынешние власти Сербии, будучи политическими противниками Шешеля, воспротивились такому сценарию, зная, что обратное может крайне плохо кончиться для них – как минимум на ближайших выборах, а выносить заочный приговор – глупо после того, как Шешель был отпущен самим трибуналом. Фактически трибунал сам себя поставили в дурацкое положение. В результате 31 марта 2016 года Воислав Шешель был оправдан по всем пунктам.
В том же 2016 году в Сербии от опухоли мозга скончался Горан Хаджич – еще один обвиняемый МТБЮ, за год до этого отпущенный трибуналом для лечения. Деятели эпохи Югославской войны постепенно уходят в мир иной, и вместе с ними уходит идея справедливого суда над всеми виновными в кровавых событиях 1990-х годов на Балканах. Идея эта потерпела полное фиаско, превратившись в инструмент сведения политических счетов.

1.2 Юриспруденция и политика

Спустя шесть лет после ареста и экстрадиции, бывший генерал армии боснийских сербов Ратко Младич приговорен к пожизненному заключению.
Приговор Младичу ставит точку в работе международного трибунала. Согласно уставу, его деятельность завершается с окончанием последнего процесса.
За почти четверть века своей работы трибунал рассмотрел обвинения против 161 человека, 83 из которых были признаны виновными, 19 человек оправданы, дела против 37 прекращены по разным причинам, слушается 25 апелляций. Дела против 13 обвиняемых были направлены в национальные суды. Трибунал заслушал показания 4650 свидетелей и провел почти 11 тысяч дней в заседаниях .
К качественной стороне работы трибунала, между тем, до сих пор предъявляют претензии, как технического, так и морально-этического свойства.
Резолюция 808 Совета Безопасности ООН от 22 февраля 1993 года постановила создать международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года. Через три месяца резолюция 827 формально создала международный трибунал.
Для начала его работы, однако, потребовалось немало времени. Первые годы трибунал занимался тем, что закладывал юридические основы своей работы и нанимал сотрудников. Являясь частью ООН и будучи созданным на основе решения политической организации, трибунал с самого начала вызывал вопросы у юристов-международников.
В свое время это вызывало разногласия среди юристов. Не все были уверены, что создание этого трибунала через резолюцию Совета Безопасности ООН было чистым с точки зрения международного права именно потому, что политический орган, который сам не обладает судебной функцией, создал суд как свой вспомогательный орган. Но против этой практики никто не возражал, государства не заявляли протесты. Кроме того, был создан другой трибунал, по Руанде, а в последующем при участии Совбеза создавались и другие трибуналы. Фактически в международном праве этот механизм закрепился.
Трибунал создавался на основании главы VII Устава ООН, глава 39 которой звучит так: «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» . В соответствующих главах упоминаются полный или частичный разрыв экономических и дипломатических отношений, грузовых перевозок, военное вмешательство, но ничего не говорится о трибуналах.
В разное время легитимность Гаагского трибунала оспаривали некоторые подсудимые, в частности, Слободан Милошевич, что неудивительно. Однако эту точку зрения разделяют и некоторые известные юристы, и философы, в частности, Ганс Кехлер, автор трудов по межкультурному диалогу и президент Международной организации прогресса, консультирующей ООН. В меморандуме, направленном президенту Совета Безопасности еще в 1999 году, Кехлер оспаривал законность решений трибунала и вообще военных действий НАТО в Югославии в первую очередь с точки зрения международного права.
Хотя приговоры трибунала признаются на государственном уровне республик бывшей Югославии и исправно выполняются, нельзя сказать, что делается это с легким сердцем.
Решения трибунала не вызывают восторга ни у сербов, ни у хорватов.
Сербская сторона особенно обижена, и с точки зрения чистой арифметики для этой обиды есть основания: две трети осужденных Гаагским трибуналом — сербы, суммарно получившие 1150 лет тюремного заключения. Остальным досталось около пятидесяти, а некоторые — в частности, хорватский генерал Анте Готовина, изначально осужденный трибуналом за преступления против мирного сербского населения, — были полностью оправданы апелляционными инстанциями .
В странах-участницах конфликта решения Гаагского трибунала изначально воспринимались в политическом контексте. Судить об объективности принятых решений, когда кровопролитие только-только прекратилось, сложно.
Разумеется, оставить безнаказанными массовые убийства и прочие зверства войны, совершенные по приказу конкретных людей, невозможно.
Существует и проблема доверия: решения «чужого» суда на Балканах никого не впечатляют вне зависимости от того, признают ли его легитимность правительства, и в этой связи не помогают национальному примирению. Возможно, создание национальных трибуналов по военным преступлениям в каждой из участвовавших в конфликте стран помогло бы принять результаты их работы на уровне региона.
Многие обозреватели полагают, что сербы, хорваты, боснийцы должны были сами осудить своих диктаторов. Задача западных стран в этом случае состояла бы в том, чтобы помочь организовать эти трибуналы и обеспечить их независимость, при этом, не вмешиваясь откровенно во внутренние дела другого государства. Согласитесь, задача непростая.
С другой стороны, примирение враждующих народов не может осуществляться по решению суда, хотя наказание военных преступников, безусловно, необходимо. Но правосудие — это не только обвинение и наказание преступников, но и оправдание невиновных.
В аспекте международного права очень важно, что именно в этих трибуналах прозвучали голоса потерпевших, для которых, на самом деле, и существует правосудие .
Международный трибунал по бывшей Югославии стал первым после Второй мировой войны международным судом, в котором разбирались уголовные преступления. Рецепт пришелся мировому сообществу по душе: за ним последовали трибуналы по Руанде, Сьерра Леоне, Ливану. Юристы полагают, что, несмотря на отдельные ошибки, для международного правосудия трибунал сделал очень большое дело.
Гаагский трибунал подтвердил один из основных принципов правосудия — неотвратимость наказания. А вот его роль в примирении бывших соперников оказалась куда скромнее. Более того, ряд обозревателей полагают, что вера в европейские ценности и идеалы на Балканах оказалась, подорвана, особенно в Сербии. Хорватия стала самым новым членом ЕС, Сербия ведет переговоры о вступлении, Босния подала заявку, Черногория — страна-кандидат на вступление в союз.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы